Геворг Мирзаян
14 марта министры иностранных дел ЕС собрались для важнейшего «мозгового штурма» за всю их карьеру. Судьба беженцев или даже сирийский конфликт - все эти актуальные темы меркнут перед задачей по нормализации отношений с Россией. И речь не просто о тактической нормализации - Евросоюз должен фактически определить новые правила игры и основы стратегических отношений с Россией в посткрымский период.
ПРЕМИУМ
14 марта 2016 | 23:00

Принципы нормализации отношений между Россией и Евросоюзом

Евросоюз намерен выработать новую политику в отношении России. 14 марта министры иностранных дел ЕС собрались для важнейшего «мозгового штурма» за всю их карьеру. Судьба беженцев или даже сирийский конфликт - все эти актуальные темы меркнут перед задачей по нормализации отношений с Россией. И речь не просто о тактической нормализации - Евросоюз (сначала внутри себя, а потом вместе с Москвой) должен фактически определить новые правила игры и основы стратегических отношений с Россией в посткрымский период.

Москва, в  общем-то, даже за.

«Если мы в чем-то сходимся с ЕС сегодня, то в том, что возврат к формуле business as usual (отношения как раньше) не нужен и невозможен»,— заявил постоянный представитель РФ при Евросоюзе Владимир Чижов.

Более того, на всем протяжении российско-европейского кризиса не раз говорилось о том, что переход лидеров ЕС от инерционной конфронтации к поискам новой формулы modus vivendi с РФ ознаменует отскок этих отношений от дна и окончание самого сложного периода для России. Ведь Евросоюз формально признает невозможность вернуться к старой модели взаимоотношений, а значит и бессмысленность дальнейшего санкционного давления на Россию (которое, напомним, инициировалось именно для принуждения Москвы вернуться к той модели).

Таким образом, Кремль вытерпел «период гнева» и теперь ждет пока ЕС определится с условиями будущего сотрудничества. Безусловно, нужно быть реалистами и понимать, что никакого стратегического партнерства или тем более совместного создания единого пространства безопасности и тем более зоны свободной торговли от Лиссабона до Владивостока не будет. С другой стороны, не будет и конфронтационной модели. Да, большие друзья Кремля из стран Восточной Европы считают иначе.

«Дискуссия с Россией не может идти в ущерб рассмотрению замороженных конфликтов на наших границах», - заявил министр иностранных дел Литвы Лянис Линкявичус. - Избирательное восстановление отношений с Россией не должно идти в ущерб нашим принципам».

Однако учитывая, что принцип г-на Линкявичуса и других представителей так называемых прибалтийских элит состоит в максимальном сдерживании Москвы и удалении ее из европейских дел, восстановление отношений с Россией однозначно пойдет в ущерб этим принципам. Вопрос в том, насколько в ущерб?

В лучшем для России и ЕС случае речь может идти о выработке общих правил игры на постсоветском пространстве и четком определении красных линий, за которые стороны не могут переступать.

Судя по всему, эти мысли и станут практическим наполнением так называемых «Пяти принципов политики Евросоюза в отношении России», которые озвучила Федерика Могерини. Важно отметить, что в этих принципах нет неприемлемых для России требований или условий, в частности относительно возврата Крыма Украине. 

Пять «за»

Первым принципом, озвученным Еврокомиссаром, является  «полная реализация Минских соглашений, как ключевой момент в наших отношениях». По сути речь идет о федерализации Украины в частности и устранении украинского шипа из тела российско-европейского взаимодействия в целом. Москва, в общем-то не против - вот только категорически не согласна с мнением Брюсселя о том, что это она срывает Минские соглашения. Российские власти, да и все умеющие читать люди, ознакомившиеся с текстом соглашений, не могут не видеть, что их нарушает украинская сторона. Судя по определенным сливам, с этим начинает соглашаться даже ЕС - ходят слухи, что Брюссель в ультимативном порядке потребовал от украинского руководства до конца марта выполнить пункт о проведении выборов в ДНР и ЛНР, приняв соответствующий закон в Верховной Раде.

Второй принцип - «укрепление отношений с нашими восточными партнерами и другими соседями». ЕС дает понять, что в рамках новых отношений с Россией не собирается отказывать ни от «Восточного партнерства», ни от попыток перетянуть на себя все постсоветское пространство. То есть не станет отдавать этот регион Москве как ее эксклюзивную сферу влияния. Россию (но, конечно, не российских ура-патриотов) этот вариант тоже устроит, поскольку она вынуждена будет в конкурентной борьбе формулировать и реализовывать привлекательную для соседей идею. Однако тут нужно оговорить несколько правил. Прежде всего, Москва и Брюссель должны хотя бы пытаться искать некие точки соприкосновения и правила существования в восточной Европе и на Южном Кавказе, не превращая борьбу за контроль над странами в «игру с нулевой суммой», в которой победу одержат Штаты или Турция. Кроме того, Москва хотела бы, чтобы конкуренция (всегда полезная для собственного развития) проходила честно. То есть без организации Майдана после того, как Россия выиграла джентльменский аукцион за Украину.

Третий принцип - «устойчивости ЕС, в частности, в сфере энергетической безопасности». Брюссель не намерен отказываться от третьего энергопакета, а все страны Евросоюза будут выступать на нефтегазовых переговорах с Москвой с единых позиций. Кремлю нет смысла возражать против этого пункта, поскольку его не будут соблюдать сами государства-члены. Так, те же немецкие компании крайне заинтересованы в реализации «Северного потока-2», который автоматически сделает их страну главным хабом российского газа в ЕС. Да, они просят, чтобы параллельно Россия сохранила часть транзита через Украину, однако эта просьба скорее похожа на маленькую косточку с большого стола, которая бросается Киеву и нынешним странам-транзитерам (той же Словакии) дабы они громко не возмущались.

«Четвертый принцип - это необходимость сотрудничества с Россией по международным вопросам, включая Иран, Сирию, Ближний Восток, а также миграцию, борьбу с терроризмом, климатические изменения и по другим сферам, представляющим интересы ЕС»,  - пояснила госпожа Могерини.

Москва может быть довольна - Евросоюз на официальном уровне признал не только бессмысленность дипломатической изоляции Путина, но и согласился с тем, что Россия нужна ЕС для решения важнейших проблем мировой политики.

А это значит, что Москва может и дальше выставлять Европе цену за свое участие в решении важных для ЕС вопросов. И если она это будет делать не столь нагло, как Турция, это практическое сотрудничество может в итоге вывести страны на новый уровень взаимодействия.

Наконец, пятый принцип - «поддержка гражданского общества РФ и связей между людьми в России и ЕС». Очень любопытно каким образом этот пункт будут трактовать в ЕС. Уже не раз говорилось, что для поддержки связей между россиянами и европейцами Евросоюз должен либерализовать визовый режим с Россией, а для поддержки гражданского общества необходимо отменять санкции, которые наносят ущерб как российскому среднему классу (основе гражданского общества), так и европейскому имиджу в целом. И не исключено, что эти санкции могут быть отменены в обозримом будущем. По крайней мере Федерика Могерини обещала провести обстоятельную политическую дискуссию среди лидеров Евросоюза перед июньским саммитом ЕС, на котором должен быть решен вопрос о продлении экономических санкций против России. Собственно, ей ничего другого не оставалось - министры ряда стран Евросоюза (в частности, Италии и Венгрии) открыто заявили о том, что автоматически санкции продлять не собираются. Через несколько месяцев будет ясно, насколько серьезен их конструктивный настрой. 

 

Впервые опубликовано на сайте журнала "Эксперт"

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

8 декабря 2017 | 09:58

Дайджест внешней политики США (1-7 декабря)

Администрация Трампа назвала Иерусалим столицей Израиля, заверив, что никаких реальных изменений за этим не последует, распорядилась, чтобы Госдепартамент подготовил планы по переносу посольства. Во время визита в Европу Тиллерсона журналистов больше волновали внутриполитические скандалы, ЕС – растущее количество противоречий в отношениях с США. Визит Джеймса Мэттиса в Исламабад не привел к значительным результатам.

22 июля 2014 | 07:00

Последствия шпионского скандала между США и ФРГ

Обыкновенно факты шпионажа между союзниками не придают широкой огласке, а уличенные лица просто высылаются из страны. Однако сейчас недовольство в ФРГ вызывает не только шпионаж со стороны США, но и само положение Германии, традиционно играющей в НАТО второстепенную роль.

1 сентября 2016 | 08:43

Стабильность Узбекистана в переходный период

28 августа президент Узбекистана Ислам Каримов был госпитализирован с кровоизлиянием в мозг. Ухудшение здоровья узбекского лидера поставило вопрос о сохранении политической стабильности в стране в случае ухода Каримова. Стоит ли опасаться дестабилизации обстановки или правящие круги готовы к передаче власти?

16 июля 2015 | 20:06

Партия Качиньского намерена победить на парламентских выборах в Польше

«Право и Справедливость» активно готовится к осенней парламентской кампании и стремится использовать преимущества от победы своего кандидата на президентских выборах. В то же время, излишне популистская риторика может негативно сказаться на электоральной поддержке ПиС. Кроме того, неясность вокруг роли Ярослава Качиньского в возможной конфигурации властных институтов играет против «Права и Справедливости».

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
20 ноября 2014 | 08:23
29 октября 2014 | 16:00
27 октября 2014 | 13:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова