Андрей Джага
Коррупция и неэффективность государственного аппарата воспринимаются Брюсселем как угрозы, которые потенциально являются более опасными для Украинского государства, чем тлеющий конфликт на Донбассе.
ПРЕМИУМ
16 июня 2015 | 15:11

Приоритеты Евросоюза в Украинском кризисе

Последний всплеск насилия на востоке Украины вновь поднял вопрос о путях эффективного урегулирования конфликта. Минские соглашения хоть и помогли снизить интенсивность боевых действий, но пока не смогли разрешить конфликт. Стороны увязли в длительном переговорном процессе, пытаясь договориться о путях имплементация соглашений. Ситуацию также ухудшает вопрос трактовки Минских соглашений.

Брюссель озадачен. Как должна вести себя Европа в этой сложной ситуации? Эксперты соглашаются в том, что достичь выигрышного для всех сторон компромисса практически невозможно. Одновременно, игнорирование ключевых интересов России только усугубит ситуацию.

Политическое урегулирование ограниченного конфликта требует ограничения целей игроков. И Брюссель вынужден расставить для себя приоритеты.

Москва, отчасти, это уже сделала. Закрытие проекта «Новороссия», заявления в поддержку целостности Украины на востоке – все это показатели ограничения целей Кремля. Риторика Москвы в целом стала более примирительной, если сравнивать с ситуацией лета 2014 года. Таким образом, отказываясь от «Новороссии» Москва предлагает заморозку конфликта. Россия готова поддержать урегулирование, помочь Киеву вернуть контроль над восточной границей при условии, что ДНР/ЛНР сохранят свой статус внутри децентрализованного государства с широкими правами автономии. Это гарантирует Кремлю наличие рычагов влияния над стратегическими вопросами внешней политики Украины – прежде всего о ее нейтралитете. А значит с интересами Москвы будут считаться.

Брюссель также понимает необходимость ограничения своих задач в конфликте. Исходя из предыдущего опыта, европейцы опасаются, что главным вызовом для безопасности региона может стать провал реформ в Украине, которые создадут куда более сложные проблемы.

Хотя Украину не считают несостоявшимся государством, вопрос эффективности ее государственного аппарата поднимается все чаще.

Евросоюз особенно волнуют проблемы с коррупцией. Некоторые эксперты уверены, что главная причина провалов прозападных правительств, например, в Афганистане, - это тотальная коррупция. Неэффективность правительства последнего, слабость и жестокость по отношению к собственному народу создавали благоприятную среду для деятельности Талибана и аффилированных с ним структур. Коррумпированный и неэффективный режим в Киеве может спровоцировать новые протесты, которые могут оказаться фатальными для государства. В тоже время война на востоке воспринимается как одно из главных препятствий для реформ в Украине. Она отвлекает ресурсы и является универсальным оправданием для неэффективных реформ и коррупции Киева. Именно поэтому в Брюсселе хотят достичь хотя бы временного урегулирования конфликта и сосредоточиться на реформах. Подобное урегулирование будет «холодным миром», санкции не будут сняты и отношение к России в ЕС резко не изменится.

Но в этом подходы Москвы и Брюсселя совпадают. Брюссель готов ограничить свои приоритеты, желая реализовать необходимые реформы хотя бы на той части Украины, с которой он граничит. Брюссель понимает, что Киев критически нуждается в экономической поддержке, но он не хочет отправлять деньги в коррумпированное государство. Европа желает видеть в Украине эффективно функционирующие государство с минимальным уровнем коррупции. Если замораживание конфликта на востоке Украины ускорит реформы – территориальной целостностью можно пожертвовать. Таким образом, в своих приоритетах Брюссель все больше склоняется акценту на успешных реформах в Украине.

Важно заметить, что Москва также заинтересована в стабилизации ситуации в Украине – будет ли она достигнута путем реформ или иным образом. Какими бы ни были сиюминутные отношения между государствами, они обречены географией на соседство. Политически и экономически стабильное Украинское государство будет более надежным партнером для планирования длительных отношений.

Готов ли Киев ограничить свои цели? Пока украинское общество верит в самый опасный миф – возможность достижения победы силой – вряд ли киевские политики будут готовы рискнуть своими рейтингами.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Безопасность»

25 ноября 2015 | 11:17

Мотивы Турции в инциденте с Су-24 ВКС России и реакция турецких элит

Вопиющая провокация, которая привела к гибели по крайней мере одного российского пилота, нанесла непоправимый ущерб взаимодействию двух стран. Благодаря такой турецкой «акции» под вопрос ставится не только российско-турецкое взаимодействие, под вопросом теперь и только возникавший диалог по линии Россия-США-ЕС в области борьбы с терроризмом в регионе.

13 июля 2015 | 18:07

А. Сушенцов и А. Безруков рассказывают о книге "Россия и мир в 2020 году"

Россия находится между тремя цивилизациями. Это Восток, Азия, в основном Китай, и исламский мир. Чтобы как можно менее болезненно пройти период ближайших нескольких лет, России нужно вырабатывать новые компетенции. С геополитической точки зрения она не обладает достаточной массой, чтобы соревноваться с такими игроками, как Китай, Европейский союз и Соединенные Штаты. 

3 декабря 2015 | 21:00

Россия-Турция: Кавказская площадка для восстановления позитивной динамики

Встает вопрос о готовности Анкары и Москвы к поиску modus vivendi в двусторонних отношениях. Понятное дело, речь о возвращении к ситуации до 24 ноября 2015 года не идет. Но и «точку невозврата» еще можно не допустить, так как в противном случае «в нагрузку» к имеющимся проблемам на Ближнем Востоке можно получить и набор противоречий в других регионах, в частности, на Большом Кавказе. Притом, что обретения в конкуренции на этой площадке крайне сомнительны, а опыт выхода с нулевой отметки к позитивной динамике уже имеется.

6 января 2015 | 11:17

Складываются предпосылки новой фазы гражданской войны в Южном Судане

С конца 2013 года в Южном Судане продолжается гражданская война, ставшая отражением противоречий – как внутри страны, так и между крупными державами. По мере приближения срока проведения всеобщих выборов, которые, согласно переходной конституции, должны состояться не позднее 9 июня, стороны конфликта будут стремиться укрепить свои позиции. Гарантированный путь для этого – эскалация напряженности, в том числе активные боевые действия.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
20 февраля 2015 | 15:00
23 декабря 2014 | 09:00
17 марта 2014 | 19:00
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова