Арег Галстян
Как и в период правления Билла Клинтона, Джон Подеста пролоббировал назначение на ответственные посты в администрации Обамы двух политических тяжеловесов - госсекретаря Джона Керри и министра обороны Чака Хейгела. В совокупности это укрепляет влияние Подеста на внешнеполитические решения в США.
ПРЕМИУМ
30 июля 2014 | 17:04

Влияние лоббистов Подеста на внешнюю политику США

С момента принятия Конгрессом в 1946 году «Закона о регулировании лоббистской деятельности» лидеры Белого Дома назначали в свою администрацию чиновников, имеющих тесные контакты с различными политическими и экономическими организациями. До 1970-х функция большинства таких чиновников сводилась к выстраиванию диалога между лоббистами и исполнительной властью. При этом, как правило, политик-лоббист получал доступ к Овальному кабинету через советников президента и вице-президента. Но уже в администрации президента Рональда Рейгана лоббисты назначались на высокие посты и получили прямой доступ к главе государства.

После распада СССР фактор лоббизма стал одним из ключевых в принятии политических решений не только в стенах Конгресса, но и в Белом Доме.

Развитие международных кризисов на Ближнем Востоке и Украине требуют анализа вклада лоббистов в процесс принятия администрацией Обамы политических решений. 

Барак Обама еще в период своего сенаторства был противником лоббизма, который, по его мнению, заставлял Конгресс принимать неправильные решения. Сенатор Обама был единственным афроамериканцем в Конгрессе, который не состоял даже в «черной группе» (Congressional Black Caucus). На протяжении своей карьеры законодателя сенатор Барак Обама последовательно поддерживал лишь инициативы, связанные с американо-польскими отношениями. Сам Обама отрицал то, что является лоббистом Американо-Польского Конгресса, поясняя, что он не может игнорировать требования многочисленной польской диаспоры, компактно проживающей в его родном штате Иллинойс. С другой стороны, карьера Обамы вряд ли сложилась бы столь успешно, если бы не поддержка влиятельных лоббистских групп. Став президентом, он назначил своим главным советником Джона Подеста – американского суперлоббиста, основателя корпорации «Podesta Group», которую ныне возглавляет его брат Тони Подеста.   

Джона Подеста можно назвать «серым кардиналом» Демократической партии. Так, он долгое время занимал пост руководителя президентского аппарата Билла Клинтона.

Подеста активно лоббировал интересы отдельных европейских политических элит, заинтересованных во вмешательстве США и НАТО в Югославский конфликт.

Особенно тесные отношения сложились у Подеста с вице-президентом Альбертом Гором, спикером Палаты представителей Джоном Хастертом и главой ЦРУ Джорджем Тенетом. Более того, назначение этнического грека Тенета было также пролоббировано Джоном Подеста, также имеющего греческие корни по материнской линии. Именно Тенет, наряду с Уильямом Коэном, активно призывал Клинтона к военному вмешательству в Югославию. Так, в 2000 году «The Washington Post» отмечал, что конфликт Клинтона и Подеста имел место после того, как президент узнал о «закулисных делах» главы своего аппарата. В 2003 году Подеста основал Центр американского прогресса (Center for American Progress), который сегодня считается одним из самых авторитетных внешнеполитических мозговых центров страны.    

Подеста познакомился с Обамой еще в период, когда последний был членом Сената штата Иллинойс. В тот период корпорация «Podesta Group» активно сотрудничала с фирмой «Davis Miner Barnhill & Galland», которую возглавляли бизнесмены Тони Резко и Фатин Аттаси, чей фонд финансировал избирательную кампанию молодого демократа Обамы в Конгресс. По данным «The Lobby Watch», лоббисты из «Podesta Group» также включились в кампанию Обамы и оказали ему существенную политическую и финансовую помощь. Так, во время праймериз, главный конкурент Обамы - Хиллари Клинтон - обвиняла своего однопартийца в том, что тот не только получает деньги на избирательную кампанию от Тони Резко и Джона Подеста, но и благодаря связям последнего пользуется поддержкой влиятельных бизнес элит Америки. Подобные обвинения в адрес Обамы звучали также из уст ряда конгрессменов – республиканцев, в частности от его конкурента Джона Маккейна и известного консерватора Рона Пола. В тот период американские СМИ отмечали, что именно Подеста повлиял на Эдварда Кеннеди и Джона Керри, которые изначально выразили свою поддержку Хиллари Клинтон.     

Так, после победы на выборах, семья Подеста нашла в лице Барака Обамы самого влиятельного политического союзника.

При этом во время второго срока Джон Подеста пролоббировал выдвижение на посты Государственного секретаря и Министра обороны – Джона Керри и Чака Хейгела.

С Джоном Керри обстоятельства сложились как нельзя лучше. Хиллари Клинтон покинула свой пост и начала подготовку к президентским выборам 2016 года, что упростило Джону Подеста процесс лоббирования кандидатуры Керри. При этом относительно этой кандидатуры между членами администрации не было особых противоречий. С большими трудностями тогда столкнулся претендент на должность главы Пентагона – Хейгел. «Podesta Group» выделила $1 млн. на создание  положительного образа сенатора Хейгела для назначения на пост Министра обороны. Благодаря возможностям своего основателя Podesta также предоставляет ряд услуг в сфере связей с общественностью от имени надпартийной организации «Bipartisan Group», состоящей из бывших сотрудников службы национальной безопасности, которые поддержали Хейгела после того, как про-израильское лобби организовало широкую кампанию против его назначения.  

В 2000 году Чак Хейгел был одним из четырёх сенаторов, отказавшихся подписать декларацию о полной поддержке Израиля в начавшейся второй интифаде.

В 2001 году он в числе 11 сенаторов отказался подписать обращение к президенту Бушу с требованием не встречаться с Ясером Арафатом до полного прекращения атак на Израиль. «Израильский народ должен быть свободным, чтобы жить в мире и безопасности. Но и палестинский народ должен иметь такое же право жить в мире в Палестине с Восточным Иерусалимом в качестве его столицы, и с той же надеждой на благополучное будущее», — не раз заявлял Хейгел. Группа по израильским делам Конгресса добилась поддержки армянского лобби, которая также начала кампанию против назначения Хейгела. Но даже объединение двух крупнейших и наиболее влиятельных этно-лоббистских групп и применение тактики «филибастерства» (тактика парламентского меньшинства для искусственного затягивания назначения с использованием фактора ограниченного времени) не помешали «Podesta Group» добиться своей цели. 

Джон Подеста, как и в период правления Клинтона, получил в администрации двух политических тяжеловесов вкупе с определенным влиянием на президента и вице-президента.

Сегодня влияние «Podesta Group» на принятие политических решений в США настолько существенно, что ее услугами пользуются лидеры различных стран мира и президенты ведущих транснациональных корпораций. Так, среди клиентов Podesta значатся бывшие и сегодняшние представители политических элит Грузии (Михаил Саакашвили, Бидзина Иванишвили, Ираклий Аласания), Украины (Виктор Ющенко, Юлия Тимошенко, Виктор Янукович), Азербайджана, Казахстана, Туркменистана, Японии, ряда стран Европы, Латинской Америки и Ближнего Востока. 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

25 апреля 2018 | 10:41

Уход Саргсяна как победа политического истеблишмента Армении

Уйдя в отставку, Серж Саргсян вернул политический кризис в Армении в русло конституционных процедур. Это усиливает правящие круги Армении и ослабляет оппозицию. Игра вернулась на то поле, где сильнее государственная бюрократия и связанные с ней элитные группы. Уличные протесты после отставки Саргсяна утратили свой напор и не могут служить средством давления на правительство.

16 мая 2016 | 21:00

Выгоды Москвы от агрессивной политики НАТО в Европе

Соединенные Штаты используют углубление военной инфраструктуры НАТО в Европе для усиления контроля за европейскими государствами. Через институты НАТО Вашингтон получает серьезные рычаги влияния на весь процесс принятия стратегических внешнеполитических решений не только в странах-членах Альянса, но и в государствах, претендующих на это членство.

24 марта 2015 | 13:00

Великий уравнитель: Сергей Лавров как внешнеполитический ресурс

Внешнеполитические ресурсы России всегда были скромнее ее реального международного положения. Так сложилось потому, что российская внешняя политика опирается не только и не столько на материальные ресурсы, сколько на нематериальные активы — обширную регионоведческую экспертизу, большой опыт конфликтов и компромиссов, накопленный в международном сообществе авторитет.

11 ноября 2014 | 15:57

Бесперспективность санкций в борьбе с исламистским терроризмом

Попытки США стабилизировать ситуацию на Ближнем Востоке и в Северной Африке – и военным и мирным способами – пока доказывают свою неэффективность, а экстремистский исламизм во многом задает тон региональной политике.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова