17 января 2014 года президент США Б. Обама объявил о реформировании Агентства национальной безопасности - американского ведомства, осуществляющего электронную разведку по всему миру. Реформа стала реакцией Белого дома на потери, которые США терпели в связи с разоблачениями деятельности АНБ его бывшим сотрудником Эдвардом Сноуденом. Хотя Конгресс и общественное мнение США неоднородно по вопросу о реформе агентства, удар по репутации страны заставляет Б. Обаму действовать.
Мотивы реформы АНБ
Внутри страны широкие дебаты по поводу объема полномочий АНБ начались после терактов в Бостоне в апреле 2013 года. Согласно опросам общественного мнения, в тот период население США разделилось пополам - только половина поддержала расширение полномочий АНБ. Поляризация проявилась также в позициях мэров городов, некоторые из которых расширили видеонаблюдение на улицах (в Нью-Йорке), а другие сократили его (в Лос-Анжелесе) под тем предлогом, что оно не помогло предотвратить взрывы.
Разоблачения Э. Сноудена дали новый импульс дискуссии. Их главным внутриполитическим последствием стала антиправительственная кампания со стороны партии Республиканцев. Во главе оппонентов президента в Конгрессе стоит сенатор Рэнд Пол. Он активно критикует администрацию за практику сбора разведданных внутри США, которая нарушает права американских граждан. Острота дискуссии неизбежно делает этот вопрос одним из знаковых в ходе борьбы за пост президента в 2016 году.
Из-за скандала вокруг АНБ Соединенные Штаты также понесли незапланированные экономические потери. Под влиянием опасений о передачи частной информации агентству, многие потребители отказываются от использования продукции американских информационных компаний. Последние терпят многомиллионные убытки и стремятся восстановить свою репутацию.
На международном уровне ряд близких партнеров США в Европе и Латинской Америке пересматривает статус своих отношений с Вашингтоном из-за вскрывшихся данных о слежке за главами этих государств. В Германии и Бразилии этот вопрос стал главным в дискуссии о контактах с США. На этом фоне реакция руководства России была сдержанной. Президент В. Путин отметил, что электронная разведка не является преступлением, более того, она приносит пользу при борьбе с терроризмом.
Наибольший урон потерпела репутация США как глобального лидера. Вашингтон нередко стремится выдать свой прагматический интерес за попечение об общем благе. Поэтому в дискуссии между глобалистами и сторонниками суверенитета у последних появился еще один аргумент. Крупные страны - Россия, Германия, КНР, Бразилия и др. - получили стимул укреплять суверенитет в информационной области.
Содержание реформы и ее значимость
Реформа АНБ стала результатом сотрудничества администрации Б. Обамы и Группы обзора разведывательной деятельности и коммуникационных технологий, которой было поручено дать рекомендации об изменении практик сбора информации. Решение о реформе АНБ принималось в условиях противоречия между требованиями сторонников увеличения прав АНБ в области сбора разведданных и негативной реакцией на действия агентства на международной арене. Обама принял большинство рекомендаций Группы, за исключением некоторых. В основу нового подхода к сбору электронных разведданных был положен принцип "уменьшения ущерба": эффективность разведывательной деятельности должна быть выше ущерба от раскрытия факта ее ведения.
Введенные ограничения на деятельность АНБ скажутся на сборе разведданных двояко. С одной стороны, реформа коснется только сферы электронной разведки и все остальные ее способы (агентурная, геопространственная, разведка физических полей и др.) останутся вне внимания. С другой стороны, электронная разведка дает до 80% “сырой” разведывательной информации и поэтому любое ее регулирование приводит к заметным изменениям.
Среди наиболее значимых из них - введение ограничения для доступа АНБ к содержанию телефонных разговоров американских граждан. Теперь агентство должно будет получать санкцию прокурора, за исключением случаев "чрезвычайной ситуации". Это ограничение касается только содержания беседы, а не технических данных о разговоре (его продолжительность, время начало и завершения, география и проч). Однако критики реформы в Конгрессе (главы комитетов по разведке в Сенате и Палате представителей), считают, что она сильно замедлит скорость реагирования разведки на реальные угрозы.
Среди других заметных положений реформы - сокращение круга лиц, данные которых будут подвергнуты мониторингу (с трех "рукопожатий" от подозреваемого до двух). Сами данные электронной разведки предложено хранить вне правительственных структур - у провайдеров информации (последние выступают против) или во вновь созданном частно-государственном консорциуме (решение об этом будет принято в течение 6 месяцев).
Указанные меры не скажутся на эффективности ведения разведки. Значительная часть новаций является юридическим закреплением уже сложившихся практик. США не перестанут вести электронную разведку в прежних объемах. Реформа АНБ скорее призвана успокоить взволнованных, чем снять их озабоченности.
Международная реакция на действия США
Многие крупные страны ведут электронную разведку и эту деятельность ограничивают только их возможности. США с отрывом лидируют в сфере связи и коммуникаций, поэтому их возможности шире. Сдержанная реакция России и некоторых других стран на разоблачения Сноудена связана с тем, что Москва реалистично подходит к вопросам разведки, видя в ней еще одну сферу конкурентной борьбы в рамках правил.
Несмотря формальные гарантии руководства США о том, что слежка за лидерами стран-партнеров будет прекращена, наиболее впечатлительные правительства станут более энергично защищать свое информационное пространство. В перспективе это приведет к углублению дискуссии о суверенитете в сфере Интернет и коммуникационных технологий. Однако по текущей реакции даже наиболее раздраженных стран (Бразилия, Германия) видно, что эта проблема не окажет глубокого влияния на их отношения с США.
Практически одновременно с Дональдом Трампом в длительную поездку по странам АТР отправился президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, посетив Сингапур, Австралию и Новую Зеландию. В центре переговоров стояли вопросы углубления экономического сотрудничества и обмен опытом работы с миграционными потоками.В самой Германии отсутствие прогресса в коалиционных переговорах начинает пугать политиков и экспертов, призывающих стороны к компромиссу.
Ситуацию в российско-американских отношениях можно охарактеризовать как наиболее запутанную за всё время после окончания «холодной войны». С одной стороны, страны разделяют глубокие противоречия по огромному числу вопросов. С другой стороны, на уровне первых лиц есть готовность вести конструктивный диалог с тем, чтобы попытаться выбраться из глубокой ямы, в которой эти отношения находятся.
Коалиционные переговоры в Берлине остаются главным политическим событием Германии, определяя снижение активности ФРГ на международной арене. Саммит ЕС в Брюсселе не отметился принятием важных решений, проработав скорее в режиме дискуссионной площадки. Иран стал главной темой встречи Зигмара Габриэля с главой МИД Омана. Коалиционные переговоры рискуют продлиться до Рождества и их результат пока не берутся предсказать даже лидеры договаривающихся партий.
В конце марта международное напряжение заметно усилилось. Вызовы следуют со всех сторон: американский Конгресс требует поставок летальных вооружений Украине, на Ближнем Востоке разгорелся новый конфликт, а на противоположном конце континента соседи Китая готовятся противостоять его возвышению. Девизом минувшей недели должна стать фраза: никто не боится демонстрировать неприязнь.