Иван Лошкарёв
30 ноября в Молдавии состоятся парламентские выборы. В условиях перманентного политического и экономического кризиса проевропейское большинство остается устойчиво непопулярным. Поэтому многие внешние и внутренние игроки прибегнут к любым средствам для сохранения хрупкой коалиции партий, ориентированной на ЕС.
ПРЕМИУМ
5 ноября 2014 | 16:57

В новом парламенте Молдавии может сохраниться проевропейское большинство

30 ноября в Молдавии состоятся парламентские выборы. В условиях перманентного политического и экономического кризиса проевропейское большинство остается устойчиво непопулярным. Поэтому многие внешние и внутренние игроки прибегнут к любым средствам для сохранения хрупкой коалиции партий, ориентированной на ЕС.

В нынешнем созыве парламента представлены Партия коммунистов (ПРКМ), Либерально-Демократическая партия, Демократическая партия и Либеральная партия. Кроме того, от ПРКМ в 2011 году откололось 3 депутата, сформировавших группу Партии социалистов, - с их помощью удалось избрать правительство и президента. А в 2013 году большая часть фракции Либеральной партии выступила против своего лидера Михая Гимпу и сформировала Либерал-реформаторскую партию. Эти расколы резко снизили влияние ЛП и ПРКМ на политическую систему страны, хотя коммунисты на выборах 2010 года заняли первое место с 39,3% голосов. 

По данным Ассоциации социологов и демографов Молдовы, в парламент пройдут 6 партий. За Партию коммунистов готовы проголосовать 21,8% процента избирателей, за Либерально-демократическую партию - 15,4% процента, за Демократическую партию - 11,3%, за партию «Патриа» - 8,1%, за Либеральную партию - 7,8%, за Партию социалистов - 7,1%. Если перевести проценты в количество депутатских мандатов, получится, что нынешняя правящая коалиция получит 37 мест из 101.  Безусловно, часть мандатов можно отыграть в ходе агитационной кампании, но этого все равно не хватит для формирования большинства в парламенте.

Главная единица проевропейской коалиции – Либерально-Демократическая партия, представитель которой возглавляет правительство. Политическая сила Владимира Филата обещает избирателям статус страны-кандидата в члены ЕС к 2017 году и положение полноправного члена к 2020. Однако в Молдавии симпатии по отношению к  членству страны в ЕС по данным различных опросов не разделяют более половины граждан. Более того, поддержка вступления в Европейский и Таможенный Союзы находится приблизительно на одном уровне (35-40%). Против нынешних правящих партий (Либерал-Демократическая, Демократическая, Либеральная) играет возрастающее недоверие население и обвинения в злоупотреблении полномочиями. По данным исследования "Гэллап", лишь 18% населения Молдавии доверяют нынешней власти, а 86% граждан считают, что в стране действует коррумпированное правительство.

Однако, не политическая программа, а персональный рейтинг политиков является основным фактором распределения партийных симпатий. По результатам опроса, проведенного центром «ИМАС», 28,7% жителей Молдовы хотели бы видеть на посту премьер-министра Юрия Лянкэ, 16,2% - лидера коммунистов Владимира Воронина, 8,4% - примара (мэра) Кишинева, либерала Дорина Киртоакэ. С учетом активного медийного продвижения проевропейских настроений, персональный рейтинг политиков работает скорее в пользу правящей коалиции.

У ЕС имеются мощные рычаги влияния на молдавский политический процесс.

Во-первых, экономика Молдавии дотируется Брюсселем, причем к 2013 году общий объем помощи удвоился.  Если в 2006 году финансовая помощь, предоставленная ЕС, составила всего 25 млн евро, в 2007-2010 годах речь шла приблизительно о 254 млн., то в 2011-2013 годах  - превысила 600 млн евро. Изначально дотации позиционировались как помощь в адаптации к определенным стандартам и как результат дружеских отношений премьера Юрия Лянкэ и еврокомиссара Штефана Фюле, учившихся вместе в МГИМО. Но Брюссель вправе выдвинуть новые критерии получения дотаций, если персональный состав исполнительных органов власти покажется ему неудачным.

Во-вторых, молдавский парламент ратифицировал Соглашение об ассоциации с ЕС. Тем самым, Молдова как государство юридически подтвердила приверженность европейским ценностям и принципам (статьи 2, 3 и 21 Договора о ЕС в редакции Лиссабонского соглашения). В то же время, Брюссель сохраняет интригу в процессе ратификации Соглашения странами-членами ЕС и тем самым создает дополнительный механизм воздействия. Безусловно, европейская дипломатия не будет делать шаг назад и нивелировать собственные достижения, но возможность самой угрозы срыва ратификации или ее затягивания сохранится.

В-третьих, основные молдавские олигархи или включены в про-властное большинство (Владимир Филат, Владимир Плахотнюк), или враждуют с оппозиционерами-коммунистами (Анатоль и Габриэль Стати). Европейские чиновники постоянно контактируют с крупными предпринимателями, чтобы обеспечить стабильность некоторых направлений политики молдавского государства в своих интересах.

На пользу проевропейской коалиции и постоянные расколы и конфликты в лагере оппонентов – Партии коммунистов. Лидера политической силы Владимира Воронина критикуют за авторитарные наклонности и неспособность к компромиссу. Кроме того, попытки коммунистов выступать с инициативами в поддержку евразийской интеграции не кажутся убедительными: за два президентских срока Воронина Молдова отдалилась от партнеров от СНГ и охотно участвовала в работе ГУАМ. Наконец, ПРКМ не удалось получить поддержку Москвы перед предстоящими выборами, что снижает саму возможность воплощения переориентации на евразийскую интеграцию. Но недоверие России к Воронину настолько велико, что ставка была сделана на Партию социалистов Игоря Додона. ПРКМ в ответ развернула бурную кампанию по разоблачению «ложных левых», но раскол в среде молдавской оппозиции зафиксировался.     

В целом, сильная вовлеченность ЕС в политические процессы в стране, олигархический консенсус по внешнеполитической проблематике и раскол в оппозиции вполне может привести к тому, что проевропейские партии вновь сформируют правительственную коалицию – и в очередной раз вопреки воле избирателей. 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

18 декабря 2014 | 09:03

Неудобное меньшинство: проблемы идентичности американских мусульман

Ислам остается наиболее разнообразной в национальном и культурном аспектах религией в США. Первое и второе поколение мусульман, иммигрировавших в США по социально-экономическим причинам, довольно быстро интегрировались в американское общество. Нынешнее поколение мусульман находится в поисках морально-нравственных ориентиров, которые смогли бы позволить наладить диалог с американским обществом.

27 марта 2014 | 15:50

Крымский прецедент и его восприятие на постсоветском пространстве

Неопределенность географии понятия "русский мир" пугает соседей России, которым ясно лишь одно - включение Крыма в состав России обозначило принципиальную готовность Москвы пересматривать границы на постсоветском пространстве. Страны СНГ на эту угрозу отреагировали весьма неоднозначно.

7 апреля 2016 | 18:09

Круглый стол по развитию ситуации в Афганистане 18 апреля

18 апреля в Москве состоится круглый стол «Развитие ситуации в Афганистане в 2016 году», который проводят Российский совет по международным делам и агентство «Внешняя политика» при участии Международного комитета Красного Креста.

14 декабря 2015 | 21:00

Дайджест внешней политики России за неделю (7-14 декабря)

На прошлой неделе российский министр иностранных дел России Сергей Лавров совершил визит в Италию. Накануне визита стало известно, что Рим затормозит решение о продлении санкций ЕС против России. Между тем, вопрос об отказе Украины от погашения долга России получил продолжение и стало ясно, что компромисс в этом году практически недостижим. И, конечно же, важным событием стало изменение российского законодательства, которое теперь предписывает приоритет национального права над международным.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
17 декабря 2014 | 20:00
5 декабря 2014 | 17:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова