Страны «Восточного партнерства» - Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия, Украина - исторически играют второстепенную роль во внешней политике США. Чаще всего они фигурируют во внешнеполитическом дискурсе в контексте отношений США с Россией. Большое внимание к странам Восточной Европы и Кавказа в 1990-х годах в рамках политики расширения НАТО на Восток, заметно снизилось после 2008 года, когда администрация Барака Обамы отказалась от активных действий на постсоветском пространстве с целью сокращения разногласий с Россией. Однако курс на вовлечение восточноевропейских стран в экономическую и политическую сферу влияния Запада сохранился.
Рост внимания к странам «Восточного партнерства» в Вашингтоне наметился в преддверие саммита ЕС в Вильнюсе, состоявшегося 28-29 ноября 2013 года. На встрече должно было состояться подписание соглашения об ассоциации с Украиной и инициация данного процесса с Молдавией и Грузией. В августе и сентябре 2013 года президент и госсекретарь США не раз поднимали тему «Восточного партнерства» на встречах с представителями европейских государств. 14 ноября 2013 года в Сенате США прошли слушания комитета по международным делам, посвященные вопросам американской политики в регионе. Повышенное внимание стало ответом на меры России в отношении Молдавии и Украины с целью побудить их отказаться от подписания соглашений с ЕС.
Общее направление американской политики очертила в своем выступлении на слушаниях в сенате Виктория Нуланд, помощник государственного секретаря по делам Европы и Евразии. В качестве основной задачи внешней политики США в регионе она выделила необходимость продвижения демократических ценностей и либерализации экономики стран. Основная роль отводилась ЕС и международным финансовым институтам - МВФ и ВТО. Из конкретных шагов США В. Нуланд назвала лишь предоставление экономической помощи Украине, Молдове и Грузии на проведение демократических реформ, необходимых для подписания соглашений об ассоциации с ЕС (доля этих стран в общем объеме двусторонней помощи США за 2012 год была низкой и составила 0,29%, 0,07% и 0,24% соответственно).
Отметив, что США должны избежать скатывания к конфронтации с Россией в регионе, некоторые выступавшие заявили о необходимости действий по сокращению потенциала Москвы оказывать давление на своих соседей. К таким действиям они отнесли диверсификацию поставок энергоресурсов за счет строительства трубопроводов, идущих в обход России, сокращение финансовой зависимости Украины от России посредством выделения займов МВФ и недопущение превращения «тлеющих» территориальных конфликтов в «горячие». Гарантом последнего должны стать сами США, поскольку формат инициативы «Восточное партнерство» исключает пространство безопасности и у ЕС нет инструментов влияния в этих вопросах.
Никаких определенных действий не было предложено в отношении Белоруссии и Армении – стран, принявших участие в российской инициативе Таможенного союза. Отвечая на вопросы сенаторов, Виктория Нуланд отметила, что Белоруссия стоит на грани экономического коллапса и хорошо, что теперь эту проблему предстоит решать России, а не Западу.
Оценивая перспективы интеграции стран “Восточного партнерства” в европейское пространство, выступавшие на слушаниях заявили, что, в отличие от России, которая предлагает сиюминутные решения проблем, не требуя глубоких политических реформ, Запад настаивает именно на реформировании институтов как залоге благосостояния в будущем.
Развитие событий после саммита в Вильнюсе заставило США внести коррективы в отношения со странами «Восточного партнерства». Поведение американского руководства во время волнений на Украине во многом напоминало ситуацию в арабских странах в 2010-2011 годах. Призывы к демократии сменились в высказываниях официальных лиц США призывами к обеим сторонам прекратить насилие и сесть за стол переговоров. Желание дистанцироваться от действий оппозиционных сил сопровождалось переложением бремени по урегулированию ситуации на плечи союзников в регионе. Маршрут визита Виктории Нуланд в Киев (она сначала посетила Берлин, Мюнхен и Прагу) позволяет предположить, что основная ставка была сделана на Германию и Польшу. Тем не менее, серьезный урон отношениям США с этими странами был нанесен публикацией в Интернете разговора Нуланд с послом США в Украине Джеффри Пайеттом, который вызвал рост недоверия со стороны как политического руководства ЕС, так и лидеров отдельных европейских стран.
Главной темой Аспенского форума по безопасности стала Россия, к обсуждению которой скатывалась практически каждая пленарная дискуссия. Поездка Курта Волкера по Европе должна завершиться списком рекомендации по увеличению роли Вашингтона в решении украинского вопроса. Хаос, сопровождавший администрацию Трампа в первые полгода его президентства, продолжился на этой неделе серией «придворных интриг» Белом доме и «законодательной агонией» на Капитолийском холме.
Победа Дональда Трампа на президентских выборах вызвала оживленную дискуссию о преемственности американского внешнеполитического курса при новом лидере. Безусловно, фундаментальные изменения здесь маловероятны, однако стоит отметить, что одна лишь прагматизация подходов к решению актуальных проблем способна дать некоторые результаты. Например, упорядочить российско-американские противоречия в Закавказье.
По многим международным вопросам у Турции, как и у России, имеется собственное видение. При этом Москва и Анкара, как правило, стараются совместно найти путь решения возникающих проблем. В период Холодной войны страны находились в противоположных лагерях, и совершенно ясно, что сближение между ними не могло произойти за такой короткий период времени.
Выступая на международной конференции по вопросам безопасности «Шангри-ла диалог» глава Пентагона подчеркнул, что США «никуда не уйдут» из АТР. Дорожная карта по Манбиджу, поддержанная в понедельник министрами иностранных дел США и Турции, практически полностью удовлетворяет требования Анкары. Введение тарифов против ближайших союзников стало последней каплей в чаше терпения республиканцев.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.