Ольга Ребро
Завершение операции НАТО в Афганистане вновь ставит США и Пакистан в ситуацию, когда они утрачивают общие интересы. Многие в Вашингтоне считают необходимым пересмотр американской стратегии в отношении Пакистана для предотвращения втягивания последнего в орбиту Китая. 
ПРЕМИУМ
17 мая 2014 | 21:38

Трудное партнерство США и Пакистана

Отношения США и Пакистана со времени обретения последним независимости в 1947 году отличались цикличностью. Периоды тесного сотрудничества, когда внешнеполитические интересы двух стран совпадали (1947-1969 и 1978-1988 гг. – противостояние с СССР и 2001-2011 гг. – операция США в Афганистане), сменялись периодами острых противоречий вплоть разрыва торговых отношений (1970-1977 гг. – вызван социалистическим курсом пакистанского правительства, 1988-2000 гг. – пакистанской ядерной программой).

Тем не менее, в последние годы отношения между Исламабадом и Вашингтоном достигли уровня стратегического партнерства. Активное сотрудничество ЦРУ и пакистанской межведомственной разведки в годы операции СССР в Афганистане (1979-1989) было возобновлено в 2000-е годы, когда поддержка Пакистана стала важной для проведения США собственной кампании в Афганистане. С 2002 года возросли до 2,5 млрд. долл. объемы ежегодной американской экономической помощи Пакистану. В 2003 году США списали долг Пакистана в размере 1 млрд. долл. В 2004 году Пакистан стал основным союзником США вне НАТО - это сделало возможным передачу стране американских военных технологий.

Вместе со сменой американской администрации в 2008 г. произошел пересмотр военной стратегии в регионе. В результате Пакистан и Афганистан стали рассматриваться как единый театр военных действий. Было усилено сотрудничество США с Исламабадом в борьбе с террористическими группировками на пакистанской территории. В 2009 г. стороны заключили соглашение о предоставлении Пакистану помощи в размере 7,5 млрд. долл. в течение пяти лет. Укрепление связей между ЦРУ и пакистанской разведкой увенчалось негласной договоренностью о нанесении военной авиацией США авиаударов объектам террористической инфраструктуры в пакистанской «зоне племен» на границе с Афганистаном. Интенсивность бомбардировок с использованием беспилотных самолетов достигала 120 ударов в год. Нередко авиаудары сопровождались гибелью гражданского населения. Это вызывало резкий рост антиамериканских настроений в Пакистане.

Отношения Исламабада и Вашингтона омрачались также спекуляциями на тему связей пакистанской разведки с террористическими организациями в Афганистане, в частности с группировкой Джалалуддина Хаккани. Растущее недоверие между двумя странами привело к тому, что США перестали делиться информацией о планируемых ударах. Операция сил специального назначения США в Абботтабаде (северный Пакистан) в мае 2011 года, в результате которой был убит Усама бин Ладен, была проведена без привлечения разведслужб Пакистана. Несмотря на заявления госсекретаря Хиллари Клинтон и президента Барака Обамы о важной роли пакистанской разведки в этой операции, залогом ее успеха стал именно тот факт, что она была проведена втайне от Исламабада.

В результате американо-пакистанские отношения вновь стали ухудшаться. Стороны были на грани разрыва отношений, когда в сентябре 2011 г. в ходе операции НАТО на территории Пакистана, в результате ошибки наводчика «дружественным огнем» было убито 24 пакистанских солдата. В ответ Исламабад блокировал пути снабжения Международных сил содействия безопасности в Афганистане через свою территорию. Сообщение было восстановлено лишь в июле 2012 года после того, как Хиллари Клинтон выразила соболезнования по поводу гибели пакистанских военных. Охлаждение отношений привело значительному к сокращению американской помощи Пакистану - с 4,5 млрд. до 1,5 млрд. долл. в год.

Завершение операции НАТО в Афганистане вновь ставит США и Пакистан в ситуацию, когда они утрачивают общие интересы. Тем не менее, между двумя странами наблюдается заметное улучшение отношений. В августе 2013 г. по результатам визита госсекретаря Джона Керри в Пакистан было объявлении о возобновлении стратегического диалога. Премьер-министр Пакистана Наваз Шариф совершил официальный визит в Вашингтон в октябре 2013 года; министры иностранных дел двух стран провели двусторонний саммит в январе 2014 года.

Сближение объясняется заинтересованностью США в скорейшем завершении афганской кампании. Пакистан играет в этом важную роль: во-первых, от Исламабада зависит транзит грузов НАТО к пакистанским портам на Аравийском море, во-вторых – стабильность Афганистана после ухода американцев. Однако следует ожидать роста противоречий между США и Пакистаном в связи с желанием Исламабада не допустить распространения влияния Индии в Афганистане. Вашингтон также недоволен улучшением пакистано-китайских отношений на фоне углубления сотрудничества между Вашингтоном и Дели.

Если ранее исчезновение общих интересов между двумя странами приводило к вытеснению Пакистана на периферию американского внимания, то сегодня проводимая США политика «азиатского поворота» во многом зависит от налаживания стабильных отношений с Исламабадом. Многие в США считают необходимым пересмотр американской стратегии в отношении Пакистана для предотвращения втягивания последнего в орбиту Китая. 

Интересы США в Азии подразумевают стабильное развитие региона. По мысли Вашингтона это будет способствовать росту экономических связей и, в итоге, регионального и американского благосостояния. Поэтому Вашингтон заинтересован не только в стабилизации пакистано-индийских отношений, но и в улучшении экономической ситуации в самом Пакистане, который может играть важную роль в качестве транзитной страны между ближневосточными экспортерами ресурсов и растущими экономиками в Азии.

В Пакистане складывается благоприятная для США внутриполитическая ситуация. С июня 2013 года, когда пост премьер-министра в Исламабаде занял Наваз Шариф, был возобновлен мирный процесс с Индией и налажен диалог с правительством Афганистана. Для улучшения энергетической ситуации в стране Исламабад пошел на укрепление отношений с Саудовской Аравией и возобновил сотрудничество с Ираном. Осознавая зависимость экономики от внешних финансовых ресурсов, пакистанские власти признали необходимость замены внешней помощи на инвестиции. Получило новый импульс взаимодействие с США на уровне бизнес-сообществ. Смогут ли американо-пакистанские отношения преодолеть цикличность покажет развитие событий в Афганистане после завершения операции НАТО.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Экономика»

16 марта 2015 | 23:00

«Турецкий поток» и его альтернативы: логика конкуренции за рынок ЕС

Сохранив за собой место второго, после Германии, покупателя российского природного газа, Турция в прошлом году обеспечила им почти 60% внутреннего потребления. Две трети импорта голубого топлива из России приходится на государственную компанию «Боташ», которая имеет право раз в несколько лет поднимать вопрос о пересмотре закупочной цены. Своим правом руководство турецкой компании и воспользовалось в начале 2015 года, но на сей раз на переговоры оно пришло не с пустыми руками.

12 июля 2017 | 16:08

Итоги саммита «Группы двадцати» для А. Меркель

Встреча глав государств двадцати крупнейших экономик мира стала серьезным вызовом для Германии. Ангеле Меркель предстояло организовать конструктивное общение с мировыми лидерами, между которыми сохранялись существенные разногласия. Однако формат G20, во многом благодаря дипломатическим усилиям германского лидера, показал свои возможности как диалоговой площадки даже в условиях сохранения крупных противоречий между странами-участниками.

26 апреля 2014 | 19:34

Экономика Италии и перпективы санкций ЕС против России

Интерес Италии в сотрудничестве с Россией имеет определяющее значение для ее внешней политики. Несмотря на фактическое исключение России из «восьмерки» в связи крымскими событиями, председательство Италии в Совете в июле-декабре 2014 года может способствовать улучшению отношений между Россией и ЕС.

15 мая 2018 | 23:37

Дайджест внешней политики Германии 8-15 мая

Для еще недостаточно искушенного в дипломатических тонкостях Мааса поездка в Москву стала первым по-настоящему серьезным испытанием. Впервые ему пришлось выйти за зону комфорта – переговоры пришлось вести не с ближайшими союзниками, а со сложным и неуступчивым партнером. Значительно осложнили задачу антироссийские высказывания Мааса накануне визита. В меру своих сил министр стремился сохранять конструктивный подход во время поездки.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
2 апреля 2014 | 01:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова