Украинская политика – это постоянный передел сфер влияния между крупными финансово-промышленными группами. Для этих структур доступ к власти означает влияние на правила игры, то есть на принимаемые законы и механизмы их исполнения.
Период послереволюционной растерянности основных олигархических групп закончился, и их противоречия неизбежно обострятся.
Первые проявления этого процесса уже наблюдаются.
Нынешний расклад сил в украинской политике таков: президент Петр Порошенко сплотил вокруг себя крупных бизнесменов из аграрного сектора (Юрий Косюк, Олег Бахматюк) и придерживается неблагожелательного нейтралитета в отношениях с бывшими регионалами Ринатом Ахметовым («СКМ-групп») и Вадимом Новинским («Смарт-групп»). Основной ресурс Порошенко – стабильное большинство в его собственной парламентской фракции, лояльное руководство Вооруженными Силами и контроль над банковским сектором через доверенную главу Нацбанка Валерию Гонтареву. Премьер Арсений Яценюк стремится сократить влияние президента и расширить собственное. Его ситуативными союзниками стали олигархи Игорь Коломойский (группа «Приват») и Дмитрий Фирташ (DF Group). Ресурс Яценюка – это влияние на распределение бюджетных средств и лояльное руководство МВД. Пока премьер-министр объективно слабее президента и вынужден находить с ним компромисс.
Это противостояние началось еще до осенних парламентских выборов на Украине, когда Порошенко стремился обеспечить для своей фракции большинство в Верховной Раде и назначить премьер-министром Владимира Гройсмана. За несколько месяцев до выборов администрация президента стала без консультации с правительством разрабатывать планы реформ и готовить предложения по кандидатурам на ключевые посты, исходя из того, что Яценюк – «хромая утка». После выборов в Верховную Раду оказалось, что партия премьера «Народный фронт» набрала непредсказуемо много голосов, что позволило Яценюку жестко поставить вопрос не только о собственной должности, но и о сохранении его соратников на ключевых постах (министры юстиций, внутренних дел, Кабинета министров). В итоге, в отношениях между премьером и президентом Украины накопилось взаимное недовольство.
Конфликт между Яценюком и Порошенко сдерживали западные инвесторы, которые считают, что в условиях строительства демократии ее сторонники должны пожертвовать личными амбициями во имя благой цели. Кроме того, не выводить противостояние в публичную плоскость украинских политиков вынуждает сложное положение на Донбассе.
Для украинского общества было бы неприемлемым, если президент и премьер даже в условиях военного конфликта оказались не готовы урегулировать свои разногласия.
В общем, обе стороны совершают нападки исподволь, дискредитируют второстепенных игроков. Чаще в качестве нападающего выступал Яценюк, имеющий более слабые стартовые позиции и ощущающий неустойчивость собственного положения.
В январе и начале февраля премьер-министр активизировал нападки на три ключевые креатуры Порошенко – главу Нацбанка Валерию Гонтареву, генерального прокурора Виталия Ярему и начальника Генерального Штаба Виктора Муженко. Больше всего продвинулась атака на Ярему: в Верховной Раде начали собирать подписи за его отставку, причем наиболее активно в этом процессе участвуют две фракции правящей коалиции – Радикальная партия и ВО «Самопомощь». Эти политические силы близки к Дмитрию Фирташу и Игорю Коломойскому соответственно. Нападки на генерального прокурора связаны с тем, что последний выступал против всеохватной люстрации («очищения власти»), которую используют для расчистки высших эшелонов бюрократии, то есть фактически против последующего назначения выдвиженцев Яценюка на освободившиеся должности.
Участие Фирташа и Коломойского в нападках Яценюка обусловлено активным вмешательством Порошенко в их сферы интересов. Например, Нацбанк Украины ввел временную администрацию в банке «Надра», входящем в DF Group. Кроме того, президент Порошенко предпринял титанические усилия, чтобы снизить влияние Коломойского на государственную компанию «Укрнафта». Тем самым, подрывается главный принцип работы группы «Приват» в энергетическом секторе: дешевое топливо – дешевая переработка – реализация бензина по рыночным ценам. Хотя Яценюк также нанес немалый вред Фирташу и Коломойскому (путем введения ограничений на продажу газа предприятиям и повышения налога на его добычу), очевидно, что у премьера нет возможности конвертировать свое политическое влияние в финансовое, в отличие от президента-миллиардера. При этом, Фирташ и Коломойский конфликтуют друг с другом из-за двух горно-обогатительных комбинатов (Иршанского и Вольногорского), так что коалиция Яценюка с двумя олигархами непрочна.
В атаке на начальника Генерального Штаба Муженко больше заинтересован Игорь Коломойский, а не Арсений Яценюк. Для премьера критика военных командиров – это всего лишь повод для попытки повысить политический рейтинг. Но для Коломойского ситуация иная: Муженко лично вмешивается в руководство антитеррористической операцией и стремится покончить с организационной неразберихой. Напомним, что на линии фронта продолжает находиться вооруженное формирование «Правого Сектора» - Добровольческий украинский корпус (численностью не более полка), который не подчиняется силовым ведомствам Украины. Кроме того, формально подчиненный Министерству обороны батальон «Айдар» также продолжает действовать автономно и всячески сопротивляется попыткам его реорганизовать. В итоге, высшее военное руководство (начальник Генштаба и министр обороны) конфликтует с командирами добровольческих подразделений, близких к Коломойскому (Семен Семенченко, Юрий Береза, Дмитрий Ярош). Причем искусно направляемое общественное мнение оказалось не на стороне воинских начальников, а на стороне героев АТО, противостоящих, якобы, нерадивым генералам.
Кроме главы Нацбанка, начальника Генштаба и генерального прокурора нападкам могут подвергнуться другие чиновники, лояльные президенту, – например, министр информационной политики Юрий Стець или министр энергетики Владимир Демчишин. Последний несет ответственность за спорную, по мнению некоторых украинских политиков, сделку по поставкам электричества на Украину и в Крым, причем основная часть недовольства связана с наличием в действующем контракте упоминания Крымского федерального округа.
Напряженность между президентом и премьер-министром будет зависеть от трех факторов. Во-первых, необходимость получения финансовой и политической поддержки Запада вынудит Порошенко и Яценюка не обострять конфликт до предела. Во-вторых, экономика Украины сжимается: ресурсов ощутимо становится меньше, так что возникнет желание переделить оставшееся. Наконец, от политического шока в значительной мере оправились олигархи «донецкого» клана (Ринат Ахметов, Борис Колесников, Андрей Клюев), что может привести к появлению новых политических сложностей для Порошенко. Постмайданные политические деятели либо будут сопротивляться возвращению «донецких», либо станут при их поддержке ослаблять влияние президента.
Весьма возможно, что идеологически монолитная группа украинских политиков нового поколения, как и их предшественники, расколется и станет элементом усиливающийся конкуренции олигархов.
Таким образом, монолитность украинской власти периода первых 6 месяцев правления Петра Порошенко окончательно стало историей. Если отставка министра обороны Валерия Гелетея была результатом его собственной некомпетентности, то отставки остальных лояльных президенту высших чиновников станут свидетельством обострения конфликта олигархов.
Соединенные Штаты приходят к выводу о том, что иракская армия не способна в одиночку противостоять силам ИГИЛ, а победа над ними не возможна без подрыва позиций ИГИЛ в Сирии.
На прошедшей неделе одним из центральных событий внешней политики США стал визит Президента США на Кубу, который символизировал историческую нормализацию американо-кубинских отношений, однако не снял целый ряд традиционных спорных вопросов между Вашингтоном и Гаваной. Теракты в Брюсселе вновь стимулировали дебаты касательно мер безопасности во избежание подобных событий в США, но прийти к консенсусу касательно политики в отношении американских мусульман по-прежнему не удается. Подписанное соглашение об усилении сотрудничества в сфере обороны между США и Филиппинами вызвало ожидаемо острую реакцию со стороны Китая.
После решения британцев покинуть ЕС Вашингтон постарался сделать все возможное, чтобы успокоить начавшуюся панику и избежать назревающего раскола между Лондоном и Брюсселем. После событий в Орландо в Конгрессе разгорелись баталии по поводу ограничений на продажу огнестрельного оружия, а кандидаты в президенты были вынуждены отбиваться от нападок своих же однопартийцев. В американо-российских отношениях забрезжила возможность сотрудничества по Сирии, вероятность реализации которой, тем не менее, Москва и Вашингтон оценивают по-разному.
По сути, у Украины лишь два способа переломить ситуацию. Первый — изменить собственную политику на более прагматичную и приступить к реализации Минских соглашений — по понятным причинам практически нереализуем. Остается второй вариант — спровоцировать Россию на агрессивные действия, которые вынудят Запад публично поддержать Украину и тем самым сорвут формирующееся российско-европейское взаимопонимание.