Взаимодействие Турции и Сирии складывается сложно. Факторов столкновения интересов двух государств много – от курдского вопроса, взаимных территориальных претензий, до идеологических и политических противоречий. Премьер-министр Турции Рэджеп Тайип Эрдоган не раз заявлял, что президент Сирии Башар Асад должен уйти. Однако у самого Эрдогана возникают политические проблемы, тогда как ситуация в Сирии постепенно стабилизируется.
Турция стремится стать державой мирового уровня и эта цель определяет образ действия государства, в частности – в отношении событий «арабской весны» и конфликта в Сирии. Анкара исходит из необходимости укреплять свое влияние за рубежом. Внешняя политика Турции строится в рамках концепции «Ноль проблем с соседями», которая подразумевает совмещение двух тактик – диалоговой и жесткого давления. В этом контексте Турция была и остается заинтересованной в приходе в близлежащих государствах к власти умеренно исламистских режимов – лояльных или дружественных.
Региональная стратегия Турции
Наблюдая падение режимов в странах «арабской весны», турецкая правящая элита пришла к выводу о предрешенности судьбы режима Б. Асада в Сирии. Поэтому Анкара приняла решение пожертвовать сложившимися с Дамаском связями и сделать ставку на оппозиционные силы. Многие оппозиционеры косвенно связаны с основателями умеренно исламской правящей в Турции консервативной “Партии справедливости и развития”.
Принятое решение встраивается в линию турецкого руководства по расширению своей региональной роли и сохранению тесных связей с США. Помимо этого, потенциальный конфликт полезен для испытания новых вооружений Анкары, которые активно разрабатывались в последние годы: от автоматов и танков до ракет и самолетов. Однако принятое решение не опиралось на трезвый просчет. Анкара переоценила хрупкость режима Башара Асада, который удерживает власть в стране третий год в условиях гражданской войны. Явно не учитывались гуманитарные последствия конфликта, с которыми сталкивается Турция в виде потока сирийских беженцев.
Называя происходящее в Сирийской республике «нашей внутренней проблемой», премьер-министр Р. Эрдоган не лукавит. Активизация политики Анкары в отношении Сирии связана с необходимостью укрепления единства вокруг умеренно исламских лидеров, которые помнят «Национальный обет» и борются за распространение демократии по-турецки.
«Национальный обет» турок был принят в 1919 г. на конгрессах в Сивасе и Эрзуруме, а затем и ратифицирован последним османским меджлисом (парламентом) в 1920 году. Этот документ очерчивал границу будущего турецкого государства и включение в состав Турции отдельных областей современных Ирака, Сирии, Кипра, Болгарии и других балканских стран, Грузии и Армении. Принятый в непростое для Турции время, Обет не имел срока действия и воспринимается целым рядом турецких националистов и как руководство к действиям и оправдание вмешательства в дела соседних государств, в частности – Ирака и Сирии.
После распада Османской империи между Турцией и Сирией возникли территориальные споры. Александреттский санджак (район) был передан сирийскому государству Алеппо в рамках французского мандата. Однако в 1936 г. Мустафа Кемаль Ататюрк приступил к борьбе за этот район, который был им обозначен как Хатай. В преддверии Второй мировой страны Запада решили пойти навстречу Турции, передав ей Хатай. Решение вопроса об Александретте за счет Сирии привело во второй половине ХХ века к серьезным проблемам в турецко-сирийских отношениях, которые не решены до сих пор.Турция встревожена потоками беженцев из Сирии, нарушением торговых и транспортных связей со своим соседом. Однако именно из-за позиции Анкары сирийский конфликт не затихает.
Приоритет внутренней консолидации
Турецко-сирийское противостояние в последние месяцы стабилизировалось. Режимы двух стран не провоцировали военное столкновение при сохранении общего негативного тона в отношении другу друга. Более того, в турецком информационном поле можно было наблюдать снижение объема и качества негативной риторики в отношении Сирии. Неожиданным в этом затишье стало уничтожение турецкими силами ПВО самолета ВВС Сирии. По словам Анкары, военный самолет нарушил воздушное пространство Турции, при этом он упал на сирийской территории.
В Турции грядут местные выборы. Накануне этих выборов впервые за более чем десятилетие у правящей “Партии справедливости и развития” (ПСР) возникли существенные проблемы, грозящие поражением на выборах. В случае проигрыша не исключен распад ПСР. В этом контексте для Реджепа Тайипа Эрдогана и его правительства крайне важно сплотить электорат вокруг себя.
Наличие внешней угрозы всегда консолидировало турецкое общество, вне зависимости от правящего режима. После распада СССР и особенно в последние годы руководство государства столкнулось с новыми угрозами, прежде всего, с терроризмом. Однако в контексте «Арабской весны» главным внешним врагом для правящего турецкого режима стала Сирия, конкретнее – окружение президента Башара Асада. Турецкие СМИ продолжительное время нагнетали негативное мнение о Сирии среди граждан. Сбитый Турцией сирийский самолет как нельзя кстати вписывается в сложившуюся предвыборную обстановку. Ситуация играет на “Партию справедливости и развития”. Колеблющиеся избиратели, узнав об инциденте, вновь почувствовали прилив единства и получили стимул для голосования за Эрдогана. Однако эта победа относительна, и кратковременна, поскольку не решает узловых проблем Турции.
Кроме того, сбитый самолет встраивается в общую линию ПСР по противодействию внешним угрозам. Недавно Р.Эрдоган объявил о запрете в стране Твиттера, указав на то, что через эту программу внешние силы подрывают Турцию изнутри. По его словам, все должны увидеть величие пробуждающейся Турции, и он не боится мнений об происходящем, поступающих из-за рубежа. Закрытие Твиттера вызвало противоречивую реакцию в мире, однако выступление премьер-министра по этому вопросу вызвало в обществе тот же консолидирующий эффект, что и сбитый сирийский самолет.
Турецко-сирийский конфликт выгоден западным партнерам Турции, которые обеспокоены усилением правящего режима, увеличением его самостоятельности в принятии внутри- и внешнеполитических решений. Для России любая эскалация турецко-сирийского противостояния станет вызовом для позитивного экономического взаимодействия Москвы с Турцией с одной стороны и политической поддержки законного режима в Сирии, с другой.
Турецкое руководство своими действиями в отношении Сирии расчитывает, прежде всего, на внутренний спрос. Анкара больше обеспокоена внутренними проблемами, чем международными делами. Такая ситуация продлится и после местных выборов – вплоть до президентских выборов в Турции, назначенных на август 2014 года.
Решение Трампа об «ограниченном» военном ответе на химатаку в Сирии вызвала всеобщее одобрение в США. Визиту Тиллерсона в Москву позволил дипломатам добиться ряда договоренностей. За американо-китайским саммитом, на котором Трамп пытался увязать торговые вопросы с решением северокорейской ядерной проблемы, а Си Цзиньпин – избежать резкого изменения статус-кво, последовала эскалация вокруг Корейского полуострова.
Российско-американские соглашения по Сирии, достигнутые в ходе напряженных переговоров Джона Керри и Сергея Лаврова, в полном соответствие с прогнозами скептиков не выдержали проверку временем. Значительная доля ответственности за произошедшее лежит на администрации Барака Обамы, которая предпочла не конфликтовать с Пентагоном и ЦРУ, торпедировашими достигнутые в Женеве договоренности, а переложить всю вину на Россию.
29 июля Совет Безопасности ООН поставил на голосование одну из самых скандальных за последнее время резолюций, предусматривающую создание международного трибунала с целью поиска виновных в катастрофе малайзийского «Боинга» 17 июля 2014 года. Авторы резолюции называют падение «Боинга» в Донбассе угрозой международному миру и безопасности. Резолюция набрала 11 голосов при трех воздержавшихся (Венесуэла, Ангола и Китай), однако не прошла из-за наложенного Москвой вето.
Европа очень медленно, но все же приходит к осознанию необходимости выстраивания новой системы на руинах старой. Системы, где постсоветское пространство признается сферой влияния России, где установлены четкие и понятные правила российско-европейской игры на этой территории. Все понимают, что если этого не сделать, то Россию и ЕС ожидает не только обострение «битвы за Украину», но и новые фронты противостояния, например, вокруг Приднестровья.