ПАЛО-АЛЬТО, США. - В последние 9 месяцев администрация США утеряла внешнеполитическую инициативу и оказалась вынуждена реагировать на череду значительных международных событий – кризис на Украине и обострение противоречий между КНР и ее соседями в Южно-Китайском море. Внезапность этих событий дезориентировала американское общество и побудило его усомниться в принципах и целях внешнеполитического курса страны. Выступление Барака Обамы в 28 мая 2014 года в военной академии в Вест-Поинте было направлено на изменение неблагоприятного отношения общественности к внешней политике США. Обама также стремился ответить на ужесточившуюся в последнее время критику и акцентировать внимание на внешнеполитических достижениях своей администрации. Основным из них президент считает прекращение затяжного периода участия США в военных конфликтах вдали от границ США.
Поскольку в речи отсутствует позиция США по конкретным внешнеполитическим проблемам, а само выступление изобилует патриотической лексикой, ее основным адресатом являлось американское общество, а не внешние силы. Главный тезис выступления в Вест-Поинте не нов: США являются единственной страной, способной взять на себя роль лидера мирового сообщества. Последний раз Обама говорил об этом в сентябре 2013 года в выступлении перед Генеральной ассамблей ООН. Тогда президент США сетовал на то, что Вашингтон критикуют за бездеятельность, когда он не вмешивается, и за гегемонизм, когда он что-то предпринимает.
Обама назвал принципы, согласно которым он намерен проводить в жизнь лидерство США. Во-первых, применение американскими военными силы будет производиться только в ситуации угрозы США или их союзникам. В остальных случаях Вашингтон будет стремиться мобилизовать ресурсы партнеров. Во-вторых, основной угрозой безопасности продолжает оставаться терроризм, который представляет собой сеть группировок, расположенных в различных странах. Мысль о возможности проведения операций в каждой из них является, по словам Обамы, «наивной», поэтому США будут поддерживать партнеров, готовых сотрудничать в противодействии террористам. В-третьих, Вашингтон будет способствовать укреплению мирового порядка, который необходимо адаптировать к современным условиям. В первую очередь, по мнению президента, США должны делать это на собственном примере: соблюдать международные нормы, отказаться от односторонних действий, способствовать развитию новых международных договоренностей.
По сути, Обама вновь предложил способ определения жизненных интересов США и их отделения от второстепенных. В итоге это приведет к сокращению количества кризисов, в разрешение которых США могут оказаться вовлечены по инерции лидерского положения. Обама также косвенно признал ответственность США за создание дурных прецедентов - нарушение международного правового режима и дестабилизацию ситуации в различных регионах мира.
Реакция на выступление Обамы со стороны России и КНР была сдержанной и предсказуемой. Очевидно, это связано с тем, что само выступление стало обобщением уже применяемых администрацией США подходов и не содержало новых идей. В Москве недовольство вызвало заявление об успешной изоляции России. Владимир Путин отметил, что изоляция «носит эфемерный характер», а глава МИД Сергей Лавров добавил, что «изолировать такую страну, как Россия - невозможно». Никаких последствий для двухсторонних отношений этот обмен мнениями носить не будет. Как следует из интервью Путина французским СМИ 4 июня, Россия готова к конструктивному диалогу с США. О необходимости выстраивать доверительные отношения с Россией заявил и Обама на пресс-конференции в Варшаве 3 июня.
Внимание китайского руководства привлекла фраза Обамы о том, что США останутся лидером в ближайшем столетии. Представитель внешнеполитического ведомства КНР с иронией отметил, что в международных делах невозможно делать таких предсказаний. В государственной газете «The Global Times» была опубликована статья «Америка хочет быть мировым лидером еще 100 лет, но каким образом?», в которой подвергалось сомнению наличие у США необходимых ресурсов для того, чтобы оставаться мировым лидером.
Речь Барака Обамы в Вест-Пойнте стала первой из серии программных выступлений по внешней политике, которая была продолжена во время его визита в Польшу в начале июня. Позиция Вашингтона по поводу конфликта в Украине была озвучена в варшавской речи 4 июня: США готовы к тесному сотрудничеству с новым украинским президентом и не признают легитимность присоединения Крыма к России, оставляя открытым вопрос о применении более жестких санкций.
Оценка Вашингтоном событий в Южно-Китайском море прозвучала из уст главы Пентагона Чака Хейгла на конференции по проблемам безопасности в АТР «Шангри-Ла Диалог» в мае 2014 года в Сингапуре. США, не принимая какой-либо стороны в территориальных спорах, тем не менее «осуждают действия любой страны, направленные на запугивание, принуждение или угрозу применения силы для обеспечения собственных интересов». Столь явное ужесточение позиции в отношении Китая посылает сигнал о готовности США пересмотреть свой курс на выстраивание доверительных отношений с военным истеблишментом КНР.
В новом международном контексте руководство США уделяет внимание формированию новых и упрочению старых союзов. На этом акцентировал внимание Барак Обама в речи в Вест-Поинте, об этом он говорил и в выступлении в Варшаве. На конференции в Сингапуре США фактически выступили единым лагерем с азиатскими странами, имеющими противоречия с КНР. Очевидно, что администрация США хочет воспользоваться сложившейся ситуацией в связи с кризисом на Украине и событиями в Южно-Китайском море. Эти события не только сблизили позиции России и Китая, но и придали импульс сотрудничеству в союзников по НАТО и заставили азиатские страны искать поддержки против Китая в Вашингтоне.
Саммит Америк, прошедший 10 - 11 апреля в Панаме не только засвидетельствовал сохранение общей магистральной внешнеполитической линии стран Латинской Америки на постепенный выход из системы неравноправных отношений с США, но и более ясно обозначил новые тенденции, потенциально угрожающие региональным интересам России.
Уходящая неделя прошла под знаком интенсивных переговоров по самым острым международным проблемам. В Москве лидеры России и Греции обсуждали межгосударственные отношения, заставив поволноваться руководителей Евросоюза. Также в российской столице встретились представители официального Дамаска и сирийской оппозиции. Сеул и Токио обменялись претензиями по поводу принадлежности спорных островов, а VII саммит Америк показал, что страны латиноамериканского региона больше не хотят быть «задним двором» США.
Пока «минский процесс» продолжается (и в какой стадии он сейчас, скоро станет ясно), идти на односторонние действия и признавать Нагорный Карабах до проведения юридически обязывающего референдума означает нарушение «базовых принципов», ответственность за которое однозначно возложат на Ереван. Бенефициарием от этого вряд ли возможно стать, а реальное взаимодействие Армении и НКР от этого не станет более крепким и содержательным. Издержки же очевидны. Конечно, это дало бы дополнительные козыри Баку не только на поле боя, но и на переговорах.
В России традиционно принято говорить о неизменном характере российско-индийских отношений вне зависимости от того, кто находится у власти в «крупнейшей демократии мира». Однако Москве выгоден приход к власти именно правительства «Индийской народной партии».
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.