Последний всплеск насилия на востоке Украины вновь поднял вопрос о путях эффективного урегулирования конфликта. Минские соглашения хоть и помогли снизить интенсивность боевых действий, но пока не смогли разрешить конфликт. Стороны увязли в длительном переговорном процессе, пытаясь договориться о путях имплементация соглашений. Ситуацию также ухудшает вопрос трактовки Минских соглашений.
Брюссель озадачен. Как должна вести себя Европа в этой сложной ситуации? Эксперты соглашаются в том, что достичь выигрышного для всех сторон компромисса практически невозможно. Одновременно, игнорирование ключевых интересов России только усугубит ситуацию.
Политическое урегулирование ограниченного конфликта требует ограничения целей игроков. И Брюссель вынужден расставить для себя приоритеты.
Москва, отчасти, это уже сделала. Закрытие проекта «Новороссия», заявления в поддержку целостности Украины на востоке – все это показатели ограничения целей Кремля. Риторика Москвы в целом стала более примирительной, если сравнивать с ситуацией лета 2014 года. Таким образом, отказываясь от «Новороссии» Москва предлагает заморозку конфликта. Россия готова поддержать урегулирование, помочь Киеву вернуть контроль над восточной границей при условии, что ДНР/ЛНР сохранят свой статус внутри децентрализованного государства с широкими правами автономии. Это гарантирует Кремлю наличие рычагов влияния над стратегическими вопросами внешней политики Украины – прежде всего о ее нейтралитете. А значит с интересами Москвы будут считаться.
Брюссель также понимает необходимость ограничения своих задач в конфликте. Исходя из предыдущего опыта, европейцы опасаются, что главным вызовом для безопасности региона может стать провал реформ в Украине, которые создадут куда более сложные проблемы.
Хотя Украину не считают несостоявшимся государством, вопрос эффективности ее государственного аппарата поднимается все чаще.
Евросоюз особенно волнуют проблемы с коррупцией. Некоторые эксперты уверены, что главная причина провалов прозападных правительств, например, в Афганистане, - это тотальная коррупция. Неэффективность правительства последнего, слабость и жестокость по отношению к собственному народу создавали благоприятную среду для деятельности Талибана и аффилированных с ним структур. Коррумпированный и неэффективный режим в Киеве может спровоцировать новые протесты, которые могут оказаться фатальными для государства. В тоже время война на востоке воспринимается как одно из главных препятствий для реформ в Украине. Она отвлекает ресурсы и является универсальным оправданием для неэффективных реформ и коррупции Киева. Именно поэтому в Брюсселе хотят достичь хотя бы временного урегулирования конфликта и сосредоточиться на реформах. Подобное урегулирование будет «холодным миром», санкции не будут сняты и отношение к России в ЕС резко не изменится.
Но в этом подходы Москвы и Брюсселя совпадают. Брюссель готов ограничить свои приоритеты, желая реализовать необходимые реформы хотя бы на той части Украины, с которой он граничит. Брюссель понимает, что Киев критически нуждается в экономической поддержке, но он не хочет отправлять деньги в коррумпированное государство. Европа желает видеть в Украине эффективно функционирующие государство с минимальным уровнем коррупции. Если замораживание конфликта на востоке Украины ускорит реформы – территориальной целостностью можно пожертвовать. Таким образом, в своих приоритетах Брюссель все больше склоняется акценту на успешных реформах в Украине.
Важно заметить, что Москва также заинтересована в стабилизации ситуации в Украине – будет ли она достигнута путем реформ или иным образом. Какими бы ни были сиюминутные отношения между государствами, они обречены географией на соседство. Политически и экономически стабильное Украинское государство будет более надежным партнером для планирования длительных отношений.
Готов ли Киев ограничить свои цели? Пока украинское общество верит в самый опасный миф – возможность достижения победы силой – вряд ли киевские политики будут готовы рискнуть своими рейтингами.
Уже две недели споры по поводу договора по иранской ядерной программе не сходят с передовиц американских газет. На этой неделе интерес к вопросу подогрели выступления троицы - госсекретаря Джона Керри, министра финансов Джейкоба Лью и министра энергетики Эрнеста Моница – на трех заседаниях комитетов обеих палат Конгресса. Каждое из заседаний длилось по несколько часов, и если первые два проходили в комитетах по международным делам, где присутствие министров было обязательно, то на заседание Комитета по вооруженным силам 29 июля все три министра пришли без формального запроса со стороны главы комитета Джона Маккейна. Об этом Маккейн не преминул заявить в самом начале заседания и даже предложил начать заседание, не дожидаясь нежданных гостей.
Россия находится между тремя цивилизациями. Это Восток, Азия, в основном Китай, и исламский мир. Чтобы как можно менее болезненно пройти период ближайших нескольких лет, России нужно вырабатывать новые компетенции. С геополитической точки зрения она не обладает достаточной массой, чтобы соревноваться с такими игроками, как Китай, Европейский союз и Соединенные Штаты.
8 ноября Владимир Путин подписал указ «Об отдельных мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий». Согласно этому документу, российским авиакомпаниям временно запрещается перевозить пассажиров в Египет, а туристическим компаниям — продавать путевки по этому направлению.
29 апреля 2016 года на площадке дискуссионного клуба «Валдай» состоялась презентация доклада «Почему возможна война между великими державами».
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.