Иван Лошкарёв
30 ноября в Молдавии состоятся парламентские выборы. В условиях перманентного политического и экономического кризиса проевропейское большинство остается устойчиво непопулярным. Поэтому многие внешние и внутренние игроки прибегнут к любым средствам для сохранения хрупкой коалиции партий, ориентированной на ЕС.
ПРЕМИУМ
5 ноября 2014 | 16:57

В новом парламенте Молдавии может сохраниться проевропейское большинство

30 ноября в Молдавии состоятся парламентские выборы. В условиях перманентного политического и экономического кризиса проевропейское большинство остается устойчиво непопулярным. Поэтому многие внешние и внутренние игроки прибегнут к любым средствам для сохранения хрупкой коалиции партий, ориентированной на ЕС.

В нынешнем созыве парламента представлены Партия коммунистов (ПРКМ), Либерально-Демократическая партия, Демократическая партия и Либеральная партия. Кроме того, от ПРКМ в 2011 году откололось 3 депутата, сформировавших группу Партии социалистов, - с их помощью удалось избрать правительство и президента. А в 2013 году большая часть фракции Либеральной партии выступила против своего лидера Михая Гимпу и сформировала Либерал-реформаторскую партию. Эти расколы резко снизили влияние ЛП и ПРКМ на политическую систему страны, хотя коммунисты на выборах 2010 года заняли первое место с 39,3% голосов. 

По данным Ассоциации социологов и демографов Молдовы, в парламент пройдут 6 партий. За Партию коммунистов готовы проголосовать 21,8% процента избирателей, за Либерально-демократическую партию - 15,4% процента, за Демократическую партию - 11,3%, за партию «Патриа» - 8,1%, за Либеральную партию - 7,8%, за Партию социалистов - 7,1%. Если перевести проценты в количество депутатских мандатов, получится, что нынешняя правящая коалиция получит 37 мест из 101.  Безусловно, часть мандатов можно отыграть в ходе агитационной кампании, но этого все равно не хватит для формирования большинства в парламенте.

Главная единица проевропейской коалиции – Либерально-Демократическая партия, представитель которой возглавляет правительство. Политическая сила Владимира Филата обещает избирателям статус страны-кандидата в члены ЕС к 2017 году и положение полноправного члена к 2020. Однако в Молдавии симпатии по отношению к  членству страны в ЕС по данным различных опросов не разделяют более половины граждан. Более того, поддержка вступления в Европейский и Таможенный Союзы находится приблизительно на одном уровне (35-40%). Против нынешних правящих партий (Либерал-Демократическая, Демократическая, Либеральная) играет возрастающее недоверие население и обвинения в злоупотреблении полномочиями. По данным исследования "Гэллап", лишь 18% населения Молдавии доверяют нынешней власти, а 86% граждан считают, что в стране действует коррумпированное правительство.

Однако, не политическая программа, а персональный рейтинг политиков является основным фактором распределения партийных симпатий. По результатам опроса, проведенного центром «ИМАС», 28,7% жителей Молдовы хотели бы видеть на посту премьер-министра Юрия Лянкэ, 16,2% - лидера коммунистов Владимира Воронина, 8,4% - примара (мэра) Кишинева, либерала Дорина Киртоакэ. С учетом активного медийного продвижения проевропейских настроений, персональный рейтинг политиков работает скорее в пользу правящей коалиции.

У ЕС имеются мощные рычаги влияния на молдавский политический процесс.

Во-первых, экономика Молдавии дотируется Брюсселем, причем к 2013 году общий объем помощи удвоился.  Если в 2006 году финансовая помощь, предоставленная ЕС, составила всего 25 млн евро, в 2007-2010 годах речь шла приблизительно о 254 млн., то в 2011-2013 годах  - превысила 600 млн евро. Изначально дотации позиционировались как помощь в адаптации к определенным стандартам и как результат дружеских отношений премьера Юрия Лянкэ и еврокомиссара Штефана Фюле, учившихся вместе в МГИМО. Но Брюссель вправе выдвинуть новые критерии получения дотаций, если персональный состав исполнительных органов власти покажется ему неудачным.

Во-вторых, молдавский парламент ратифицировал Соглашение об ассоциации с ЕС. Тем самым, Молдова как государство юридически подтвердила приверженность европейским ценностям и принципам (статьи 2, 3 и 21 Договора о ЕС в редакции Лиссабонского соглашения). В то же время, Брюссель сохраняет интригу в процессе ратификации Соглашения странами-членами ЕС и тем самым создает дополнительный механизм воздействия. Безусловно, европейская дипломатия не будет делать шаг назад и нивелировать собственные достижения, но возможность самой угрозы срыва ратификации или ее затягивания сохранится.

В-третьих, основные молдавские олигархи или включены в про-властное большинство (Владимир Филат, Владимир Плахотнюк), или враждуют с оппозиционерами-коммунистами (Анатоль и Габриэль Стати). Европейские чиновники постоянно контактируют с крупными предпринимателями, чтобы обеспечить стабильность некоторых направлений политики молдавского государства в своих интересах.

На пользу проевропейской коалиции и постоянные расколы и конфликты в лагере оппонентов – Партии коммунистов. Лидера политической силы Владимира Воронина критикуют за авторитарные наклонности и неспособность к компромиссу. Кроме того, попытки коммунистов выступать с инициативами в поддержку евразийской интеграции не кажутся убедительными: за два президентских срока Воронина Молдова отдалилась от партнеров от СНГ и охотно участвовала в работе ГУАМ. Наконец, ПРКМ не удалось получить поддержку Москвы перед предстоящими выборами, что снижает саму возможность воплощения переориентации на евразийскую интеграцию. Но недоверие России к Воронину настолько велико, что ставка была сделана на Партию социалистов Игоря Додона. ПРКМ в ответ развернула бурную кампанию по разоблачению «ложных левых», но раскол в среде молдавской оппозиции зафиксировался.     

В целом, сильная вовлеченность ЕС в политические процессы в стране, олигархический консенсус по внешнеполитической проблематике и раскол в оппозиции вполне может привести к тому, что проевропейские партии вновь сформируют правительственную коалицию – и в очередной раз вопреки воле избирателей. 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

28 сентября 2014 | 23:39

Американские эксперты о результатах визита Петра Порошенко в США

Посещение Петром Порошенко США и Канады стало первым государственным визитом главы Украины за океан. Результаты этой поездки, несмотря на положительную оценку украинских экспертов и самого украинского президента, можно считать лишь частично успешными.

15 декабря 2017 | 11:14

Дайджест внешней политики США (8-14 декабря)

Закон о финансировании министерства обороны предполагает резкий рост военных расходов и продолжает курс на противостояние «вредоносному влиянию» России. Вашингтон сообщил, что начнет разработку запрещенных договором ракет, что, по его мнению, должно заставить Москву вернуться к выполнению соглашения. Заявление Тиллерсона о готовности США начать переговоры с КНДР без предварительных условий было незамедлительно опровергнуто Белым домом.

25 октября 2014 | 12:20

Сценарии смены правительства после парламентских выборов на Украине

Повестка дня Порошенко определяется стремительно меняющейся конфигурацией политического пространства, рекомендациями ЕС и сложным балансом сил между крупными бизнесменами. Как и предыдущие руководители страны, Порошенко стремится обеспечить устойчивость своего положения, для чего пытается сконцентрировать властные полномочия.

18 сентября 2014 | 21:00

Российские добровольцы в украинском конфликте

Судя по всему, «добровольчество» имеет во многом социально-идеологические корни.  Носители внесистемных радикальных взглядов, к которым принадлежит подавляющее большинство изученной выборки добровольцев, лишены возможности реализовать свои идеи в России, так как они не принимаются обществом и властью. Политические проекты ДНР и ЛНР являются для них шансом построить новое государство и общество в культурно близкой среде «с нуля», без груза политических традиций и сложившихся порядков.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
17 декабря 2014 | 20:00
5 декабря 2014 | 17:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова