Минувшая неделя отметилась беспрецедентным ростом напряженности в российско-американских отношениях. Перемирие в Сирии, которое с таким трудом удалось согласовать Джону Керри и Сергею Лаврову, оказалось недолговечным и с многочисленными нарушениями едва продержалось неделю. В довершение всего, представитель Государственного департамента Джон Кирби пригрозил России терактами в её городах и новыми потерями среди российских военнослужащих. Эти слова встретили предсказуемо жесткую реакцию в Москве, где расценили данные высказывания как свидетельство поддержки Вашингтоном террористов в Сирии.
Резкие заявления Вашингтона, безусловно, преследуют цель запугать Россию и Иран возможными последствиями их поддержки Башара Асада. Однако пока сложно сказать, какие конкретные действия предпримут США, чтобы остановить Москву, избегая лавинообразного расширения масштабов конфликта. Представить в сложившихся условиях американское вторжение в Сирию довольно сложно. По словам аналитика агентства «Внешняя политика» Геворга Мирзаяна:
«У США нет никакой стратегии в Сирии, пусть спецслужбы и Пентагон сейчас говорят, что если сотрудничество с Москвой полностью сорвется, то американцы начинают военную операцию. Только это слова, а на деле все упирается в тот факт, что у США просто нет возможности ее начать. Непонятно, кто будет воевать на земле? Американские солдаты? Нет, конечно, никто их туда не пошлет. Тогда, кто будет воевать за них? И кто будет купировать риски прямого военного столкновения с США и Ираном? Поэтому вся эта линия Пентагона и спецслужб является для американцев тупиковой, соответственно, единственный их шанс – это мирные инициативы Джона Керри».
Маловероятно, что США позволят себе открытую поддержку тех группировок, которые однозначно ассоциируются с террористами. И хотя запрещенная и признанная экстремистской в России «Джебхат ан-Нусра» провела своеобразный "ребрендинг" и превратилась в «Джебхат Фатах аш-Шам», её связи с пресловутой "Аль-Каидой" очевидны. В условиях продолжающейся предвыборной кампании любые намеки на сотрудничество американского правительства с организаторами терактов 9/11 абсолютно неприемлемы.
Провал договоренностей Лаврова и Керри по Сирии и отказ США и России от координации ударов по террористам приведут к росту активности в сирийском конфликте других региональных игроков: Ирана, Саудовской Аравии, Турции, которые буду преследовать свои интересы, что, в свою очередь, приведет к новым виткам насилия. По мнению руководителя агентства «Внешняя политика» Андрея Сушенцова:
«У кого-то из региональных участников, Ирана или Саудовской Аравии могут сдать нервы, и они пойдут во все тяжкие».
Доказательством негативного влияния на конфликт новых участников могут служить действия Турции, которая продолжает проводить военную операцию «Щит Евфрата», направленную преимущественно против курдских вооруженных формирований и их союзников. В результате боевики ИГИЛ получили возможность перегруппироваться в регионе и направить силы на более опасные направления. При этом вопреки заявленным целям операции Анкары, нелегальный транзит нефти и других товаров на территориях, занятых турецкой армией, не прекратился.
Оптимальная стратегия для Москвы и Вашингтона в сложившихся условиях – вернуться за стол переговоров. Белый дом должен, наконец, определиться с тем, какие группировки он относит к умеренной оппозиции, а какие к террористам и не раздражать Кремль намеренной или случайной поддержкой боевиков. В свою очередь, Россия должна напомнить Асаду, благодаря кому его государство продолжает существовать и пресечь любые попытки Дамаска загребать жар чужими руками.
Состоявшийся 9 июля в Уфе саммит БРИКС ожидаемо привлек внимание американских экспертных кругов, в которых еще накануне встречи развернулась дискуссия о значимости деятельности группировки для международных позиций США. Параллельно с этим на прошедшей неделе вновь был поднят вопрос об информационной безопасности и необходимых мерах разведсообщества по ее обеспечению. В свою очередь, Президент Обама продолжает попытки договориться с однопартийцами для достойного завершения своего президентского срока.
Долгое время одной из основных задач американо-японского союза было сдерживание роста военной мощи Японии. В Вашингтоне считали, что сильная Япония с ее милитаристскими традициями станет причиной серьезной дестабилизации ситуации в регионе. Однако пришедший к власти Синдзо Абэ взял курс на укрепление обороноспособности страны, понимая, что в будущем ей придется противостоять растущему влиянию Пекина.
События 2014 года в США, связанные с массовыми беспорядками и кибератаками, вновь поставили на повестку дня проблемы социального и информационного аспектов безопасности страны. И если в первом случае идет речь, в первую очередь, о процессах американской внутренней политики, то во втором – имеет место резонанс мирового масштаба с точки зрения изменения параметров международной безопасности.
В отличие от «обновленных Мадридских принципов», рассматриваемых в качестве фундаментальной основы мирного процесса, эти «апрельские тезисы» носят более общий характер и включают в себя «неиспользование силы, право народа на самоопределение и территориальная целостность». По оценкам сопредседателей, все эти три элемента обладают одинаковой приоритетностью.