Лидеры Донецкой и Луганской «народных республик» до недавнего времени не были известны не только широкой публике, но и экспертному сообществу. Большая их часть – местные жители. Их род занятий до начала «русской весны» не был никак связан с политикой и, тем более, военной стратегией. Поэтому в руководстве Новороссии растет доля иностранных (прежде всего, российских) граждан, обеспечивающих деятельность «народных республик» на наиболее сложных направлениях. Однако, такое перераспределение отвественности может привести к разногласиям отдельных групп интересов в органах власти Новороссии, которые негативно скажутся на положении двух квазигосударств.
К высшему руководству ДНР и ЛНР следует отнести глав и заместителей председателей исполнительных и законодателельных органов власти, а также ключевых министров («силовиков» и занимающихся социально-экономическими вопросами). Кроме того, важную роль в принятии решений сохраняют активисты протестных движений, которые стояли у истоков создания республик Новороссии (например, публицист Мирослав Руденко), а с учетом продолжающихся боевых действий – еще и командиры крупных подразделений. По указанным критериям, к высшему руководству ДНР и ЛНР относятся 39 человек, в том числе председатель парламента Союза народных республик Олег Царев, отчасти обеспечивающий координацию действий двух квазигосударств.
Помимо самостоятельных фигур, среди лидеров ДНР можно выделить несколько групп: «идейные новороссийцы», «приднестровские» и «проахметовское лобби». Идеологический тон в республике задает первая группа, состоящяя из лиц, которые начинали борьбу против украинских властей (Павел Губарев, Алексей Пургин). Для них Новороссия – это самобытная часть «русского мира», незаслуженно унижавшаяся Украиной. На более компромиссных позициях стоят деятели, прежде связанные с предприятиями и проектами олигарха Рената Ахметова. В эту группу входят мелкие предприниматели, бывшие члены Партии Регионов и работники органов правопорядка (Роман Лягин, Александр Захарченко), для которых нахождение в составе Украины при определенных политических переменах представлялось наиболее желательным.
В апреле-мае 2014 г. эта группа поддерживала регулярные контакты с Ахметовым, который стремился сохранить рычаги влияния на ситуацию. Но в нынешнем положении контакты с Ахметовым у представителей «клана» стали эпизодическими, а после разрыва с Киевом их политическая программа утратила актуальность.
Наконец, часть руководителей республики (Александр Бородай, Игорь Стрелков, Александр Караман) знакома по совместной деятельности в Приднестровье в 1990-е гг. «Приднестровский» клан состоит преимущественно из иностранных граждан и занимается вопросами обороны и безопасности. Кроме того, эта группа стремится наладить поставки и обеспечить эффективное распределение гуманитарной помощи из России. Известно, что в Москве эту деятельность координирует сформированный при Совете Федерации Комитет общественной поддержки Юго-Востока, в который входит целый ряд благотворительных организаций, в том числе фонд Василия Великого под руководством Константина Малофеева.
Логика противостояния с Киевом обусловила не только консолидацию разрозненных отрядов ДНР, но и пересмотр баланса между группами интересов в руководстве республики. В июле 2014 года в правительстве республики прошел ряд кадровых перестановок, связанных с выстраиванием стройной системы управления войсками и спецслужбами, которую курирует вице-премьер Владимир Антюфеев. В итоге, доля российских граждан в высшем руководстве ДНР возросла с 20,8% до 33,3% (в целом по Новороссии – с 21,1% до 28,2%). На ключевых постах были замещены представители «проахметовской» группы. Против подобной тенденции возражал командир батальона «Восток» Александр Ходаковский, выступивший за взаимоприемлимые договоренности с Киевом. Активность Ходаковского и автономность северо-западной (Горловской) группы войск стали дестабилизирующими факторами в военном строительстве ДНР.
Руководство в ЛНР более монолитно, чем в ДНР: в органах власти преобладают бывшие служащие ВДВ из местного населения (Геннадий Цыпкалов, Владимир Громов). Глава республики Валерий Болотов сконцентрировал власть в своих руках, одновременно руководит армией и спецслужбами. Все же, Болотову не удалось поставить все вооруженные соединения под контроль: один из самых боеспособных отрядов – батальон «Призрак» Алексея Мозгового – после непродолжительной конфронтации с руководством ЛНР перешел в подчинение ДНР. Кроме того, казачьи подразделения, занимающие линию фронта на юге республики, действуют автономно от Луганска. В то же время, иностранные граждане не составляют в органах ЛНР самостоятельной группы и занимаются, главным образом, социально-экономическими вопросами (Марат Баширов, Дмитрий Семенов): доля россиян в высшем руководстве республики составляет 21,4%.
Кадровые особенности высшего руководства Новороссии формируют три узла противоречий. Во-первых, модель управления ЛНР не позволяет обеспечить полноценную координацию боевых операций двух «народных республик». Этим вызваны разногласия Болотова с «приднестровским» кланом ДНР, поскольку неизбежно встает вопрос об иерархии подчиненности. Попытки Луганска и Донецка договориться по ключевому вопросу пока ни к чему не привели. Во-вторых, военные успехи и неудачи в одинаковой степени укрепят «приднестровскую» группу в ДНР. В случае побед над подразделениями, задействованными в украинской АТО, заслуга будет принадлежать силовым министерствам, при поражениях – территория под контролем правительства «народной республики» сократится и все большее количество тыловых районов перейдет непосредственно в подчинение командиров отдельных подразделений.
Остальные группы интересов осознают сложившуюся ситуацию: вероятно, элементами их договоренностей по достижению кадрового баланса стали отставки Дениса Пушилина и Александра Бородая с высших постов в республике. Наконец, в-третьих, соотношение представителей местного населения и иностранных граждан в органах власти Новороссии подходит к опасному рубежу (2 к 1). С одной стороны, иностранные специалисты добровольно предоставляют свои профессиональные услуги, что облегчает сложную обстановку в ДНР и ЛНР. С другой стороны, такое соотношение подкрепляет аргумент о "завезенном" характере протеста и говорит о слабости вертикальной мобильности в квазигосударствах. В долгосрочной перспективе это возимеет негативные репутационные последствия и может оттолкнуть неопределившихся в симпатиях жителей Донбасса.
Слухи об ухудшении здоровья кандидата на пост президента США от Демократической партии Хиллари Клинтон заставили однопартийцев всерьез рассуждать о возможности её замены другим политиком. Среди кандидатов называют Тима Кейна, Берни Сандерса и Джо Байдена. Однако при детальном рассмотрении оказывается, что никто из них не сможет стать удобной для демократов альтернативой Клинтон.
Визит не принес сенсаций, но он продемонстрировал уверенное стремление Турции развивать отношения с Россией, вопреки западным санкциям и политическим разногласиям по Сирии и Крыму. Россия заинтересована в Турции как стабильном покупателе энергоресурсов и поставщике сельскохозяйственной продукции. В свою очередь, Турция стремится к возведению собственных АЭС и превращению в энергетический «хаб» для Европы.
Рекс Тиллерсон «отчитался» перед сотрудниками министерства за первые сто дней пребывания на посту госсекретаря, определив ключевые принципы своего видения международных отношений. Администрации Трампа удалось избежать бюджетного кризиса, а также преодолеть раскол в республиканской партии для запуска реформы здравоохранения. Смягчив риторику в адрес Мексики и КНР, США ввели протекционистские тарифы на древисину из Канады.
По политико-экономическим пунктам, которые уже давно пора было начать исполнять, согласия между сторонами нет, поэтому они и вынуждены обсуждать технические моменты наподобие отвода вооружений. При этом абсолютно отдавая себе отчет в том, что на деле никакого отвода не будет. Однако это не означает, что нужно прекращать Минский формат и расходиться по домам - формальный провал переговорного процесса резко повышает вероятность начала полномасштабных боевых действий, которые на сегодняшний день не нужны ни России, ни Европе.