21 марта в МГИМО состоялся аналитический семинар «Забытые земли: страны Восточного партнерства и кризис западной гегемонии», организованный Кафедрой прикладного анализа международных проблем, агентством «Внешняя политика» и НК «Кавказское сотрудничество». В обсуждениях также приняли участие представители Института востоковедения РАН, ИЭ РАН, ИМЭМО РАН, ИНИОН РАН, РАНХиГС, НИУ ВШЭ, РИСИ, Валдайского клуба и Международного комитета Красного Креста. Темой семинара стал анализ ключевых перспектив и вызовов, с которыми сталкиваются и в ближайшем будущем столкнутся страны, вступившие в ассоциацию с ЕС.
Во вступительном слове директор по исследованиям агентства "Внешняя политика" Николай Силаев отметил, что проект Европейского Союза «Восточное партнерство» уже в момент своего создания отражал определенный компромисс. Брюссель намеревался расширить комфортную для себя институциональну
Научный сотрудник Центра глобальных проблем МГИМО Алексей Токарев и младший научный сотрудник ИЭ РАН Максим Бороденко представили анализ динамики изменений импорта и экспорта стран «Восточного партнерства». Данные показывают, что подписание договора в 2008 г. не внесло существенных изменений в структуру торговли подписавших его стран. Преобладание ЕС в импорте и экспорте Молдавии, Азербайджана и Грузии началось еще до 2008 г. Исключением стала Армения, где торговый оборот с Россией в 2015 г. превысил показатели торговли с ЕС впервые с 1998 г. Рост доли стран ЕС в украинской торговле является следствием резкого сокращения торговых связей с Россией. Более того, экспорт товаров из Украины в ЕС за последние годы, наоборот, упал.
Елена Кузьмина, заведующий сектором Центра постсоветских исследований ИМЭМО, отметила сравнительно высокую долю экспорта услуг в экономиках транзитных стран, подписавших соглашение об ассоциации с ЕС.
Рассуждая о торговых связях Армении, научный сотрудник Института востоковедения РАН Андрей Арешев добавил, что в 2016 г. объемы торговых оборотов между Ереваном и Москвой увеличились на 15%. Россия остается главным торговым партнером Армении, оставляя за собой Китай и ФРГ. При этом отмечается стремительный рост (на 25%) торговых оборотов между Арменией и Грузией.
Доцент РАНХиГС Наталья Харитонова представила результаты работы «Восточного партнерства» для Молдавии. Если до саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе в ноябре 2013 чиновники в Брюсселе представляли Кишинев в качестве «истории успеха», то на данный момент Молдавию рассматривают как «захваченное государство», где полный контроль над ситуацией взяла олигархическая группировка. Усилилось обнищание страны, упали торговые показатели.
Остаются неопределенными перспективы урегулирования приднестровской проблемы. Согласно действующим договоренностям, Кишинев был обязан предоставить Тирасполю текст соглашения об ассоциации для ознакомления, однако этого не произошло. Вероятно, стороны будут вести переговоры вокруг реинтеграции Приднестровья через диалог между экономическими группировками. Теоретически основой для денонсации Соглашения об ассоциации с ЕС может стать Меморандум об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем (Московский меморандум 1997 г.), который предусматривает согласование Кишиневом ключевых внешнеполитическ
Руководитель агентства "Внешняя политика", програмный директор Валдайского клуба Андрей Сушенцов рассказал о перспективах развития украинского кризиса на основе прогностического исследования, работа над которым ведется в данный момент. Эксперт обозначил шесть констант, которые будут определять рамки украинского кризиса в ближайшие годы: невозможность вооруженной победы над ополчением ЛДНР, формальная приверженность Минским договоренностям всех участников, невозможность военной инициативы со стороны ЛДНР, невозможность прихода к власти на Украине пророссийских сил, продолжающееся давление в Киеве на сторонников мира на Донбассе и нежелание Киева отказываться от восточных районов страны.
Андрей Сушенцов представил развитие украинского кризиса в виде матрицы с двумя переменными, обозначившими устойчивость киевского правительства и готовность Запада поддерживать Украину. Их пересечение образовывает четыре вероятных сценария развития ситуации на Украине, предполагающих разные последствия для российской внешней политики. Предпочтительным вариантом для Москвы станет сочетание дееспособного украинского правительства с ограниченной поддержкой его со стороны Запада. В этом случае, Киев будет открыт для конструктивных переговоров, опасаясь полной международной изоляции.
Комментируя доклад об украинском кризисе, Алексей Токарев выразил сомнение, что возобновление военных действий на Донбассе полностью исключено. В качестве примера он привел обострение ситуации в районе Авдеевки в декабре 2016 г., когда ВСУ инициировали новые боестолкновения на линии соприкосновения. Рассуждая о представленной в докладе методологии, Токарев усомнился в правомерности анализа действий украинского правительства без учета интересов и шагов финансово-промыш
Николай Силаев представил доклад о внешней политике Грузии в новых международных условиях. Неформальный лидер правящей партии Бидзина Иванишвили – один из трех «олигархов» находящихся у власти в трех странах, подписавших соглашение об ассоциации с ЕС (Петр Порошенко на Украине, Владимир Плахотнюк в Молдавии) – по сравнению с «коллегами» наиболее респектабелен и успешен. Грузии под его фактическим руководством удается значительно укрепить сотрудничество с США и НАТО, добившись одновременно умеренной нормализации отношений с Москвой.
Грузинскую проблематику развил в своем докладе координатор рабочей группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Александр Скаков, подробно остановившись на абхазской и юго-осетинской повестках во внешнеполитическ
Урегулирование конфликта вышло на новую стадию: ни Киев, ни Донецк, ни Луганск не скрывают, что полностью выполнять договоренности не собираются. Минский процесс близок к провалу, хотя еще недавно казалось, что перспектива урегулирования реальна.
В действительности столь скорое возвращение не входило в планы Саркози. Он собирался исполнять роль почтенного государственного деятеля еще два года, а в 2017 заставить себя вернуться только по зову долга. Но когда разгорающийся финансовый скандал спровоцировал борьбу за лидерство в неспокойной и почти обанкротившейся партии, Саркози не смог остаться в стороне.
Визит не принес сенсаций, но он продемонстрировал уверенное стремление Турции развивать отношения с Россией, вопреки западным санкциям и политическим разногласиям по Сирии и Крыму. Россия заинтересована в Турции как стабильном покупателе энергоресурсов и поставщике сельскохозяйственной продукции. В свою очередь, Турция стремится к возведению собственных АЭС и превращению в энергетический «хаб» для Европы.
Напряженность между партнерами по коалиции вызвана не только эмоциональной неприязнью между лидерами партий и неутихающим дележом министерских портфелей, но и разным видением политических приоритетов. Один из таких приоритетов – состав коалиции и расклад сил в правительстве. Часть партий в коалиции выступает за присоединение к проевропейскому большинству коммунистов. Таким образом, в молдавской политической системе может совсем исчезнуть идеологический баланс.