На прошлой неделе фракция коммунистов в молдавском парламенте внесла законопроект об обеспечении постоянного статуса нейтралитета страны. Тем самым, в публичную плоскость вновь возвращается вопрос о преимуществах и недостатках текущей модели национальной безопасности. Некоторые политические силы считают нейтралитет ненужным ограничением, а некоторые – залогом стабильности. Голосование по этому законопроекту станет не только проверкой для «миноритарной» парламентской коалиции (либерал-демократы и демократы при негласной поддержке коммунистов), но и определит приоритеты сотрудничества Молдавии и НАТО на среднесрочную перспективу.
Маневры коммунистов вокруг застаревшей проблемы преследуют несколько целей. Во-первых, партия Владимира Воронина стремительно утрачивает популярность среди своего традиционного электората. Поэтому создание определенных барьеров на пути расширяющегося сотрудничества Молдавии и НАТО может хотя бы приостановить этот неприятный процесс. Во-вторых, коммунисты пытаются зафиксировать определенные правила игры в отношениях с полупартнерами по «миноритарной» коалиции. Дело в том, что проевропейские партии и их лидеры неоднократно демонстрировали, что могут использовать судебную власть в своих интересах, когда у них не хватает политических аргументов и возможностей. Соответственно, Владимир Воронин стремится, чтобы его визави было сложнее отказаться от некоторых принципиальных договоренностей. Наконец, коммунисты претендуют на некоторые посты в органах власти (заместитель генерального прокурора, руководители Координационного совета по телевидению и радио и ЦИКа). Так что законопроект о нейтралитете может стать предметом широкого политического торга.
Более того, готовность или неготовность демократов и либерал-демократов идти навстречу Владимиру Воронину станет своеобразным тестом для «миноритарной» коалиции, ведь без голосов коммунистов коалиция не имеет большинства в парламенте.
Процесс постепенной отмены нейтрального статуса Молдавии запущен с приходом к власти в 2009 году проевропейских партий. Либеральная партия Михая Гимпу давно отстаивает необходимость отмены нейтралитета. Согласно аргументации либералов, недостаточно просто провозгласить нейтралитет, необходимо, чтобы другие страны его признавали и соблюдали. Этот тезис подкрепляется соображениями, что находящиеся в Приднестровье российские миротворцы являются оккупантами, значит, нейтралитет как минимум не соблюдается. Кроме того, сторонники Гимпу и часть ангажированных экспертов настаивают, что само содержание нейтралитета не детализировано в законодательных актах. В статье 11 Конституции просто обозначено, что Молдавия – нейтральное государство. Соответственно, нейтральный статус страны можно понимать по-разному. Для партии Гимпу представляется необходимым устранить неопределенность и четко обозначить евроатлантическую перспективу для Кишинева.
Еще в мае 2014 году фракция Либеральной партии обратилась в Конституционный суд страны с запросом о недействительности нейтрального статуса. Либералы опирались на предыдущие постановления КС, согласно которым положения Декларации о независимости имеют большую юридическую силу, чем нормы Конституции. Напомним, что на основании этой логики, суд пришел к выводу, что официальным языком страны является румынский. Поскольку в Декларации четко указано, что Приднестровье «оккупировано» российскими войсками, значит, это положение было верным и на момент принятия Конституции, то есть норма о нейтралитете не вступила в силу.
В декабре президент Николае Тимофти обратился к суду с просьбой отложить рассмотрение этого вопроса, поскольку переговоры о новой коалиции затянулись и их исход бы неочевиден. В рамках разворачивающейся дискуссии о нейтралитете, на прошлой неделе Тимофти на заседании Высшего совета безопасности поручил разработать новую Стратегию национальной безопасности, взамен документа образца 2011 года. В действующей Стратегии четко обозначено, что «в процессе продвижения национальных интересов необходимо учитывать статус постоянного нейтралитета Республики Молдова, который предполагает, что наша страна не является членом военных блоков и не допускает размещения на своей территории иностранных войск или вооружений других государств и военных блоков». Вероятно, Тимофти стремится выступить арбитром в дискуссии о нейтралитете, причем негласно склоняется в сторону предложений коммунистов.
С учетом того, что формальная логика – на стороне либералов, у «миноритарной» коалиции не так много вариантов действий. Даже принятие органического закона о нейтралитете (то есть закона, который раскрывает и детализирует норму-принцип Конституции) не сможет отменить логику решений Конституционного суда: положения Декларации о независимости все равно обладают большей юридической силой, чем нормы органического закона. Правда, либерал-демократы полагают, что принятие органического закона имеет значение. Это позволит закрепить существующую практику, то есть продемонстрировать, что нейтралитет в условиях российской «оккупации» возможен. По их логике, с 1994 года Молдавия не только декларировала нейтралитет, но и осуществляла его. Соответственно, Конституционный суд встанет перед выбором: или объявить действия Молдавии как государства неконституционными, или признать возможность нейтралитета в условиях его формального несоблюдения. Проще говоря, «миноритарная» коалиция постарается, чтобы Конституционный суд нашел некое казуистическое объяснение, которое будет соответствовать требованиям текущего политического момента.
Закулисная и публичная борьба вокруг нейтралитета (а фактически – вокруг сотрудничества с НАТО) может быть отвлекающим маневром.
Поскольку для демократов и либерал-демократов это – второстепенный вопрос, вероятно, эти политические силы заинтересованы в том, чтобы отвлечь внимание общества от серьезных проблем в банковском секторе. Дело в том, что крупные молдавские бизнесмены с помощью фальшивых кредитных соглашений вывели за рубеж порядка 1,5 млрд долларов, а это привело к падению курса молдавского лея на 25,5% с начала текущего года.
По мнению оппозиционной партии – социалистов Игоря Додона – уловка заключается в другом. Согласно принятому в США «Акту в поддержку свободы Украины», Молдавии может быть предоставлен статус «основного союзника вне НАТО». Тем самым, нынешние власти смогут обойти норму Конституции о неучастии в военных блоках, ведь двустороннее союзничество с Вашингтоном – это не военный блок. Так или иначе, дискуссия о нейтральном статусе Молдовы может быть частью более крупной политической комбинации.
В целом, поднятая молдавскими коммунистами проблема нейтралитета страны имеет большое количество измерений. Если их законопроект будет принят, то неопределенность в отношении модели национальной безопасности Молдавии будет снята. Правда, Конституционному суду страны придется в очередной раз демонстрировать незаурядную изобретательность и подстраиваться под текущую конъюнктуру, вопреки принципу разделения властей. Таким образом, хотя действия коммунистов направлены на получение тактических преимуществ, их последствия будут сказываться на самой молдавской государственности.
После пяти лет переговоров по соглашению о Транстихоокеанском партнерстве документ наконец был подписан, однако теперь в его отношении начались активные дебаты в Конгрессе. Не менее оживленные споры возникли в связи с недавним индидентом в Афганистане, в которых Белый дом пытается максимально сохранить лицо на фоне набирающей популярности идеи о продлении сроков вывода американских войск из этой страны. Параллельно с этим, по прошествии года после введения санкций против России в американских экспертных кругах возникли обсуждения о судьбе санкционной политики.
Соединенные Штаты используют углубление военной инфраструктуры НАТО в Европе для усиления контроля за европейскими государствами. Через институты НАТО Вашингтон получает серьезные рычаги влияния на весь процесс принятия стратегических внешнеполитических решений не только в странах-членах Альянса, но и в государствах, претендующих на это членство.
Если сравнить с британским примером, то тут есть одно существенное отличие: Британия – это страна в "большой тройке" Евросоюза, наряду с Францией и Германией, а Венгрия – это достаточно небольшое восточноевропейское государство. И на специальные уступки Венгрии никто не пойдет. Венгрия не обладает той силой, чтобы серьезно спровоцировать Брюссель. Кроме того, Венгрия не заинтересована в выходе из ЕС по целому ряду причин.
Уже две недели споры по поводу договора по иранской ядерной программе не сходят с передовиц американских газет. На этой неделе интерес к вопросу подогрели выступления троицы - госсекретаря Джона Керри, министра финансов Джейкоба Лью и министра энергетики Эрнеста Моница – на трех заседаниях комитетов обеих палат Конгресса. Каждое из заседаний длилось по несколько часов, и если первые два проходили в комитетах по международным делам, где присутствие министров было обязательно, то на заседание Комитета по вооруженным силам 29 июля все три министра пришли без формального запроса со стороны главы комитета Джона Маккейна. Об этом Маккейн не преминул заявить в самом начале заседания и даже предложил начать заседание, не дожидаясь нежданных гостей.