Сергей Маркедонов
Развитие конфликта на Украине угрожает эскалацией ситуации на приднестровско-украинской границе. 
ПРЕМИУМ
30 июля 2014 | 16:03

Украинский кризис грозит разморозить Приднестровский конфликт

ТИРАСПОЛЬ, ПРИДНЕСТРОВЬЕ. - Приднестровский конфликт после длительного пребывания на политической периферии снова выдвинулся на первый план. Как это часто бывает с неурегулированными конфликтами, те их черты, которые изначально рассматриваются, как потенциальные возможности, позволяющие ускорить мирный процесс, с годами превращаются в дополнительные факторы риска.  

После распада Советского Союза лидеры приднестровского движения (а затем и де-факто государства, продемонстрировавшего свою способность противостоять внешнему давлению и консолидировать полиэтничное общество в пределах своей территории) рассматривали Россию в качестве гаранта реализации своих чаяний. Однако в отличие от Абхазии или Южной Осетии Приднестровская Молдавская республика (ПМР) не имела с РФ общей границы. На западе она граничит с Молдавией (411 км). Для Кишинева и международного сообщества этот рубеж является административным, а не межгосударственным. На юго-востоке ПМР делит 405 км общей границы с Украиной. И присутствие Украины в качестве второго гаранта мирного процесса наряду с Россией многим казалось определенным противовесом для устремлений Москвы. Однако, оно выглядело логичным с учетом того, что чуть больше 28% населения Приднестровья составляют этнические украинцы. Более того, до 2006 года Москва и Киев в целом успешно взаимодействовали на днестровском направлении.

Мирный план третьего украинского президента Виктора Ющенко (2005) российская дипломатия в целом поддержала. 

Однако стремление некоторых представителей новой генерации постсоветских политиков к радикальной перекройке конфигурации в Евразии не в пользу России привело к «разморозке» конфликтов. На Днестре это произвело ограниченный эффект. Фактически гарантированное Тирасполю право на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность в марте 2006 года было ликвидировано. Но этим значение совместного давления Киева (ранее державшего некоторую дистанцию) и Кишинева  не ограничилось. Именно тогда, восемь лет назад было продемонстрировано, что ПМР – это не просто сепаратистский проект, который правительство Молдовы рассматривает, как опасный вызов. Это – еще и территория «посреднического конфликта» между Украиной и Россией. Но если в период полномочий третьего украинского президента эти противоречия не перешли «красные линии», то в 2014 году они стали причиной масштабной международной проблемы, решение которой сегодня мучительно ищется. ПМР по-прежнему видит себя в качестве своеобразного российского форпоста (даже тогда, когда Москва не слишком заинтересована в трансляции  подобного имиджа). Украина же воспринимает Приднестровье в качестве «засадного полка» Москвы, хотя российский контингент на его территории и составляет 1400 человек и вряд ли может рассматриваться, как ударный кулак для атаки хоть на Одессу хоть на другие близлежащие пункты стратегического назначения. В итоге непризнанное образование испытывает (опять же в отличие от других де-факто государств) двойное давление. Во-первых, со стороны своего «материнского образования». Во-вторых, со стороны соседа, вовлеченного в конфликт с Россией и считающего себя фактически в состоянии войны с ней. И поэтому страны, готовой к радикальным действиям вроде тех, что предпринимаются сегодня на Востоке Украины. Речь, в первую очередь, о строительстве пограничного рва, призванного усилить изоляцию Приднестровья.

Налицо новая волна «разморозки» одного из неразрешенных постсоветских конфликтов. 

В этой ситуации необходимо разобраться в оценках имеющихся вызовов теми людьми, которые непосредственно вынуждены искать на них ответы. Прекрасную возможность для этого предоставила международная школа, организованная информационным агентством «Россия сегодня» в Тирасполе. Состав ее участников был таков, что позволял составить качественный рентгеновский снимок не только СМИ непризнанной республики, но и о состоянии экспертного сообщества и представлениях политической элиты ПМР сегодня. Важно зафиксировать ряд принципиальных соображений, крайне полезных для планирования будущего хода мирного процесса. Если, конечно, не ставить во главу угла выталкивание России и слом имеющегося статус-кво ради непонятных и туманных перспектив «светлого европейского будущего».             

Во-первых, стоит радикальным образом подвергнуть пересмотру представления о ПМР, как о «последнем заповеднике советского коммунизма». После того, как в декабре 2011 года в непризнанной республике сменилась власть (до того бессменного президента Игоря Смирнова сменил Евгений Шевчук) произошли не только перемещения на чиновничьем Олимпе. Они и при прежнем руководителе имели место, динамика в ПМР всегда присутствовала. Случилось значительное омоложение власти, имеющее, впрочем, свои нюансы. В этом процессе многие эксперты из США и ЕС увидели возможности для ускорения мирного процесса на основе территориальной целостности Молдовы. Это целеполагание выстраивалось через априорное признание того факта, что не связанное советскими узами новое поколения гораздо проще пойдет в Европу. Однако упускался из виду такой фундаментальный момент. Поколение «красных директоров» действительно имело больше связей с советской эпохой. Но их сменщики выучились и сделали карьеру уже в новом Приднестровье. Для них оно самоценно вне всякого контекста ностальгии по СССР. И вне его их будущее таит в себе много вопросов, а то и рисков. Отсюда имеющая собственная мотивация, которая была воочию продемонстрирована в журналистской школе именно молодым поколением.

Во-вторых, в оценках текущей повестки дня у представителей России и ПМР имеется существенная асимметрия, на которую редко обращают внимание.

Если Москва видит приднестровские сюжеты в рамках более широких контекстов (отношения с Украиной, Западом, европейская политика), то приднестровцы более требовательны к тому, что должна была бы сделать для них Россия.

Конфликт начала 1990-х, экономические сложности середины 2000-х и поддержка политики РФ в Крыму, полагают эксперты и журналисты в ПМР, дают им такое право по факту. Но ресурсы и возможности России небезграничны. И тотальный ревизионизм не может быть сегодня опцией для российской политики. Эту мысль, кстати, в той или иной форме доносят представители МИД, у которых впрочем, есть свои оппоненты и критики в других «башнях» отечественной власти. Но какие бы споры ни шли внутри российской власти, на сегодняшний день официальная позиция Кремля недвусмысленна: необходимо оставаться в рамках формата «5+2». Даже несмотря на конфликт с Киевом, являющимся его участником. Тирасполь же, со своей стороны заинтересован в более четких гарантиях со стороны Москвы. Эти ожидания были особенно усилены изменением статуса Крыма, положением дел в Донбассе и попыткой «разморозить» конфликт со стороны Молдовы и Украины.

В-третьих, несмотря на непреходящий интерес к сближению с Россией, приднестровцы в отличие от других непризнанных образований постсоветского пространства в намного меньшей степени ослабили свои контакты с «материнским государством» и стоящей за ней Европой. Экономические и бытовые контакты (регулярное автотранспортное сообщение, поездки к родственникам и друзьям на другой берег Днестра и в Одесскую область) продолжают играть роль. Даже на «ресторанном» и «сувенирном» уровне существуют свои особенности.

Представить себе рестораны грузинской кухни в Абхазии или продажу кукол в азербайджанском национальном костюме в Нагорном Карабахе вряд ли возможно.

В Приднестровье украинская и молдавская тематика в этом плане представлена достойно, что впрочем, не отменяет запроса на свою самостоятельность и особую идентичность, которая сохраняется даже у последовательных поборников использования крымского сценария в отношении ПМР.

Можно по-разному оценивать шансы Приднестровья. Видеть в нем «форпост российского мира» или «черную дыру» и «агентов Кремля». Но невозможно не брать в расчет самой внутренней динамики в ПМР и проживающего там населения. Оно, в первую очередь, а не стратеги из Вашингтона или Москвы будет строить свою жизнь на этой земле.      

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Реалистический подход»

20 января 2016 | 12:21

Краткосрочные перспективы Минского процесса

Попытки заставить перейти к выполнению всего комплекса мер по урегулированию (а не его удобных частей) формируют у Киева или Донецка и Луганска негативное восприятие всего Минского процесса. Так что особых успехов и прорывов в урегулировании конфликта на Донбассе в краткосрочной перспективе ожидать не стоит.

15 апреля 2015 | 22:53

Источники неопределенности в отношениях Москвы и Пекина

Совершенно очевидно одно – этот визит доказывает укрепление «всеобъемлющего стратегического партнерства» между нашими странами. При этом говорить о формировании некоего российско-китайского союза совершенно неуместно – сближение Москвы и Пекина определяется сонаправленными, но не совпадающими векторами развития.

31 августа 2015 | 07:48

На пути к «рейганистской» России: политика России в области безопасности после Путина

Таким образом, стратегический подход Москвы, лишенный эмоционального багажа и ставший способным относительно рационально оценивать, в каких случаях и по каким вопросам нужно сотрудничать с внешними силами, превратит Россию в страну, с которой проще уживаться. Если получится разрешить такие чувствительные вопросы, как расширение НАТО и установка систем ПРО, то мы сможем создать такой мир, в котором Россия, сохраняя свое явное отличие от Западных государств (и раздражая этим непривлекательным состоянием либералов), будет государством, с которым можно эффективно сотрудничать

11 августа 2017 | 20:35

Между принятием "санкционного закона" и его реализацией нет автоматизма

Несмотря на такое, вроде бы лобовое столкновение, наоборот, имеет место попытка провести инвентаризацию того, по каким вопросам сотрудничество возможно. Более того, есть настрой на то, чтобы даже в этих сложных условиях пытаться найти ниши для сотрудничества. И вызвано это исключительно тем, что последние санкции были приняты не в едином порыве, в консенсусе между американскими и европейскими элитами, а в ситуации глубокого внутреннего водораздела внутри политической элиты США, с одной стороны, и между США и их союзниками в Европе – с другой.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
18 апреля 2015 | 04:00
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова