Предстоящий вывод войск Международных Сил Содействия Безопасности в Афганистане под командованием НАТО ставит перед региональными организациями задачи по поддержанию стабильности на границах Афганистана. В частности, эти проблемы предстоит решать государствам-членам Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Ситуация в Афганистане в 2014 году
Риски, связанные с предстоящими в 2014 году выводом войск НАТО и президентскими выборами в Афганистане обычно преувеличивают. Ситуация существенно изменилась в сравнении с 2001 годом, когда только ввод иностранных войск предотвратил победу движения «Талибан» и установления им полного контроля над территорией страны. В 2014 году Кабул имеет в своем распоряжении военные и полицейские силы численностью более 300 тысяч человек. Эта многочисленная боевая сила оснащена бронетехникой, авиацией и современным стрелковым оружием. Численность афганских талибов составляет от 20 до 40 тысяч человек. Несопоставимость сторон исключает возможность их быстрой реставрации после вывода иностранных войск.
С начала 2013 года полтора года иностранные военные принимали незначительное участие в боевых действиях. Ответственность за обеспечение безопасности лежит на национальных формированиях Афганистана. Новые задачи даются афганским силовикам нелегко. Обстановка в некоторых провинциях осложнилась, существенно выросли потери проправительственных сил. Однако вооруженной оппозиции не удалось захватить какие-либо крупные населенные пункты или парализовать государственную и экономическую жизнь в стране. В Афганистане повторяется «иракский сценарий»: сохранение правящего режима после вывода иностранных войск при эскалации террористической активности.
В отличие от Ирака Афганистан не располагает собственными финансовыми ресурсами и зависит от иностранной спонсорской помощи. Ее предоставление после 2014 года некоторые страны НАТО ставят в прямую зависимость от подписания Кабулом соглашения о стратегическом партнерстве с США. Действующий президент Афганистана Хамид Карзай пока уклоняется от этого шага, учитывая сильные антиамериканские настроения в стране.
В 2014 году в Афганистане состоятся президентские выборы, в которых примет участие брат Х. Карзая – Абдул Вали. Ему противостоит ряд сильных политиков, в частности, бывший министр и эксперт в вопросах региональной безопасности Ашраф Гани Ахмадзай. По опросам общественного мнения, именно Ахмадзай является фаворитом президентской гонки. Выборная компания идет в условиях жесткой борьбы. Если результаты голосования не будут признанными крупными политическими силами, существует риск дестабилизации ситуации в стране.
Это неизбежно приведет к ослаблению государственной власти и установления на местах диктата местных политических кланов. В этом случае вероятно ослабление контроля над преступностью в стране, рост наркоторговли и террористической активности против сопредельных государств. Однако реставрация режима талибов остается маловероятной.
Угрозы региональной безопасности и реакция ОДКБ
В 2013-2014 годах зафиксированы попытки проникновения экстремистов с территории Афганистана в Таджикистан и Киргизию. На стороне «Талибана» сражается заметное число экстремистов из стран СНГ. В случае ослабления государственных институтов на афганской территории они могут попытаться использовать ее как тыл при операциях против своих государств.
ОДКБ следит за развитием ситуации в Афганистане и готовится к коллективной обороне в случае возникновения новых угроз. Решения о действиях ОДКБ в связи с изменяющей обстановкой в Афганистане были приняты в прошлом году в 2013 году. Предусматривается усиление сотрудничества по защите границы Таджикистана и Афганистана. В частности, планируется оказание материально-технической поддержки Таджикистану, проведение консультаций в формате Афганистан-ОДКБ и Таджикистан-Афганистан по совместной охране границ, разработка схем совместной вооруженной реакции ОДКБ в случае чрезвычайной ситуации в пограничной зоне. Предусмотрена возможность отправки в Афганистан гуманитарной и технической помощи. Действуют программы подготовки афганских военных и полицейских в военных вузах России.
Туркменистан и Узбекистан, граничащие с Афганистаном, не принимают участия в работе ОДКБ. Это затрудняет координацию действий по отражению возможных угроз. Между тем, проблемы у этих двух государств создадут риски для союзного России Казахстана. Это ставит на повестку дня вопрос о выработке новых механизмов сотрудничества ОДКБ с заинтересованными странами региона.
Диалог с Индией и Китаем по вопросу поддержания стабильности на границах Афганистана станет лучшей защитой от региональных угроз безопасностии. Речь идет о реализации крупных инвестиционных проектов, которые должны способствовать экономическому развитию страну и уничтожать социальную базу экстремизма - строительство магистрального газопровода по маршруту Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия, системы ЛЭП CASA-1000 Кыргызстан-Таджикистан-Афганистан-Пакистан, транзитных железных и автомобильных дорог.
Эти меры будут способствовать сокращению нестабильности в Афганистане после вывода МССБ. Однако главным условием позитивных изменений будет оставаться дееспособность афганского политического класса и нового президента кем бы он ни был.
Призыв к осторожности не означает прямое осуждение действий Украины на Востоке. Президент Петр Порошенко планирует продолжение военной операции, по-прежнему называя ополченцев "террористами". Пока волна революционного энтузиазма в обществе помогает правительству Украины в его радикальных планах - с поддержкой ЕС или без нее.
Оборонный бюджет США на 2015 фискальный год отвечает новой военной стратегии США, обозначенной в четырехлетнем Обзоре оборонной политики 2014 года. Перемены значительны по масштабу и позволяют говорить о начале нового пост-афганского периода во внешней политике США.
2 сентября руководитель аналитического агентства "Внешняя политика" Андрей Сушенцов дал большое интервью интернет-газете «ZNAK», приуроченное к саммиту "Большой двадцатки" в китайском Ханчжоу. В ходе интервью обсуждались ситуация на Украине, позиция ЕС по Минским соглашениям и санкциям в отношении РФ, перспективы сотрудничества России и США в Сирии и политика Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Республиканцы стремятся показать, что Барак Обама не воспринимает угрозу «Исламского государства» всерьез, а значит, у него нет четкого плана действий в регионе. Однако сами республиканцы не предлагают радикально новых идей и выступают в основном за силовое решение.