Однодневная остановка американского президента в Саудовской Аравии по завершению европейского турне подтвердила заинтересованность Вашингтона в сохранении доверительных отношений с Эр-Риядом. Однако раскол между двумя когда-то близкими союзниками продолжает углубляться.
Последние полгода американо-саудовские отношения серьезно осложнились. Позиции Вашингтона и Эр-Рияда расходились практически по всем ключевым внешнеполитическим вопросам - от Сирии до Египта. В то же время до серьезного конфликта дело так и не доходило. Между США и Королевством Саудовская Аравия (КСА) выстроены многовекторные и разноуровневые доверительные отношения, основывающиеся прежде всего на историческом сотрудничестве в военной и энергетической сферах. Случившийся разлад был вызван обидой саудитов на давних партнеров за нежелание поддержать их по ключевым региональным вопросам, касающимся не только престижа Королевства (Сирия), но и его безопасности (ядерное досье Ирана).
Завершение масштабного европейского турне Барака Обамы остановкой в Эр-Рияде должно было, по мнению Белого дома, «сгладить» эту обиду и заверить саудитов в готовности американцев следовать своим партнерским обязательствам. Визит должен был, во-первых, показать ту важную роль, которую американцы отводят Саудовской Аравии в обсуждении и решении таких проблем как сирийский кризис, иранская ядерная программа, ситуации в Ливане и Египте. Во-вторых, он должен был продемонстрировать, что США не уходят из региона и продолжают рассматривать его как сферу своих стратегических интересов. При этом США дали понять, что, несмотря на саудовскую позицию, будут проводить самостоятельную линию в отношении Египта и Ирана.
Дополнительными целями визита было желание обсудить перспективы увеличения поставок саудовской нефти союзникам по НАТО в случае возможного кризиса, связанного с событиями на Украине. Обама также оговорил возможность оказания дополнительной военной помощи сирийским повстанцам.
Краткий визит в Саудовскую Аравию позволил Обаме пояснить саудовскому руководству, на что готовы и не готовы пойти американцы по ключевым региональным вопросам, при этом дав понять саудитам, чего от них ждут США. В частности, по поводу кадровых изменений в саудовской властной иерархии. Так, одним из первых итогов визита стала отставка 15 апреля принца Бандара бин Султана с поста одного из руководителей саудовской разведки. Некогда главный проводник интересов Вашингтона в Королевстве и близкий друг клана Бушей, принц Бандар слишком увлекся попытками одержать верх над шиитами на Ближнем Востоке, начав с Башара Асада в Сирии. Он рассорился со многими влиятельными людьми в Королевстве, публично несколько раз «отрекся» от американцев, что в итоге привело к его отставке во имя перезагрузки совместных американо-саудовских усилий на сирийском треке.
Возобновление партнерства может привести к активизации военной помощи сирийским боевикам. В начале года американские эксперты активно продвигали тезис о «хороших и плохих исламистах», отмечая, что американское руководство обязано помочь Исламскому фронту в борьбе против войск Асада и Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ). На встрече в Эр-Рияде могли обсуждаться именно вопросы увеличения американской помощи исламистам и поставки американского оружия боевикам при посредничестве Саудовской Аравии. Еще рано говорить о новом совместном подходе американцев и саудитов к решению сирийского вопроса, однако у сирийских боевиков уже появились противотанковые орудия американского производства.
Впрочем, несмотря на наметившееся после визита Обамы видимое сближение между США и КСА, несовпадение интересов сторон стало слишком серьезным. Нынешние стратегические цели Вашингтона не удовлетворяют ожиданиям саудовского руководства. В этой связи стоит ожидать продолжения линии на укрепление самостоятельности Эр-Рияда по региональным вопросам и сохранение конъюнктурного подхода американской администрации к региональным вопросам. Даже если этот подход влечет за собой отказ от обязательств Вашингтона перед местными партнерами - Израилем и Саудовской Аравии. Обе эти тенденции негативно отразятся на развитии ситуации в регионе.
Ряд штатов Мексики оказался под властью наркокартелей. У властей нет ни ресурсов, ни политической воли для возврата контроля над страной.
Марко Рубио долгое время поддерживал тесные контакты с чайной партией, с лидерами которой у Бейнера открытый конфликт. Когда сенатор Боб Коркер привлек его в комитет по международным делам, Рубио постепенно начал сжигать мосты с чайной партией и придерживаться общей линии Республиканцев. Его активность, молодость и политическая хватка все же заставили Бейнера сказать, что «Рубио – выдающийся политик, стремящийся изменить Америку к лучшему».
Гипертрофированное внимание к России в контексте выборов – следствие редкой для США неуверенности в себе. Связано оно не с реальным или мнимым вмешательством Москвы во внутреннюю политику США. Оно вызвано непониманием американским политическим истеблишментом причин популярности протестных настроений и готовности людей голосовать за Трампа. США переживают самый глубокий раскол общества за последние десятилетия.
Смерть Фиделя Кастро подвела черту под латиноамериканской левой идеей. Более полувека Гавана оставалась площадкой для социалистического революционного эксперимента в непосредственной близости от США. Теперь после ухода команданте остров свободы ожидает возвращение в американскую сферу влияния.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.