3 июня 2014 года в Сирии состоялись президентские выборы. Их официальные итоги не принесли интригу – около 75% избирателей поддержали действующего президента Башара Асада. Ему противостояли представитель коммунистической партии Махер Хаджар и бывший депутат, бизнесмен Хассан ан-Нури. Никто из них не пользовался широкой известностью не только за пределами Сирии, но и внутри страны. Страны Запада и представители сирийской оппозиции объявили выборы фарсом и отказались признавать их результаты.
За одиннадцать дней до выборов двухдневную поездку в Дамаск совершил вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин. Он провел серию встреч с высшим руководством Сирии, включая президента Башара Асада, и принял участие в заседании российско-сирийской межправительственной комиссии, сопредседателем которой вице-премьер стал месяц назад.
В ходе подчеркнуто дружественного визита крупных соглашений подписано не было. Ключевым на переговорах был вопросы, связанные с поставками российской техники и гуманитарной помощи в Сирию. В интервью по итогам визита Рогозин заявил, что Россия продолжит исполнение своих контрактных обязательств, действуя в строгом соответствии с решениями Совета Безопасности ООН. Другим важным аспектом стали вопросы гуманитарного сотрудничества – для их обсуждения делегация Рогозина была «усилена» чиновниками из профильных департаментов российских министерств во главе с заместителем министра финансов Сергеем Старчаком. Через несколько дней после визита российского вице-премьера было объявлено, что Москва выделит Дамаску 240 млн. долл. на решение социальных проблем из средств, часть из которых осталась на российских счетах в Сирии и не могут быть переведены в Россию. По итогам визита Рогозин также подтвердил планы о намерении Сирии обратиться в Евразийскую экономическую комиссию с просьбой о создании Зоны свободной торговли с Таможенным союзом России, Беларуси и Казахстана.
Визит высокопоставленных российских чиновников в Сирию стал первым за три года. Заметен «предвыборный» характер поездки Рогозина и его команды. Перед сирийскими выборами Москва сочла необходимым подтвердить свою поддержку сирийского режима. Во время встречи с президентом Асадом Рогозин подчеркнул важность своего визита накануне выборов, а также их особенную роль в урегулировании сирийского вооруженного конфликта.
Несомненно, этот визит способствовал усилению уверенности сирийского режима в поддержке Москвы, а также укрепил позиции официального Дамаска внутри страны. На этом фоне внимание международного сообщества сместилось от гражданской войны в Сирии в сторону событий на Украине. Из Сирии же приходят новости, в основном благоприятные для официальной власти –правительственные войска выбили боевиков еще из нескольких районов Алеппо, освободили от оппозиции древний город Маалюля и др.
Однако ситуация далеко не радужная. Сирийские власти до сих пор не смогли обеспечить безопасные условия для восстановления авиасообщения в аэропорту Дамаска, который находится всего в 29 км. от столицы. Российская делегация смогла приземлиться только в Бейруте, а уже оттуда выехала в Дамаск на автомобилях. Поэтому говорить о решительных успехах правительственных войск пока преждевременно.
Но не стоит переоценивать силы сирийской оппозиции. Она по-прежнему раздроблена, а исламистские оппозиционные группировки открыто соперничают за сферу влияния с «умеренными» оппозиционерами. Периодически дело доходит до открытых вооруженных столкновений. Без сильного и единого руководства шансы сирийских повстанцев взять верх в противостоянии с официальной властью без внешнего военного вмешательства невелики.
Правительственным войскам постепенно удается перехватить инициативу в гражданской войне, однако они по-прежнему не контролируют значительную часть страны. В этих условиях ключевой продолжает быть роль внешних участников сирийского конфликта. В конце мая Дамаск еще раз дал понять, на чью поддержку в гражданской войне он рассчитывает – через несколько дней после окончания визита Дмитрия Рогозина в сирийских школах было введено обязательное изучение русского языка.
Несмотря на череду военных инцидентов последних лет видно, что система военно-политических сдержек при российском посредничестве в целом работает – Баку не стремится к большой войне, хотя и начинает использовать силу, чтобы обозначить свои политические интересы и несогласие со статус-кво. Военный баланс между сторонами и российские военные гарантии Армении делают большую войну маловероятной, хотя и не исключают военных инцидентов.
Саммит «двадцатки» и предшествовавшая ему дипломатическая подготовка стали первым «пробным» столкновением двух конкурирующих взглядов на развитие международной системы. Освещение давно ожидаемой встречи Трампа с Путиным в США сопровождалось усилением атак на администрацию по линии «русских связей». «Челночная дипломатия» Тиллерсона в Персидском заливе позволила выйти из объявленного Вашингтоном тупика в разрешении ситуации вокруг изоляции Катара.
Оборонный бюджет США на 2015 фискальный год отвечает новой военной стратегии США, обозначенной в четырехлетнем Обзоре оборонной политики 2014 года. Перемены значительны по масштабу и позволяют говорить о начале нового пост-афганского периода во внешней политике США.
На президентских выборах 11 декабря в Приднестровье победу одержал Спикер парламента Вадим Красносельский, набрав 62% голосов избирателей. Победа оппозиционного кандидата свидетельствует о недовольстве населения ПМР текущей политической динамикой. От нового президента ожидают перемен вокруг решения самой приднестровской проблемы и улучшения социально-экономической ситуации в стране.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.