Иван Лошкарёв
В результате долгих переговоров в Молдавии сформирована устойчивая парламентская коалиция. Одним из факторов устойчивости коалиции стала слабость правительства и секторальное распределение ответственности партий. Хотя правительство, вероятно, проработает лишь часть срока до новых парламентских выборов, сама коалиция окажется более долговечной.
ПРЕМИУМ
4 августа 2015 | 12:21

Причины устойчивости новой парламентской коалиции в Молдавии

1) В результате долгих переговоров в Молдавии сформирована устойчивая парламентская коалиция.

2) Одним из факторов устойчивости коалиции стала слабость правительства и секторальное распределение ответственности партий.

3) Хотя правительство, вероятно, проработает лишь часть срока до новых парламентских выборов, сама коалиция окажется более долговечной.

 

30 июня парламент Молдавии утвердил Валерия Стрельца на посту премьер-министра и, тем самым, поставил точку в очередном политическом кризисе в стране. Этому решению предшествовали долгие дискуссии между членами будущей парламентской коалиции: обсуждались принципы работы, кандидатуры на ответственные посты и состав самой коалиции. Принятые решения оказались компромиссными, но само их появление, несомненно, сгладило противоречия между проевропейскими партиями. В отличие от предыдущей миноритарной коалиции, новый альянс располагает большинством в парламенте, что обеспечит устойчивость правительства.

Проевропейским партиям – Демократической, Либерально-Демократической и Либеральной – пришлось договариваться. Социально-экономическая ситуация в стране постепенно ухудшается, а кредиты от международных финансовых институтов (в первую очередь, МВФ) нельзя получить в отсутствии полноценного правительства.

Поэтому перед демократами и либерал-демократами, которые составляют ядро как предшествующей коалиции, так и нынешней, стояла задача дать международным кредиторам партнера по переговорам.

Если падение экономики продолжится, шансов на сохранение власти у этих партий и их лидеров станет заметно меньше. Вариантов создания коалиции было четыре: либо сохранение статус-кво (коалиция из 42 депутатов), либо к ядру «миноритарной» коалиции присоединяются либералы, либо присоединяются коммунисты, либо создается альянс четырех партий (ЛП, ЛДП, ДП, КПРМ). Причем демократы склонялись к варианту широкой коалиции, а либерал-демократы – к союзу с либералами. Таким образом, переговоры затягивались из-за очевидного раскола в ядре будущей коалиции.

Решающую роль в ускорении процесса политических торгов сыграло давление из Брюсселя. Молдавия, подписавшая соглашение об ассоциации с ЕС, рассматривается как образец для всех стран «Восточного партнерства». Поэтому политический и социально-экономический кризис в стране оборачивается репутационными потерями для Брюсселя. Европейцы настоятельно рекомендовали молдавской элите не повторять опыт «миноритарной» коалиции, отсекая, тем самым, один из четырех возможных вариантов. В итоге предпочтительным для сторон оказалось участие либералов в коалиции. Логика ядра коалиции оказалось простой: коммунисты останутся уступчивыми, поскольку не заинтересованы в досрочных парламентских выборах. На июньских местных выборах коммунисты получили 12% голосов по районным и муниципальным советам и почти 11% по городским и сельским советам. Почти трехкратное падение электоральной поддержки делает политическую силу Владимира Воронина легкой мишенью для шантажа. В таких условиях относительные преимущества присоединения коммунистов к коалиции были заметно меньше, чем в ситуации исключительно проевропейского альянса партия.

Тем не менее, либералы обусловили свое вхождение в коалицию рядом условий. Во-первых, коалицианты дали обязательство избегать публичной критики друг друга. Тем самым либералы создали условия для замораживания уровня поддержки проевропейских партий, что закладывает условия для долгосрочной политической стабильности. Хотя маловероятно, что это обязательство будет дотошно соблюдаться участниками коалиции, партия Михая Гимпу может получить дополнительные очки за свои призывы к прекращению политического противостояния. Во-вторых, либералы потребовали довести квотное распределение должностей до логического завершения. Провозглашенный участниками коалиции принцип «распределения зон ответственности» означает, что за партиями закрепляются не только посты министров, но и вся регулируемая министерствами деятельность. Ранее министр мог принадлежать к одной партии, а подчиненные ему руководитель ведомства – к другой, что создавало сложности управленческого характера и способствовало накоплению противоречий между участниками проевропейского альянса. Внедрение зон ответственности партий, с одной стороны, повысит слаженность работы отдельных министерств, но, с другой стороны, приведет к тому, что в конфликтах политических сил будут использоваться более масштабные инструменты.

Отдельных усилий потребовало от участников коалиции определение кандидатуры главы правительства. По установившейся практике, коалиционное соглашение существенно ограничивает свободу маневра премьера и сохраняет в той или иной форме подчиненность всего состава правительства лидерам политических партий. Поскольку серьезные намерения вернуться на пост главы правительства выразил руководитель либерал-демократов Владимир Филат, вопросы кандидатуры и подотчетности премьера оказались взаимосвязанными. В 2013 году Филат попытался избавиться от ограничений, навязанных ему партнерами, и стремился проводить независимую от партнеров линию, особенно в вопросах внешней политики. Однако лидер либерал-демократов был смещен с должности: за это решение проголосовали демократы и коммунисты. В итоге, кандидатура Филата была заблокирована демократами, как и предложенная затем кандидатура министра образования Майи Санду. В итоге главой правительства стал либерал-демократ Валерий Стрелец – кум Филата, руководивший фракцией в парламенте. Тем самым лидер ЛДПМ пошел на существенные уступки, что создаст в дальнейшем дополнительную напряженность в отношениях с ДПМ.

Стрелец, как и его предшественник Кирилл Габурич, – удобная фигура для всех политических партий. В отличие от Габурича, новый премьер Молдавии не станет преувеличивать роль поддержки западных партнеров и не поддастся на их давление по вопросам экономических преобразований (в первую очередь подразумевается наведение порядка в банковской сфере и повышение бюджетной дисциплины). Более того, Валерий Стрелец не столь амбициозен: в составе предыдущего правительства он пытался получить второстепенный пост министра сельского хозяйства. Но эти качества нового главы молдавского правительства являются и частью проблемы: с таким премьером вряд ли будут считаться партийные боссы и парламентарии. Страна станет менее управляемой, ведь сферы государственного управления будут двигаться по разным партийным траекториям. Соответственно, в таком партнере не слишком заинтересованы международные финансовые институты и Брюссель.

Эти факторы обуславливают недолговечность сформированного правительства, но эти же факторы, как ни парадоксально, обуславливают устойчивость парламентской коалиции. 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

1 декабря 2015 | 21:17

Рейтинг главных событий внешней политики России в ноябре 2015 года

Ухудшение российско-турецких отношений после того, как был сбит штурмовик Су-24, запрет на туристические поездки в Египет вследствие теракта над Синаем, участие в саммите "Группы 20" в Анталье и встрече ФСЭГ в Иране, новые противоречия в отношениях между Москвой и Киевом, а также другие важнейшие события внешней политики России и их последствия за ноябрь 2015 года.

11 апреля 2015 | 11:00

Международные итоги недели: Мастера переговорного жанра

Уходящая неделя прошла под знаком интенсивных переговоров по самым острым международным проблемам. В Москве лидеры России и Греции обсуждали межгосударственные отношения, заставив поволноваться руководителей Евросоюза. Также в российской столице встретились представители официального Дамаска и сирийской оппозиции. Сеул и Токио обменялись претензиями по поводу принадлежности спорных островов, а VII саммит Америк показал, что страны латиноамериканского региона больше не хотят быть «задним двором» США.

12 июня 2014 | 13:14

Корни социального протеста в Турции

Протесты в Турции начинают приобретать системный характер. Их основной движущей силой являются радикально светские слои общества, социалисты и анархисты. При этом среди движущих сил протеста отсутствуют военные, которые ранее ассоциировались с защитниками светского пути развития Турции. 

31 марта 2017 | 11:40

Дайджест внешней политики США (24 - 30 марта)

Сенат США одобрил вступление Черногории в НАТО большинством голосов. Во время визита Рекса Тиллерсона в Анкару в центре обсуждения были вопросы борьбы с ИГ. Внутриполитические баталии в Вашингтоне затронули темы российского вмешательства в выборы, реформу здравоохранения и заполнение вакансий в Верховном суде.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
18 апреля 2015 | 04:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова