Иван Лошкарёв
В целом, в краткосрочной перспективе возможно дальнейшее обострение политического кризиса в Молдавии. Вряд ли можно ожидать восстановления политической стабильности в стране, однако острая фаза политического кризиса, вероятно, завершится после окончания срока полномочий действующего президента страны – 16 марта 2016 года.  
ПРЕМИУМ
18 января 2016 | 23:00

Сценарии политического кризиса в Молдавии

1) Между проевропейскими силами в парламенте Молдавии продолжается борьба за пост главы правительства. Выдвижение кандидатуры олигарха Владимира Плахотнюка неожиданно обострило отношения не только между партиями, но и между президентом и парламентом.

2) В процесс создания нового правительства активно вовлечена западная дипломатия, которая преследует сразу несколько целей. Развитие событий в стране может сделать эти цели взаимоисключающими. Молдавия находится в одном шаге от досрочных парламентских выборов, но неясно, подтолкнет ли это проевропейские политические силы к компромиссу. 

 

С 29 октября прошлого года в Молдавии начался очередной этап политического кризиса. Противоборствующие политические силы прибегли к весьма сильным шагам, но пока не добились решающего успеха. На фоне кризиса заметно обострились противоречия между президентом и парламентом страны.

Напомним, что с 2009 года и вплоть до ноября 2015 года в политической системе Молдавии наблюдалось определенное равновесие между двумя крупными бизнесменами – бывшим премьер-министром Владимиром Филатом и Владимиром Плахотнюком. Это олигархическое равновесие было фундаментом проевропейской парламентской коалиции, поэтому на Западе предпочитали его не замечать. В парламенте интересы Филата и Плахотнюка представляли соответственно Либерально–демократическая и Демократическая партии, которые по квотному принципу разделили посты в органах исполнительной власти. Конечно, в молдавском политическом уравнении оставалось место и для менее крупных игроков (например, партий либералов и коммунистов), но их деятельность также во многом определялась интересами олигархического баланса сил. Это равновесие (часто называемое «двоеВЛАДием», поскольку в Молдавии имя Владимир нередко сокращается до Влада) ушло в прошлое с отставкой правительства Валерия Стрельца и с заключением под стражу самого Филата.

Изменившийся расклад сил резко повысил роль Демократической партии в конструировании нового правительства: все остальные партии ожидают предложений именно от демократов и не торопятся разделить ответственность за тяжелейшее социально-экономическое положение в стране. Тем не менее, переговоры в течение двух месяцев (ноября-декабря 2015 года) завершились практически безрезультатно, несмотря на большое давление западных стран. Рассматривалось два варианта коалиции – традиционный проевропейский (либералы, либерал-демократы и демократы) и центристский (демократы, коммунисты, внефракционные). В первом случае не удалось договориться с либерал-демократами, во втором – с достаточным количеством внефракционных парламентариев.

Несмотря на заключение под стражу своего покровителя и лидера, либерал-демократы активно противодействуют попыткам создать правительство без их участия. В частности, при поддержке партии Филата и европейский партнеров президент Николай Тимофти пошел на открытый конфликт с Плахотнюком. Сначала глава государства выдвинул неожиданную кандидатуру бывшего премьера и крупного бизнесмена Иона Стурзы на пост премьер-министра, а затем отвергнул предложенную ему кандидатуру самого Плахотнюка. Краткосрочные цели западной дипломатии состоят в том, чтобы сохранить у власти проевропейское большинство и создать внутри его новый баланс сил (пусть и в примитивной форме). На открытое осуждение Владимира Плахотнюка и его амбиций ЕС и США пойти не готовы (сейчас демократы – крупнейшая проевропейская фракция в парламенте), поэтому их борьба с олигархом ведется с помощью третьих лиц.

Скрытое противодействие Запада и открытое неприятие со стороны главы государства, не говоря уже о крайне низкой популярности Плахотнюка среди рядовых граждан, обусловили жесткую реакцию демократов: Конституционный суд страны запретил президенту самостоятельно выдвигать кандидатуру премьера, а в парламенте путем подкупа и уговоров было создано ситуативное большинство. Для этого от существующих фракций откололась почти четверть от всего количества депутатов парламента – 22 (14 бывших коммунистов и 7 либерал-демократов). Кандидатом от нового большинства демократов, либералов и примкнувших к ним внефракционных депутатов был выдвинут Владимир Плахотнюк, ранее избегавший такого уровня публичности, а затем второстепенный представитель партии демократов – и.о. министра информационных технологий и коммуникаций Павел Филип. Таким образом, олигарх стремится поставить Запад перед фактом: единственным проевропейским большинством будет только созданное им большинство.

Несмотря на то, что Павел Филип утвержден в качестве кандидата в премьер-министры, дискуссия относительно распределения мест в правительстве и президиуме парламента еще впереди. Возможных сценариев развития событий немного. Первый и наиболее вероятный – временная уступка Запада, формирование правительства в соответствии с предпочтениями ДПМ и Владимира Плахотнюка. Такой вариант позволит избежать роспуска парламента (по Конституции страны кабинет министров нужно сформировать до 29 января), который грозит резким усилением партий евроскептиков – социалистов и «Нашей партии».

Для молдавской политики сохранение текущего созыва парламента означает окончательную деградацию партий коммунистов и либерал-демократов, формирование предпосылок к частичному обновлению состава участников политического процесса.

Кроме того, изменится статус Демократической партии, которая ранее могла критиковать правительство, даже если принимала участие в его формировании. Очевидно, партии придется отказать от риторики «и нашим, и вашим» (например, от концепции двухвекторной внешней политики) в пользу проведения ограниченных по масштабу реформ или хотя бы их имитации. Вряд ли из политического доминирования демократов вырастет промолдавская (а не пророссийская или проевропейская) политическая повестка дня, хотя и такую вероятность исключать не стоит. Наконец, для России приход к власти Плахотнюка означает поворот в сторону прагматизма, что неизбежно приведет к определенному потеплению отношений Москвы и Кишинева.

Второй сценарий – поиск технократического состава правительства, закулисное давление Запада непосредственно на Плахотнюка и его союзников по коалиции (в первую очередь, из Либеральной партии). Однако правительство во главе с навязанными извне министрами не продержится долго, о чем свидетельствует опыт кабинета министров Кирилла Габурича). Такой вариант лишь отсрочит выяснение отношений между основными политическими игроками и не гарантирует стабильность, необходимую, в частности, для продолжения диалога Молдавии с международными финансовыми институтами (прежде всего, МВФ). Главное, поиск компромисса ставит под сомнение необходимость столь существенного пересмотра состава парламентских фракций, то есть возникает вопрос о целесообразности привлекать к такому компромиссному варианту политических перебежчиков, а не либерал-демократов и группу депутатов бывшего премьера Юрия Лянкэ.

Третий вариант – конфронтационный. Согласно этому варианту, президент и парламентское большинство могут «играть на повышение»: сохраняется возможность импичмента президенту Николаю Тимофти со стороны сформировавшегося большинства (пока не хватает 12-15 голосов за отстранение), а также противодействие главы государства премьерским амбициям демократов. Согласно Конституции страны, президент сначала вносит кандидатуру руководителя правительства в парламент, а при ее одобрении – утверждает. Конечно, Конституционный суд Молдавии, находящийся под влиянием Плахотнюка, может обязать президента утвердить необходимую кандидатуру, однако времени на подобные маневры немного – до 29 января. Повышение ставок со стороны нового парламентского большинства и президента страны может привести не только к политическому, но и к конституционному кризису: президент будет иметь основания распустить парламент, а парламент отстранит президента. Из подвешенного состояния, политическая система Молдавии перейдет в состояние свободного падения, что дает свободу маневра протестным движениям (в частности, платформе DA). Безусловно, конфронтационный сценарий может завершиться и переходом к одному из двух вышеперечисленных (компромисс или премьерство члена ДПМ), однако последствия противостояния малопредсказуемы.

Наконец, сохраняется небольшая вероятность проведения досрочных парламентских выборов. В таком сценарии определенно не заинтересованы бывшие и оставшиеся во фракции коммунисты, либерал-демократы и отчасти либералы (то есть около половины парламента).  Однако досрочные выборы открывают немало возможностей внешним игрокам – как ЕС, так и России. Для условно пророссийских сил (Партии социалистов и «Нашей партии») такие выборы дают шанс усилить представительство в парламенте и даже побороться за большинство. Для Запада досрочное прекращение полномочий парламента позволит избавиться от ряда неудобных партнеров, ослабить Владимира Плахотнюка и дать новый импульс политическим проектам проевропейской и атлантистской ориентации.

Если полгода назад альтернативы существующим проевропейским парламентским партиям фактически не было, то сейчас шансы попасть в высший законодательный орган есть у нескольких политических сил. Во-первых, это Европейская народная партия Юрия Лянкэ, активно поддерживаемая властями Германии. Во-вторых, это протестная платформа «Достоинство и правда» (DA), которая путем слияния с некрупной зарегистрированной партией получила право на участие в выборах. В-третьих, харизматичный политик с умеренно националистическими взглядами Майя Санду из фракции либерал-демократов активно формирует для избирательной кампании Партию действия и солидарности. Эти политические силы могут идти на выборы как отдельно, так и в составе «настоящей проевропейской» коалиции. В любом случае, это достойная замена существующим партнерам Запада в Молдавии, которые уже давно не заслуживают доверия.

Тем не менее, судьба досрочных выборов во многом зависит от силы сопротивления молдавского политического класса давлению извне.

В целом, в краткосрочной перспективе возможно дальнейшее обострение политического кризиса в Молдавии. Однако ряд среднесрочных тенденций будут способствовать постепенному снижению накала страстей. Среди таких тенденций – постепенное обновление состава политических игроков (как с левоцентристского, так и с правоцентристского флангов), социально-экономическая деградация, внешнее давление на политический класс. Вряд ли можно ожидать восстановления политической стабильности в стране, однако острая фаза политического кризиса, вероятно, завершится после окончания срока полномочий действующего президента страны – 16 марта 2016 года.  

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

16 марта 2018 | 16:56

Дайджест внешней политики США (9-15 марта)

Перестановки в кабинете привели к росту количества единомышленников в окружении Трампа. Неожиданное согласие Трампа на личную встречу с главой КНДР заставили американских экспертов строить предположения о параметрах такого соглашения. Введенные в четверг санкции против российских граждан и организаций (во многом дублирующие уже существующие санкционные списки и обвинения Мюллера) позволили Трампу продемонстрировать жесткость в отношении России.

8 декабря 2016 | 22:00

Процесс распада СССР не завершен спустя четверть века после Беловежских соглашений

25 лет назад прекратил свое существование СССР. На политической карте мира появилось 15 новых государств, которые начали выстраивать свой путь в национальном строительстве и международной легитимации. Этот процесс зачастую протекал неравномерно и сопровождался болезненными трансформациями.

11 ноября 2014 | 09:39

Региональные вызовы Туркменистана и его политика нейтралитета

Туркменистан начинает отходить от принципов нейтральной, фактической изоляционистской политики и начинает активнее вести поиск союзников. В этом контексте рассматривают визиты в Ашхабад в 2014 году президентов Узбекистана Ислама Каримова и Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. В ходе обоих визитов немаловажное место в повестке дня занимали вопросы безопасности и проблемы соседнего Афганистана, с которыми приходится сталкиваться региональным игрокам.

20 марта 2014 | 17:20

Консервативный поворот в России и его причины

Ключевым пунктом новой платформы является представление о России как о государстве-цивилизации. Как многонациональная страна Россия не может делать ставку на этническую или религиозную идентичность большинства, которое составляют православные русские.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
18 апреля 2015 | 04:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова