В отличие от Рекса Тиллерсона, четырехзвездный генерал Джеймс Мэттис считался едва ли не самым сильным кандидатом в получении номинации. Как только было объявлено о его назначении, глава сенатского Комитета по вооруженным силам, где проходило слушание, Джон Маккейн (респ., Аризона) выразил уверенность в успехе Мэттиса. Наиболее уязвимыми местами, по которым били его противники, стало нарушение принципа гражданского руководства Пентагоном (по закону, министерством обороны должен управлять невоенный) и противоречивые высказывания Мэттиса относительно женщин и представителей сексуальных меньшинств в армии.
Тем не менее, все это оказалось незначительным на фоне сообщений о конфронтации Мэттиса с командой Трампа, которая пыталась отстранить следующего министра обороны от принятия решений. Неуступчивость генерала вселила в сенаторов надежду, что в окружении будущего президента будет «свой» человек, способный дать отпор. Показательным в этом плане стал диалог Мэттиса с Элизабет Уоррен (дем., Массачусетс):
Уоррен: В какой ситуации вы будете жестко и честно отстаивать свои взгляды?
Мэттис: В любой ситуации.
Уоррен: Я очень рада это слышать. Спасибо. Если вы будете одобрены, национальная безопасность нашей страны будет отчасти зависеть от вашей готовности озвучивать свое мнение, даже если другие не согласны, даже если на вас оказывают давление. Мы на вас рассчитываем.
Россия
Тема «российской угрозы» неоднократно поднималась во время слушания, однако, во многом благодаря позиции Мэттиса, не была настолько острой, как во время слушания в Комитете по международным делам. Джеймс Мэттис, хоть и не остановился отдельно на России во время своего вступительного слова, в целом поддержал опасения конгрессменов:
«Вряд ли можно найти лучший способ подготовиться к будущему, чем изучение истории. Со времен Ялты мы неоднократно пытались наладить сотрудничество с Россией. И список позитивных достижений на данном направлении будет очень коротким. Сегодня, в первую очередь, мы должны реально смотреть на вещи и понимать, с кем имеем дело – с господином Путиным. Мы должны понимать, что он пытается подорвать Североатлантический Альянс. Нам необходимо действовать на нескольких направлениях, используя дипломатию, экономику, военную силу и союзников, чтобы защитить себя».
Позже, отвечая на вопрос о возможности сотрудничества с Россией по Сирии, он добавил:
«Россия сама выбрала роль стратегического соперника. На ключевых направлениях она является противником. В то время как мы всегда должны поддерживать диалог и искать возможности для сотрудничества (даже в самые худшие годы холодной войны президент Рейган работал с Советским Союзом), надо четко понимать, что количество областей, где мы могли бы сотрудничать, сокращается, а число направлений, где нам надо дать России отпор, растет».
Кроме этого, Мэттис дал обещание «напоминать» будущему президенту о существовании данной угрозы.
Ближний Восток
Американская военная кампания на Ближнем Востоке, пережившая уже не одного министра обороны, заставила сенаторов поинтересоваться, что нового сможет предложить Мэттис на данном направлении.
«Мне кажется, прежде чем начинать стрелять, необходимо четко представлять, чего мы хотим этим добиться, - избегая прямой критики в адрес Обамы, заявил генерал. – Поэтому главной задачей должно стать определение политических целей (военной кампании), в согласовании которой должны участвовать все ведомства, отвечающие за национальную безопасность, и Конгресс. Затем необходимо предоставить все необходимые ресурсы, чтобы осуществить эти цели в максимально короткие сроки. Пожалуй, в этом будет заключаться основное отличие. Мы ускорим темп кампании, к чему уже призывал избранный президент».
Во время блиц-опроса от сенатора Линдси Грэма (респ., Южная Каролина) Мэттис подтвердил важность обязательств США по поддержанию военного превосходства Израиля, отказался занимать четкую позицию относительно переноса американского посольства в Иерусалим, заявил, что поддержит любой план решения палестино-израильского конфликта, если он принесет стабильность в регион, а также усомнился в договороспособности Палестины.
Военные союзы
На протяжении слушания Мэттис постоянно подчеркивал важность военных союзов:
«На мой взгляд, чем больше союзников, тем лучше. Я никогда не участвовал в сражении в составе только американских войск. Рядом со мной всегда находились союзники. Также я убежден, что союзы увеличивают нашу способность сдерживания и влияния на поведение тех, кто стремится подорвать мировой порядок».
Особо Мэттис отметил важность НАТО:
«НАТО, на мой взгляд, является самым успешным военным союзом в современной истории, возможно, даже в истории человечества. Нации, окруженные союзниками, процветают, нации, не имеющие союзников, чахнут. Поэтому я буду работать над поддержанием максимально прочных отношений с НАТО».
При этом он добавил, что «если бы Альянса сегодня не существовало, его стоило бы создать», и пообещал активно искать новых союзников.
Говоря о необходимости сокращения бюджетного дефицита, Мэттис, однако, заметил, что «продолжит давнюю традицию убеждения союзников в необходимости вносить свой справедливый вклад в обеспечение коллективной обороны».
Использование военной силы
Принцип гражданского управления Пентагоном был введен, чтобы ограничить готовность военного министерства применять вооруженные силы. Поэтому Мэттис, чья номинация зависит от пренебрежения данным правилом, во время слушания пытался доказать сенаторам свою сдержанность в этом вопросе.
«Я убежден, что мощь Америки имеет две составляющих. Первая – это сила запугивания. Я имею к этому непосредственное отношение. США будут защищать себя и свои идеалы, весь этот социальный эксперимент под названием «Америка». Вторая составляющая, которую мы за последние 20 лет использовали не так часто, - это сила привлекательности. Я считаю, что временами она является даже более предпочтительной. Наша военная мощь не имеет равных в соревновании, где второе место равнозначно поражению. Она является национальным достоянием. Это, однако, не означает, что использование военной силы должно стать нашим основным ответом на все возникающие проблемы».
Бюджет Пентагона
Сокращение военного бюджета, который составляет половину федеральных расходов, уже не первый год стоит на повестке дня Конгресса. Пентагон, жалующийся на постоянную угрозу автоматического включения механизма бюджетного секвестрирования, поддерживается многими республиканцами, использующими различные уловки для увеличения военной составляющей бюджета министерства. Одновременно с этим, как заметил на слушании Дэвид Пердю (респ., Джорджия), растущий федеральный долг называют самой опасной угрозой национальной безопасности. «Каждый пенни, который мы тратим на оборону, это одолженный пенни», - сказал сенатор.
Мэттис, не предлагая четкого плана, с одной стороны согласился с этим заявлением, с другой – призвал к укреплению военной мощи:
«Наша главная задача, как правительства, заключается в сохранении независимости и свободы нашей страны. Для меня это является приоритетом. Мы не хотим, чтобы наша армия разорила страну, но одновременно невозможно решать проблему госдолга исключительно за счет военных. Нам предстоит принимать непростые решения, и я считаю, что будет крайне безответственно с нашей стороны переложить такой долг на плечи наших детей».
При этом он поддержал отмену механизма бюджетного секвестрирования, назвав его «выстрелом себе в ногу».
Арктика
Не удивительно, что тему американского присутствия в Арктике поднял сенатор из Аляски Дэн Салливан (респ.). После длинного перечисления конгрессменом показателей роста российского внимания к региону, Мэттис согласился, что Пентагон должен проанализировать намерения Москвы. Тем не менее, отвечая на вопрос, каким образом США собираются противодействовать российской угрозе в Арктике, Мэттис лишь заметил:
«Открытие новых морских путей в регионе, без сомнения, ведет к повышению активности. В этой связи мы будем заниматься операциями по спасению, патрулированию, охране прибрежных вод Аляски, что-то в этом духе».
Среди наиболее значимых для политической жизни США событий этой недели стало официальное объявление о намерении участвовать в предстоящей президентской гонке двух заметных представителей от обеих партий. Параллельно с этим, примечательными стали реакция Вашингтона на поставки российской военной техники Ирану, а также небольшой шаг а процессе реализации «азиатского разворота», продекларированного еще в 2011 году, но так и не ставшего на деле приоритетным направлением американской внешней политики.
Новая американская Стратегия национальной безопасности пышет оптимизмом. Стратегия сфокусирована на возможностях, а не на рисках и не подразумевает возникновение в обозримой перспективе непосильной для США задачи ни в одной из сфер международной конкуренции.
За последние месяцы популярность основных политических сил сократилась, а количество не определившихся с политическими симпатиями снижается крайне медленно, что отражает общее недоверие населения к политической элите страны. В таких условиях, политическая сила президента Петра Порошенко вряд ли сможет получить большинство в Верховной Раде.
Основными событиями прошедшей недели, имеющими принципиальное значение для внешней политики США, стали конференция по задачам американской политики в регионе Центральной Азии в Брукингском институте, подписание президентом нового указа в сфере борьбы с киберпреступностью, а также достижение базовых договоренностей и подписание предварительного соглашения по иранской ядерной программе.