Отношения США и Пакистана со времени обретения последним независимости в 1947 году отличались цикличностью. Периоды тесного сотрудничества, когда внешнеполитические интересы двух стран совпадали (1947-1969 и 1978-1988 гг. – противостояние с СССР и 2001-2011 гг. – операция США в Афганистане), сменялись периодами острых противоречий вплоть разрыва торговых отношений (1970-1977 гг. – вызван социалистическим курсом пакистанского правительства, 1988-2000 гг. – пакистанской ядерной программой).
Тем не менее, в последние годы отношения между Исламабадом и Вашингтоном достигли уровня стратегического партнерства. Активное сотрудничество ЦРУ и пакистанской межведомственной разведки в годы операции СССР в Афганистане (1979-1989) было возобновлено в 2000-е годы, когда поддержка Пакистана стала важной для проведения США собственной кампании в Афганистане. С 2002 года возросли до 2,5 млрд. долл. объемы ежегодной американской экономической помощи Пакистану. В 2003 году США списали долг Пакистана в размере 1 млрд. долл. В 2004 году Пакистан стал основным союзником США вне НАТО - это сделало возможным передачу стране американских военных технологий.
Вместе со сменой американской администрации в 2008 г. произошел пересмотр военной стратегии в регионе. В результате Пакистан и Афганистан стали рассматриваться как единый театр военных действий. Было усилено сотрудничество США с Исламабадом в борьбе с террористическими группировками на пакистанской территории. В 2009 г. стороны заключили соглашение о предоставлении Пакистану помощи в размере 7,5 млрд. долл. в течение пяти лет. Укрепление связей между ЦРУ и пакистанской разведкой увенчалось негласной договоренностью о нанесении военной авиацией США авиаударов объектам террористической инфраструктуры в пакистанской «зоне племен» на границе с Афганистаном. Интенсивность бомбардировок с использованием беспилотных самолетов достигала 120 ударов в год. Нередко авиаудары сопровождались гибелью гражданского населения. Это вызывало резкий рост антиамериканских настроений в Пакистане.
Отношения Исламабада и Вашингтона омрачались также спекуляциями на тему связей пакистанской разведки с террористическими организациями в Афганистане, в частности с группировкой Джалалуддина Хаккани. Растущее недоверие между двумя странами привело к тому, что США перестали делиться информацией о планируемых ударах. Операция сил специального назначения США в Абботтабаде (северный Пакистан) в мае 2011 года, в результате которой был убит Усама бин Ладен, была проведена без привлечения разведслужб Пакистана. Несмотря на заявления госсекретаря Хиллари Клинтон и президента Барака Обамы о важной роли пакистанской разведки в этой операции, залогом ее успеха стал именно тот факт, что она была проведена втайне от Исламабада.
В результате американо-пакистанские отношения вновь стали ухудшаться. Стороны были на грани разрыва отношений, когда в сентябре 2011 г. в ходе операции НАТО на территории Пакистана, в результате ошибки наводчика «дружественным огнем» было убито 24 пакистанских солдата. В ответ Исламабад блокировал пути снабжения Международных сил содействия безопасности в Афганистане через свою территорию. Сообщение было восстановлено лишь в июле 2012 года после того, как Хиллари Клинтон выразила соболезнования по поводу гибели пакистанских военных. Охлаждение отношений привело значительному к сокращению американской помощи Пакистану - с 4,5 млрд. до 1,5 млрд. долл. в год.
Завершение операции НАТО в Афганистане вновь ставит США и Пакистан в ситуацию, когда они утрачивают общие интересы. Тем не менее, между двумя странами наблюдается заметное улучшение отношений. В августе 2013 г. по результатам визита госсекретаря Джона Керри в Пакистан было объявлении о возобновлении стратегического диалога. Премьер-министр Пакистана Наваз Шариф совершил официальный визит в Вашингтон в октябре 2013 года; министры иностранных дел двух стран провели двусторонний саммит в январе 2014 года.
Сближение объясняется заинтересованностью США в скорейшем завершении афганской кампании. Пакистан играет в этом важную роль: во-первых, от Исламабада зависит транзит грузов НАТО к пакистанским портам на Аравийском море, во-вторых – стабильность Афганистана после ухода американцев. Однако следует ожидать роста противоречий между США и Пакистаном в связи с желанием Исламабада не допустить распространения влияния Индии в Афганистане. Вашингтон также недоволен улучшением пакистано-китайских отношений на фоне углубления сотрудничества между Вашингтоном и Дели.
Если ранее исчезновение общих интересов между двумя странами приводило к вытеснению Пакистана на периферию американского внимания, то сегодня проводимая США политика «азиатского поворота» во многом зависит от налаживания стабильных отношений с Исламабадом. Многие в США считают необходимым пересмотр американской стратегии в отношении Пакистана для предотвращения втягивания последнего в орбиту Китая.
Интересы США в Азии подразумевают стабильное развитие региона. По мысли Вашингтона это будет способствовать росту экономических связей и, в итоге, регионального и американского благосостояния. Поэтому Вашингтон заинтересован не только в стабилизации пакистано-индийских отношений, но и в улучшении экономической ситуации в самом Пакистане, который может играть важную роль в качестве транзитной страны между ближневосточными экспортерами ресурсов и растущими экономиками в Азии.
В Пакистане складывается благоприятная для США внутриполитическая ситуация. С июня 2013 года, когда пост премьер-министра в Исламабаде занял Наваз Шариф, был возобновлен мирный процесс с Индией и налажен диалог с правительством Афганистана. Для улучшения энергетической ситуации в стране Исламабад пошел на укрепление отношений с Саудовской Аравией и возобновил сотрудничество с Ираном. Осознавая зависимость экономики от внешних финансовых ресурсов, пакистанские власти признали необходимость замены внешней помощи на инвестиции. Получило новый импульс взаимодействие с США на уровне бизнес-сообществ. Смогут ли американо-пакистанские отношения преодолеть цикличность покажет развитие событий в Афганистане после завершения операции НАТО.
Сенат США одобрил вступление Черногории в НАТО большинством голосов. Во время визита Рекса Тиллерсона в Анкару в центре обсуждения были вопросы борьбы с ИГ. Внутриполитические баталии в Вашингтоне затронули темы российского вмешательства в выборы, реформу здравоохранения и заполнение вакансий в Верховном суде.
На прошлой неделе в Египте произошла серия терактов, фактически перечеркнувших заявления властей об успехах в борьбе с террористами. Смысл действий боевиков не в разовых акциях устрашения, а в спланированной серии атак на силы и авторитет действующего правительства. Военные, как и ранее свергнутые ими "Братья-мусульмане", оказываются неспособны противостоять террористам.
После консультаций с европейскими партнерами Германия приняла решение поддержать Великобританию в «деле Скрипаля» и выслать четырех российских дипломатов. Во время своего двухдневного визита Хайко Маас приложил массу усилий, чтобы сгладить негативные впечатления Нетаньху от Зигмара Габриэля. Заявления главы МВД Хорста Зеехофера о том, что ислам не является частью Германии, может стать началом кампании по ужесточению законов в отношении беженцев.
С начала 2000-х годов российско-турецкие отношения развиваются стремительно. Основой двустороннего сотрудничества является экономика. Российско-турецкое сближение усиливается и это начинает влиять на региональную ситуацию на Кавказе и в бассейне Черного моря.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.