На фоне продолжающихся активных боевых действий на сирийской территории и вооруженных столкновений между частями разрозненной оппозиции, а также между ними и правительственными силами, не говоря уже о боях между различными – оппозиционными и правительственными – вооруженными отрядами с боевиками ИГ, в Турции проходят заседания оппозиционной Национальной сирийской коалиции.
Состоящая из множества различных либеральных светских и исламистских партий и дезертировавших представителей режима, Коалиция была создана усилиями Саудовской Аравии, Катара, Турции и некоторых государств Запада в ноябре 2012 года и признана как легитимный представитель интересов сирийского народа. Именно эта часть крайне разрозненной сирийской коалиции активно осуществляет контакты со своими зарубежными спонсорами, периодически требует иностранной интервенции и ждет свержения режима Башара Асада, чтобы построить «новую Сирию» под своим руководством. В начале 2013 года Коалиция сформировала Переходное правительство, в задачи которого входит управление территориями, находящимися под контролем Свободной сирийской армии (ССА). По замыслу оппозиционеров, созданный ими орган должен выступить главной координирующей структурой для всех воюющих против Асада групп, а также гарантом прекращения огня и начала процесса восстановления страны. Правительство было распущено в июле 2014 года ввиду его неэффективности.
Последние несколько дней в Стамбуле проходили заседания Коалиции, в ходе которых Переходное правительство было восстановлено во главе с Ахмедом Томехом, «умеренным исламистом», поддерживаемым Катаром и Турцией и занимавшим этот пост с сентября 2013 года и до момента роспуска органа в июле. Одним из основных вопросов стало утверждение кандидатов на выборы президента Правительства. Сообщается, что из 50 поданных заявок было одобрено 13 имен. Основными кандидатами на пост президента – помимо Томеха – считаются Ийад Кудси, его заместитель в Правительстве и бизнесмен, долгое время проживший в США и известный своей деятельностью в американо-саудовской компании «Арамко», а также Хасан Хитто, занимавший должность премьер-министра Переходного правительства с марта по сентябрь 2013 года, также долгое время живший в США курд и считающийся представителем «братьев-мусульман».
В ходе заседаний также было уделено внимание начатой в Сирии в конце сентября международной контртеррористической операции. Глава Коалиции Хади аль-Бахра подчеркнул, что «победить боевиков ИГИЛ можно только посредством оказания поддержки Свободной сирийской армии». При этом он отметил, что военные действия против террористов должны сопровождаться усилиями по политическому урегулированию, заявив, что «терроризм является порождением режима Асада». Коалиция активно призывает международное сообщество принять меры по установлению на сирийской территории бесполетных и буферных зон с целью «обеспечения убежища растущему числу переселенцев внутри страны, с одной стороны, и для предоставления Переходному правительству возможности функционировать на сирийской территории». По словам генерального секретаря Коалиции Насра аль-Харири:
«Создание бесполетных и буферных зон в Сирии станет подготовительной стадией для свержения Асада и создания государства справедливости и закона».
Примечательно, что позиция руководства Коалиции совпадает с позицией Анкары, также призывающей к созданию буферных и бесполетных зон и заявляющей о том, что свержение режима приведет к ослаблению поддержки боевиков ИГ. Важно понимать, что за влияние на членов Коалиции конкурируют Турция, Саудовская Аравия и Катар, которые стараются продвинуть на руководящие должности лояльные себе фигуры, что еще больше усиливает внутреннюю разрозненность этой оппозиционной структуры. Наиболее ярким образом эта разрозненность проявилась в ходе мирной конференции «Женева-2», проходящей в январе-феврале 2014 года: часть Коалиции отказалась принимать в ней участие, протестуя против прямых переговоров с представителями режима. Кроме того, не следует забывать, что состоящая из эмигрантов и дезертиров, давно покинувших Сирию, со штаб-квартирой в Каире и представительствами с Турции, Катаре, Франции, Германии, Британии и США Коалиция фактически оторвана от происходящего в стране и не признается в качестве легитимного органа подавляющим большинством вооруженных группировок, сражающихся с Асадом.
Вместо того, чтобы пытаться установить контакты с имеющимися оппозиционными формированиями или решить проблему единства хотя бы в своих рядах, претендующая на координирующую роль оппозиционных сил Коалиция занята далекими от сирийских реалий разговорами о демократическом будущем Сирии и кадровыми перестановками в Правительстве, фактически не имеющем никакого отношения к своей стране. Коалиция опирается на ССА, действующую в сотрудничестве с некоторыми исламистскими группировками, признанными террористическими, а также пользуется материальной помощью Запада и Залива, но даже при этом контролирует крайне незначительную долю территории страны. Очевидно, что «главный» оппозиционный орган не способен создать условия для стабилизации и становится все более очевидной площадкой для вмешательства региональных сил в целях реализации своих интересов в Сирии.
Перенос американского посольства в Иерусалим превратился с приходом новой внешнеполитической команды Трампа из долгосрочного и символического проекта в стратегический шаг в рамках палестино-израильского урегулирования. Перспектива изменения расстановки политических сил в Мексике и США заставила стороны вернуться за стол переговоров. Визит президента Узбекистана в Белый дом 16 мая продолжил курс администрации Трампа на восстановление двусторонних отношений.
Нахождение же под одной крышей Баку и Еревана ни к чему, кроме появления второго издания СНГ, не приведет. И в воссоздании на новом витке «инструмента цивилизованного развода» Москва вряд ли заинтересована. Означает ли это, что Баку не сможет взаимовыгодно сотрудничать с Москвой, Минском и Астаной? Никоим образом: в двусторонних форматах при всех имеющихся проблемах и противоречиях, такое сотрудничество уже идет и, скорее всего, будет вестись. Только вряд ли это будет иметь какое-то отношение к вступлению Азербайджана в ЕАЭС.
В выступлении Джо Байдена в Киеве на этой неделе впервые появились предупреждения о том, что время для реформ в Киеве может скоро закончиться. Несмотря на эмоциональные заявления во время Парижского саммита, на практике ни демократы, ни республиканцы в реальности не готовы принимать на себя конкретные обязательства по борьбе с изменением климата. После того как стрельба в Сан Бернардино была признана террористическим актом, президент развернул беспрецедентную законодательную деятельность в области борьбы с ИГ.
Опубликованное интервью Бена Родса обидело американских журналистов, возмутило противников иранской сделки и дало повод для законопроекта по ограничению состава Совета национальной безопасности. Группа ведущих американских экспертов на этой неделе выступила с призывом обратить внимание на проблему госдолга, которую они назвали «угрозой национальной безопасности» США. В то время как решение ядерной проблемы Северной Кореи пока даже не стоит на повестке дня, Вашингтон всерьез занялся созданием «ядерного щита» в Азиатско-тихоокеанском регионе.