Накануне саммита "Восточного партнерства" в Вильнюсе в Сенате США прошли слушания комитета по международным делам, посвященные вопросам американской политики в регионе. На встрече обсудили реакцию на меры России в отношении Молдавии и Украины с целью побудить их отказаться от подписания соглашений с ЕС.
ПРЕМИУМ
25 марта 2014 | 15:35

Стратегия США в отношении стран «Восточного партнерства»

Страны «Восточного партнерства» - Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия, Украина - исторически играют второстепенную роль во внешней политике США. Чаще всего они фигурируют во внешнеполитическом дискурсе в контексте отношений США с Россией. Большое внимание к странам Восточной Европы и Кавказа в 1990-х годах в рамках политики расширения НАТО на Восток, заметно снизилось после 2008 года, когда администрация Барака Обамы отказалась от активных действий на постсоветском пространстве с целью сокращения разногласий с Россией. Однако курс на вовлечение восточноевропейских стран в экономическую и политическую сферу влияния Запада сохранился. 

Рост внимания к странам «Восточного партнерства» в Вашингтоне наметился в преддверие саммита ЕС в Вильнюсе, состоявшегося 28-29 ноября 2013 года. На встрече должно было состояться подписание соглашения об ассоциации с Украиной и инициация данного процесса с Молдавией и Грузией. В августе и сентябре 2013 года президент и госсекретарь США не раз поднимали тему «Восточного партнерства» на встречах с представителями европейских государств. 14 ноября 2013 года в Сенате США прошли слушания комитета по международным делам, посвященные вопросам американской политики в регионе. Повышенное внимание стало ответом на меры России в отношении Молдавии и Украины с целью побудить их отказаться от подписания соглашений с ЕС.

Общее направление американской политики очертила в своем выступлении на слушаниях в сенате Виктория Нуланд, помощник государственного секретаря по делам Европы и Евразии. В качестве основной задачи внешней политики США в регионе она выделила необходимость продвижения демократических ценностей и либерализации экономики стран. Основная роль отводилась ЕС и международным финансовым институтам - МВФ и ВТО. Из конкретных шагов США В. Нуланд назвала лишь предоставление экономической помощи Украине, Молдове и Грузии на проведение демократических реформ, необходимых для подписания соглашений об ассоциации с ЕС (доля этих стран в общем объеме двусторонней помощи США за 2012 год была низкой и составила 0,29%, 0,07% и 0,24% соответственно).

Отметив, что США должны избежать скатывания к конфронтации с Россией в регионе, некоторые выступавшие заявили о необходимости действий по сокращению потенциала Москвы оказывать давление на своих соседей. К таким действиям они отнесли диверсификацию поставок энергоресурсов за счет строительства трубопроводов, идущих в обход России, сокращение финансовой зависимости Украины от России посредством выделения займов МВФ и недопущение превращения «тлеющих» территориальных конфликтов в «горячие». Гарантом последнего должны стать сами США, поскольку формат инициативы «Восточное партнерство» исключает пространство безопасности и у ЕС нет инструментов влияния в этих вопросах. 

Никаких определенных действий не было предложено в отношении Белоруссии и Армении – стран, принявших участие в российской инициативе Таможенного союза. Отвечая на вопросы сенаторов, Виктория Нуланд отметила, что Белоруссия стоит на грани экономического коллапса и хорошо, что теперь эту проблему предстоит решать России, а не Западу.

Оценивая перспективы интеграции стран “Восточного партнерства” в европейское пространство, выступавшие на слушаниях заявили, что, в отличие от России, которая предлагает сиюминутные решения проблем, не требуя глубоких политических реформ, Запад настаивает именно на реформировании институтов как залоге благосостояния в будущем. 

Развитие событий после саммита в Вильнюсе заставило США внести коррективы в отношения со странами «Восточного партнерства». Поведение американского руководства во время волнений на Украине во многом напоминало ситуацию в арабских странах в 2010-2011 годах. Призывы к демократии сменились в высказываниях официальных лиц США призывами к обеим сторонам прекратить насилие и сесть за стол переговоров. Желание дистанцироваться от действий оппозиционных сил сопровождалось переложением бремени по урегулированию ситуации на плечи союзников в регионе. Маршрут визита Виктории Нуланд в Киев (она сначала посетила Берлин, Мюнхен и Прагу) позволяет предположить, что основная ставка была сделана на Германию и Польшу. Тем не менее, серьезный урон отношениям США с этими странами был нанесен публикацией в Интернете разговора Нуланд с послом США в Украине Джеффри Пайеттом, который вызвал рост недоверия со стороны как политического руководства ЕС, так и лидеров отдельных европейских стран.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Энергетика»

10 апреля 2015 | 21:59

Дайджест внешней политики США за неделю (3-9 апреля)

Основные новости внешней политики США прошедшей были связаны с достигнутой договоренностью в рамках переговоров с Ираном о ядерной программе, дальнейшими отношениями Вашингтона с Гаваной, а также докладом заместителя главы Пентагона о современных тенденциях военных конфликтов. Неоднозначные трактовки и разнообразие подходов к событиям со стороны различных ведомств и политических сил отмечается по-прежнему на всех направлениях.

19 мая 2014 | 11:00

Украинский кризис в иерархии приоритетов США

Эскалация кризиса на Украине привлекает внимание все большего числа американцев. Однако этот интерес вызван не ростом веса Украины в системе приоритетов США, а внутриполитической дискуссией по поводу действий администрации США в ходе украинского кризиса.

12 апреля 2016 | 15:05

Обстановка в Республиканской и Демократической партиях США накануне президентских выборов

США довольно богатая и прочная страна, чтобы позволить себе даже такого президента как Трамп. Правда, будут отложенные последствия на следующих выборах. На победу Трампа могут посмотреть как на эксперимент, адаптировать свои платформы, выставить новых кандидатов, которые смогут ситуацию повернуть в русло истеблишмента, но и партия же сама тоже может начать меняться.

22 июня 2015 | 09:52

Последствия усиления власти Петра Порошенко для украинской политики

Практика ситуативных альянсов между украинскими политическими силами и финансово-промышленными группами не способствует устойчивости парламентской коалиции. Кроме того, стремление Петра Порошенко даже в ограниченных условиях Конституции 2004 года добиться максимального влияния на внутреннюю политику добавляет новые стимулы для парламентариев и олигархов искать или создавать альтернативные центры силы. В итоге потенциал противоречий в рамках парламентской коалиции нарастает и ее единство обеспечивается все сложнее и сложнее.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
18 апреля 2015 | 04:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова