13 мая 2016 года на площадке дискуссионного клуба «Валдай» состоялась презентация аналитической записки ведущего эксперта агентства «Внешняя политика» Сергея Маркедонова «Российско-турецкие отношения и проблемы безопасности Кавказского региона».
Модератором мероприятия выступил Андрей Сушенцов - программный директор Фонда клуба «Валдай», руководитель аналитического агентства «Внешняя политика». В дискуссии также принял участие Владимир Аватков, директор Центра востоковедения, международных отношений и общественной дипломатии.
Предваряя презентацию записки, Андрей Сушенцов подчеркнул, что за последний год произошло расшатывание каркаса кавказской безопасности, который во многом строился на не устоявшемся, но позитивно развивающемся российско-турецком сотрудничестве.
В своем исследовании Сергей Маркедонов представил три возможных варианта развития российско-турецких отношений на фоне обострения ситуации в Закавказье:
- Борьба за сохранение статуса-кво.
- Активизация военных действий с перспективой перерастания отдельных инцидентов в полномасштабное противостояние с вовлечением третьих сторон, прежде всего, России и Турции. Развитие событий по этому алгоритму представляется возможным в случае полной или частичной утраты контроля над ситуацией на линиях соприкосновения противоборствующих сторон.
- Поиск возможностей улучшения отношений, увязанный с успехом перемирия и мирного процесса в Сирии.
Наиболее вероятной стратегией со стороны России автор записки видит в сохранении статуса-кво:
«До тех пор, пока Ильхам Алиев не превратится в Саакашвили окончательно, Россия не будет играть на одной стороне. Если мы дождемся этого процесса, то мы увидим реакцию России, и довольно жесткую. Но своими руками забегать вперед и создавать проблемы Россия не будет».
В ходе обсуждения тезисов аналитической записки эксперты также рассмотрели ситуацию в Нагорном Карабахе и особенности текущей внутриполитической конфигурации в Турции.
Пресса о мероприятии:
Видеозапись интервью Сергея Маркедонова
Европейские лидеры не желают провоцировать конфликт с Россией (в ином случае они ответили бы на просьбу Петра Порошенко и разместили свои воинские контингенты на Украине), и в целом готовы к выработке новых правил игры с РФ. И размещение войск в Прибалтике рассматривается именно как козырь на переговорах с Россией, а не как средство устрашения или же элемент защиты от российского вторжения.
В этой ситуации будет целесообразно в очередной раз проявить выдержку. Если до конца года Киев не примет поправки в конституцию, согласованные с ополченцами в ходе переговоров, тогда даже ЕС придется признать, что Минский процесс сорван Украиной. Разочарование населения в лозунгах Майдана и возможный приход к власти более трезвых политиков позволят начать серьезное обсуждение процесса федерализации и мира на Донбассе. И Москва заинтересована в том, чтобы эти обсуждения шли именно на базе «Минска-2».
События 2014 года в США, связанные с массовыми беспорядками и кибератаками, вновь поставили на повестку дня проблемы социального и информационного аспектов безопасности страны. И если в первом случае идет речь, в первую очередь, о процессах американской внутренней политики, то во втором – имеет место резонанс мирового масштаба с точки зрения изменения параметров международной безопасности.
Официальная позиция Москвы выглядит как минимум аккуратно сдержанной. Президент Владимир Путин призвал стороны прекратить огонь, руководители дипломатического и оборонного ведомств провели разговоры со своими коллегами из Армении и Азербайджана. Москва является одним из сопредседателей Минской группы наряду с Вашингтоном и Парижем. Но ее сбор был назначен лишь на начало новой рабочей недели, и не похоже, чтобы Россия пыталась как-то ускорить этот процесс. В чем причина такой позиции?