В марте в Кыргызстане произошел распад коалиции парламентского большинства «Ырыс алды ынтымак» («Начало успеха в единстве»), из которой вышли представители фракции «Ата-Мекен» («Отечество»). Последние обвинили в коррупции председателя правительства Жанторо Сатыбалдиева. Оставшиеся в коалиции фракции «Ар-Намыс» («Достоинство») и Социал-демократическая Партия (СДПК) лишились парламентского большинства, что привело к отставке действующего правительства республики.
Само по себе это событие не является чрезвычайным. Распад коалиции произошел уже третий раз с 2010 года, и связанные с ним процедуры, включая назначение действующих министров «исполняющими обязанности» и объявление о формировании новой коалиции - хорошо наработаны. Не будет сложным и поиск союзников для формирования нового большинства, которое вновь возглавит СДПК. О желании присоединиться к нему уже заявили парламентские фракции «Ар-Намыс», «Ата-Журт», «Республика» и даже ранее ушедшая «Ата-Мекен».
Каковы причины этих локальных политических потрясений? Прежде всего, за распадом коалиции стоит желание сменить премьер-министра Ж. Сатыбалдиева. За время работы в качестве главы кабинета его политическая независимость значительно выросла, что перестало устраивать его союзников в СДПК, и даже, как утверждают представители оппозиции, самого президента Алмазбека Атамбаева.
Между тем, в экономике страны продолжили накапливаться проблемы. Политическая элита не может прийти к компромиссной оценке долевого участия Кыргызстана в золотом руднике Кумтор. Многие считают текущую долю в 50% акций недостаточной, однако ее увеличение не отвечает интересам иностранных инвесторов из Канады и может заставить их отказаться от проекта. Возникают проблемы и в сфере реэкспорта китайских товаров, являющегося одной из основ республиканской экономики. Региональный поток товаров из Китая начинает переориентироваться на Казахстан, что ведет к сокращению оборота местных торговцев и убыткам. Поэтому, несмотря на в общем успешное экономическое завершение 2013 года - рост ВВП и доходов бюджета - в адрес правительства звучит серьезная критика.
Предметом споров стала и реакция МИД Кыргызстана на украинские события. 11 марта Бишкек выступил с заявлением, осуждавшим Виктора Януковича и его выступления в Ростове-на-Дону. Позиция России в тот момент прямо не комментировалась, однако, заявление прозвучало как поддержка киевских властей. Данное заявление МИД вызвало широкую критику в республиканских СМИ как необдуманное и конфликтное.
После отставки правительства МИД КР выпустил новое заявление, уточнявшее ранее заявленную позицию, формально – в связи с итогами референдума в Крыму. В новом заявлении МИД сообщалось о признании итогов крымского референдума и предостережение «международных партнеров» от «политики двойных стандартов», что прозвучало более дружественном по отношению к России на фоне прошлых комментариев.
Однако было бы ошибкой оценивать отставку правительства Кыргызстана как усиление пророссийских сил. Ряд наблюдателей высказывают мнение, что инициировавшая правительственный кризис партия «Ата-Мекен» опирается на зарубежное финансирование, а ее демарш связан с оказанием давления на правящие круги по вопросу об НКО. В республике обсуждается возможность введения новых норм, регулирующих деятельность некоммерческих организаций с иностранным участием на территории страны. Кроме того, в прессе появилась серия публикаций, раскрывающих подробности иностранного финансирования ряда известных НКО, что вызвало резкую реакцию их представителей, включавшую обращение к властям с требованием наказать публикаторов нежелательной информации.
Развитие правительственного кризиса в Кыргызстане затрагивает интересы России, которая заинтересована в стабильности ситуации в стране и гарантии неприкосновенности своих бизнес-интересов. Базирование российских войск в Кыргызстане нацелено на поддержание стабильности в регионе. Китайские бизнес-интересы не противоречат российским - эта ситуация остается гарантией сохранения стабильности Кыргызстана.
Москва не ставит под угрозу жизненные интересы США и сотрудничает по большинству ситуаций, где у Вашингтона есть интерес. Однако США наперед просчитывают ситуации, в которых Москва может напрямую столкнуться с ними по важному вопросу.
Правительство Черногории спонсирует масштабную кампанию, пропагандирующую присоединение страны к Альянсу: Подгорица переполнена плакатами, организуются телевизионные передачи, форумы и семинары на приморье, созданы НПО и интернет-порталы. И даже после всего этого большинство граждан Черногории не поддерживает вхождение в НАТО. С другой стороны, большинство политических партий в парламенте выступает за интеграцию в НАТО.
Российско-египетские отношения переживают период подъема – взаимодействие по целому ряду направлений заметно активизировалось с приходом к власти Сиси. Однако не следует рассматривать достигнутые успехи как «возвращение Москвой Египта» или «потерю Каира Вашингтоном». Египетское руководство не выбирает между Россией и США, оно сотрудничает со всеми, кто может быть полезным для восстановления страны сегодня.
В борьбе с ИГ ни один из участников не заинтересован в победе любой ценой: США, не ввязываясь в новые войны, хотят нейтрализовать угрозу ИГ и сохранить влияние на Ближнем Востоке; Турция заняла выжидательную позицию и фактически не участвует в контртерроритической кампании; Саудовской Аравии важно удержать ИГ вдали от своих границ и ослабить Иран через ослабление Асада; Ирану важно опорочить суннитских соседей и Запад, сохранив свои форпосты на Ближнем Востоке и усилив авторитет.