В Сочи с долгожданным и по-настоящему историческим визитом побывал премьер-министр Японии Синдзо Абэ. Основной темой переговоров стали, конечно, Курилы и мирный договор.
Китайский крен не нужен ни Москве, ни Токио
Этот визит готовился очень долго, и обе стороны придавали ему достаточно большое значение. России нужен прорыв в отношениях с Японией для того, чтобы каким-то образом уравновесить российско-китайские отношения, не превращать важный и нужный «поворот на Восток» в «китайский крен». Да, с точки зрения надежности японские партнеры уступают китайским (Токио слишком сильно зависит от позиции Вашингтона, и, как с сожалением отмечают японские дипломаты, они вынуждены учитывать мнение Соединенных Штатов в своей политике), однако Кремлю нужна диверсификация контактов на Дальнем Востоке. Нужны японские инвестиции и технологии для развития собственной экономики. Технологии, которых у Китая нет.
Собственно, Абэ привез все нужные предложения. Японский премьер представил план экономического сотрудничества, направленный развитие инновационных сфер в России и, в частности, на ее дальневосточных территориях. Документ предполагает строительство заводов по переработке сжиженного газа, аэропортов, морских портов, учреждений здравоохранения и других объектов инфраструктуры. Но у него было одно «но» - реализация этого плана привязана к прогрессу по территориальному вопросу. Под которым Япония подразумевает возвращение под свою юрисдикцию Южных Курил.
Москва на это условие не соглашается, и не только потому, что не хочет отдавать свои территории ради улучшения отношений с партнером, чей суверенитет в вопросе принятия решений ограничен.
В Кремле понимают, что на сегодняшний день нормализация отношений и мирный договор Японии нужен куда больше чем России.
«Для Японии очень важно иметь хорошие отношения с Россией, поскольку, с их точки зрения, это будет как-то балансировать отношения России с Китаем. Ведь российско-китайское сближение на антияпонской основе – это самое страшное, что может ожидать Япония. Для нее сейчас главное в регионе – это китайская проблема, и определенное сближение с Россией было бы показательно», - говорит заведующий кафедрой дипломатии в МГИМО, Чрезвычайный и полномочный посол Александр Панов.
Поговорили
Именно поэтому в последнее время Синдзо Абэ делал определенные шаги на пути сближения с Россией.
«Япония ввела весьма мягкие санкции по сравнению с другими западными странами. Спикер Госдумы Сергей Нарышкин ежегодно ездит в Японию, открывает фестивали культуры. Таким образом, Япония под руководством господина Абэ пытается что-то сделать для улучшения отношений», - продолжает Александр Панов.
И визит Синдзо Абэ в Россию должен был стать своего рода переводом отношений с Москвой на новый уровень - японские дипломаты не раз подчеркивали, что одним из необходимых предварительных условий при приезда премьера должно было стать достижение неких рамочных соглашений по территориальному вопросу. Премьер Абэ не мог приехать и уехать из России с пустыми руками.
Судя по всему, это рамочное соглашение было достигнуто, и премьер с президентом обсуждали его в Сочи в течение трех часов. Параметры этого компромисса, конечно, держатся в тайне, однако определенные намеки стороны дают.
«Мы будем вести переговоры с новым подходом, к которому до сих пор не прибегали», - заявил Абэ.
Возможно, речь идет о предоставлении Японии не территориальных прав на Курилы, а определенных экономических преференций.
«Премьер-министр Абэ сказал, что почувствовал, что может сделать прорыв в переговорах по мирному договору между Японией и Россией, которые находятся в стагнации», - заявил официальный представитель японского МИД Ясухиса Камавура.
По словам Сергея Лаврова, следующий раунд переговоров по вопросу подписания мирного договора состоится уже в июне, причем пройдет он на уровне замминистров иностранных дел. Судя по всему, переговоры возвращаются с политического на технический уровень.
Старые форматы, новые темы
В рамках интенсификации российско-японского диалога Путин и Абэ (которые, по понятным причинам, не могут встречаться регулярно) посчитали целесообразным восстановить и другой переговорный формат.
«Мы напомнили, что в свое время был создан формат «2+2»: министры иностранных дел и обороны России и Японии. Было отмечено, что это полезная структура, и было бы полезно как возобновить ее работу, так и в целом наращивать работу уже существующих механизмов», - отметил Сергей Лавров.
Если восстановление формата действительно произойдет, то это, безусловно, будет важным и нужным шагом, причем не только в рамках двусторонних отношений. Японские партнеры получат возможность напрямую доносить российским коллегам свою точку зрения по важнейшим вопросам, касающимся как безопасности в Восточной Азии, так и по различным аспектам российско-китайского сотрудничества, которые волнуют Японию. В свою очередь, российские коллеги смогут напрямую обсуждать с японскими визави другие вопросы, например относительно региональной системы ПРО, которую в Восточной Азии разворачивают американцы.
Поднимали стороны и киевскую тему.
«Японский премьер-министр интересовался ситуацией на Украине, на что президент Владимир Путин дал подробные разъяснения, подчеркнув, что выполнение Минских договоренностей сейчас упирается в неспособность украинского руководства выполнить свои обязательства по политическим аспектам Минских соглашений и Минского комплекса мер от 12 февраля прошлого года», - отметил Сергей Лавров.
И эта тема была отнюдь не пустой формальностью - для японцев выполнение Минских соглашений на Украине действительно имеет серьезное значение. И не потому, что они так уж сильно беспокоятся о судьбе Донбасса или Украины.
Они просто не хотят очередного обострения российско-западных отношений, после которого США потребуют от Токио снова впрыгнуть в их окоп.
Что, в свою очередь, не только приостановит процесс российско-японского сближения, но и еще раз продемонстрирует Кремлю зависимость Японии от позиции Соединенных Штатов.
Впервые опубликовано на сайте журнала "Эксперт"
В результате вместо делегирования суверенитета появляется феномен де-факто государственности, с которым в «материнских государствах» толком не знают, что делать. Пойти на «развод» нельзя в силу внутриполитических ограничителей, но и вернуть невозможно в силу отсутствие интеграционного потенциала. Ведь в случае с Грузией и Абхазией пришлось бы говорить не столько о «восстановлении юрисдикции» Тбилиси, сколько об ее «установлении». Но для такого установления нет ни внешних ресурсов, ни рычагов влияния внутри абхазского общества, то есть цели для «примирения и гражданского равноправия».
Из Москвы украинская политика казалась идентичной российской — сильная центральная власть, эффективная консолидация и распределение ресурсов центром, развитый административный аппарат и главное — консенсус элит и общества по вопросу о национальных интересах. На Украине когда-то имелись предпосылки к тому, чтобы сложилась сильная центральная власть — наподобие российской, белорусской или казахстанской. Однако в отличие от России, Белоруссии или Казахстана на Украине эти предпосылки не дали такого же результата.
В июне 2013 года к власти в Египте пришли военные. В результате ожесточенной борьбы с представителями и сторонниками движения “Братьев мусульман” им удалось укрепить свое влияние и стабилизировать внутриполитическую ситуацию в стране. Однако положение в Египте далеко от устойчивого.
На прошедшей неделе в центре внимания были активизация военной операции России против ИГИЛ, перенос местных выборов в ДНР и ЛНР, а также ухудшение отношений между Москвой и Анкарой.