На прошлой неделе фракция коммунистов в молдавском парламенте внесла законопроект об обеспечении постоянного статуса нейтралитета страны. Тем самым, в публичную плоскость вновь возвращается вопрос о преимуществах и недостатках текущей модели национальной безопасности. Некоторые политические силы считают нейтралитет ненужным ограничением, а некоторые – залогом стабильности. Голосование по этому законопроекту станет не только проверкой для «миноритарной» парламентской коалиции (либерал-демократы и демократы при негласной поддержке коммунистов), но и определит приоритеты сотрудничества Молдавии и НАТО на среднесрочную перспективу.
Маневры коммунистов вокруг застаревшей проблемы преследуют несколько целей. Во-первых, партия Владимира Воронина стремительно утрачивает популярность среди своего традиционного электората. Поэтому создание определенных барьеров на пути расширяющегося сотрудничества Молдавии и НАТО может хотя бы приостановить этот неприятный процесс. Во-вторых, коммунисты пытаются зафиксировать определенные правила игры в отношениях с полупартнерами по «миноритарной» коалиции. Дело в том, что проевропейские партии и их лидеры неоднократно демонстрировали, что могут использовать судебную власть в своих интересах, когда у них не хватает политических аргументов и возможностей. Соответственно, Владимир Воронин стремится, чтобы его визави было сложнее отказаться от некоторых принципиальных договоренностей. Наконец, коммунисты претендуют на некоторые посты в органах власти (заместитель генерального прокурора, руководители Координационного совета по телевидению и радио и ЦИКа). Так что законопроект о нейтралитете может стать предметом широкого политического торга.
Более того, готовность или неготовность демократов и либерал-демократов идти навстречу Владимиру Воронину станет своеобразным тестом для «миноритарной» коалиции, ведь без голосов коммунистов коалиция не имеет большинства в парламенте.
Процесс постепенной отмены нейтрального статуса Молдавии запущен с приходом к власти в 2009 году проевропейских партий. Либеральная партия Михая Гимпу давно отстаивает необходимость отмены нейтралитета. Согласно аргументации либералов, недостаточно просто провозгласить нейтралитет, необходимо, чтобы другие страны его признавали и соблюдали. Этот тезис подкрепляется соображениями, что находящиеся в Приднестровье российские миротворцы являются оккупантами, значит, нейтралитет как минимум не соблюдается. Кроме того, сторонники Гимпу и часть ангажированных экспертов настаивают, что само содержание нейтралитета не детализировано в законодательных актах. В статье 11 Конституции просто обозначено, что Молдавия – нейтральное государство. Соответственно, нейтральный статус страны можно понимать по-разному. Для партии Гимпу представляется необходимым устранить неопределенность и четко обозначить евроатлантическую перспективу для Кишинева.
Еще в мае 2014 году фракция Либеральной партии обратилась в Конституционный суд страны с запросом о недействительности нейтрального статуса. Либералы опирались на предыдущие постановления КС, согласно которым положения Декларации о независимости имеют большую юридическую силу, чем нормы Конституции. Напомним, что на основании этой логики, суд пришел к выводу, что официальным языком страны является румынский. Поскольку в Декларации четко указано, что Приднестровье «оккупировано» российскими войсками, значит, это положение было верным и на момент принятия Конституции, то есть норма о нейтралитете не вступила в силу.
В декабре президент Николае Тимофти обратился к суду с просьбой отложить рассмотрение этого вопроса, поскольку переговоры о новой коалиции затянулись и их исход бы неочевиден. В рамках разворачивающейся дискуссии о нейтралитете, на прошлой неделе Тимофти на заседании Высшего совета безопасности поручил разработать новую Стратегию национальной безопасности, взамен документа образца 2011 года. В действующей Стратегии четко обозначено, что «в процессе продвижения национальных интересов необходимо учитывать статус постоянного нейтралитета Республики Молдова, который предполагает, что наша страна не является членом военных блоков и не допускает размещения на своей территории иностранных войск или вооружений других государств и военных блоков». Вероятно, Тимофти стремится выступить арбитром в дискуссии о нейтралитете, причем негласно склоняется в сторону предложений коммунистов.
С учетом того, что формальная логика – на стороне либералов, у «миноритарной» коалиции не так много вариантов действий. Даже принятие органического закона о нейтралитете (то есть закона, который раскрывает и детализирует норму-принцип Конституции) не сможет отменить логику решений Конституционного суда: положения Декларации о независимости все равно обладают большей юридической силой, чем нормы органического закона. Правда, либерал-демократы полагают, что принятие органического закона имеет значение. Это позволит закрепить существующую практику, то есть продемонстрировать, что нейтралитет в условиях российской «оккупации» возможен. По их логике, с 1994 года Молдавия не только декларировала нейтралитет, но и осуществляла его. Соответственно, Конституционный суд встанет перед выбором: или объявить действия Молдавии как государства неконституционными, или признать возможность нейтралитета в условиях его формального несоблюдения. Проще говоря, «миноритарная» коалиция постарается, чтобы Конституционный суд нашел некое казуистическое объяснение, которое будет соответствовать требованиям текущего политического момента.
Закулисная и публичная борьба вокруг нейтралитета (а фактически – вокруг сотрудничества с НАТО) может быть отвлекающим маневром.
Поскольку для демократов и либерал-демократов это – второстепенный вопрос, вероятно, эти политические силы заинтересованы в том, чтобы отвлечь внимание общества от серьезных проблем в банковском секторе. Дело в том, что крупные молдавские бизнесмены с помощью фальшивых кредитных соглашений вывели за рубеж порядка 1,5 млрд долларов, а это привело к падению курса молдавского лея на 25,5% с начала текущего года.
По мнению оппозиционной партии – социалистов Игоря Додона – уловка заключается в другом. Согласно принятому в США «Акту в поддержку свободы Украины», Молдавии может быть предоставлен статус «основного союзника вне НАТО». Тем самым, нынешние власти смогут обойти норму Конституции о неучастии в военных блоках, ведь двустороннее союзничество с Вашингтоном – это не военный блок. Так или иначе, дискуссия о нейтральном статусе Молдовы может быть частью более крупной политической комбинации.
В целом, поднятая молдавскими коммунистами проблема нейтралитета страны имеет большое количество измерений. Если их законопроект будет принят, то неопределенность в отношении модели национальной безопасности Молдавии будет снята. Правда, Конституционному суду страны придется в очередной раз демонстрировать незаурядную изобретательность и подстраиваться под текущую конъюнктуру, вопреки принципу разделения властей. Таким образом, хотя действия коммунистов направлены на получение тактических преимуществ, их последствия будут сказываться на самой молдавской государственности.
В понедельник 10 августа в 18:00 состоится вебинар, на котором Андрей Сушенцов поделится наблюдениями из поездки в Вашингтон в июле 2015 года, где он проводил встречи c американскими экспертами, чиновниками и полисимейкерами.
Прогерманский вариант европеизма сейчас уже не вступает в конфликт с характерным для Польши атлантизмом. В последние годы в Польше рассматривают Берлин как остов европейской интеграции, а польско-германское партнерство превратилось в настоящий тандем.
Выходом из санкционной логики может стать дробление общей государственной линии России на модернизацию нестратегических отраслей на относительно небольшие проекты, которые нельзя оперативно классифицировать как отдельную и системную программу по обходу санкций.
Отношения России и Турции после распада СССР успешно развивались в экономической сфере. Однако по вопросам безопасности между Москвой и Анкарой были часты разлады. Ситуация вокруг крымских татар может стать одним из них.