Михаил Харитонов
Улучшению ситуации в регионе и взаимопониманию Москвы и Стокгольма также не способствует шведская подозрительность к своему восточному соседу. В шведских СМИ недоброжелатели по-прежнему продолжают разыгрывать антироссийскую карту, раздувать несуществующую угрозу с Востока и «фиксировать» случаи вторжения в воздушное пространство восточных самолетов.
ПРЕМИУМ
30 октября 2014 | 08:37

Влияние парламентских выборов в Швеции на российско-шведские отношения

В середине сентября 2014 года в Швеции состоялись парламентские выборы, по итогам которых к власти пришел двухпартийный альянс, состоящий из Социал-демократической и Экологической партий, более  известный избирателям как «красно-зеленый блок». Поражение потерпела четырехпартийная буржуазная коалиция, определявшая внутреннюю и внешнюю политику Швеции на протяжении восьми лет с 2006 года.   

Разворот в сторону «красно-зеленого» союза, лидером которой является Социал-демократическая партия, свидетельствует, что избиратели устали от проводимой правоцентристской правительством политики, постепенно уводившей Швецию от той социально-экономической модели развития, которая долгие годы гарантировала стране процветание. Перевод развития североевропейской страны при буржуазном руководстве страны на либерально-демократические принципы не обеспечил экономический рост. Несмотря на стремительный рывок после кризиса 2008 года, который вывел Швецию в число лидеров ЕС, показатели экономики в целом были скромнее, чем накануне начала глобального экономического спада. Помимо этого, в стране оставались нерешенными другие актуальные вопросы, связанные в первую очередь с предоставлением социальных гарантий наиболее уязвимым категориям граждан. В образовании и здравоохранении за восемь лет серьезно увеличили свою долю частные компании, что негативно повлияло на качество предоставляемых услуг.       

Не в последнюю очередь провал буржуазной коалиции был предрешен  миграционной политикой, которая в силу ее несовершенства, привела к тому, что сейчас в стране около 15% населения составляют граждане, родившиеся за рубежом.

Логическим следствием слабого внимания со стороны правительства к  миграционному вопросу стало резкое увеличение роста популярности националистической партии «Шведские демократы». Начиная с 2010 года, когда партия впервые прошла в парламент, она заметно улучшила свои позиции. По итогам недавних выборов шведские демократы получили в риксдаге 49 мест (против 29 мест в 2006 году). Этот факт повышает их роль в политической жизни страны и заставляет представителей других партий договариваться с ними.

Примечательно, что электорат шведских демократов стал более разнородным: если раньше он состоял исключительно из молодежи, то теперь за эту партию отдают голоса люди разных возрастных категорий, в том числе пенсионеры. Любопытна и география избирателей. Исследование, проведенное после выборов, четко указывает, что большое количество голосов за националистов были отданы в южных регионах Швеции, в которых доля мигрантов значительно превышает этот показатель в других регионах страны. Важно заметить, что под мигрантами подразумеваются в основном представители исламских стран Ближнего Востока. Для «белых» мигрантов, вернее для их детей, родившихся в Швеции и воспринявших ее традиционные ценности, двери для сотрудничества со шведскими демократами открыты. Это наглядно подтверждается тем обстоятельством, что 21-летний сторонник шведских демократов из города Гётеборга Денис Дюкарев, русский по происхождению, стал самым молодым депутатом в парламенте нового созыва.       

Успех красно-зеленого блока на выборах также стал возможен благодаря поддержке Левой партии (бывшей коммунистической). Но несмотря на это обстоятельство, председатель Социал-демократической партии Стефан Лёвен, ставший вторым лицом в государстве, отказался предоставлять ей места в новом кабинете. Как отмечает шведский политолог из Стокгольмского университета Енни Мадестам, такое ограниченное сотрудничество социал-демократов с Левой партией имеет давние традиции, так как ее присутствие в правительстве для социал-демократических сил крайне нежелательно. Но в свете предстоящего голосования в риксдаге проекта бюджета на 2015 г. Стефан Лёвен был вынужден пойти на компромисс с Левой партией, удовлетворив их главное требование - прибыль частных компаний в образовании и здравоохранении отныне будут  оставаться в этих же секторах экономики. В противном случае, нежелание договариваться с Левой партией могло бы обернуться роспуском нового правительства и отставкой его председателя.    

Первым значимым документом, обнародованным Стефаном Лёвеном на своем посту, является ежегодная Правительственная декларация, представляющая собой план действий правительства на предстоящий год в области внутренней и внешней политики.  

Применительно к внутриполитической жизни страны декларация содержит принципиальные важные положения, направленные на  усиление роли государства в обеспечении высокого уровня жизни населения через пересмотр системы образования и здравоохранения, сокращение безработицы, в особенности среди молодежи, увеличение зарплат и строительство более 250 000 единиц жилья к 2020 году.    

Другим ключевым вопросом внутренней политики Швеции является защита окружающей среды. В документе отмечается, что вследствие ухудшения экологической ситуации в мире биоразнообразие испытывает серьезные вызовы, связанные с вымиранием многих видов растений и животных. В этой связи правительство планирует полностью отказаться от АЭС и перейти на возобновляемые источники энергии.

Говоря о влиянии Декларации на внешнюю политику необходимо отметить, что она подтвердила внешнеполитическую преемственность на кратко- и среднесрочную перспективу. Об отсутствии намерений кардинально менять внешнеполитический курс заявила накануне недавней встречи глав МИД ЕС и новый глава шведского внешнеполитического ведомства Маргот Вальстрём, отметив, что в отношениях в треугольнике Швеция – ЕС – Россия сохранится статус-кво.  

Что касается военного измерения внешней политики, то благодаря принятию Декларации правительство посылает четкий сигнал своим партнерам относительно своего отказа вступать в НАТО. Тем самым закрываются продолжительные дебаты между сторонниками и противниками интеграции в североатлантический альянс. Тем не менее, Швеция продолжает интенсивно развивать отношения с НАТО. Она активно участвует в военных операциях альянса далеко за пределами зоны его  ответственности, в частности на Ближнем Востоке. С 2010 года между Стокгольмом и альянсом действует соглашение «Заявление о солидарности», накладывающее на стороны взаимные обязательства по оказанию военной помощи в случае внешней агрессии. После саммита НАТО в Уэльсе в сентябре 2014 года Швеция серьезно рассматривает возможность предоставления своей территории и инфраструктуры для натовских Сил быстрого реагирования.

Планы по сотрудничеству Швеции с НАТО вызывает озабоченность среди правящей российской элиты. Улучшению ситуации в регионе и взаимопониманию Москвы и Стокгольма также не способствует шведская подозрительность к своему восточному соседу. В шведских СМИ недоброжелатели по-прежнему продолжают разыгрывать антироссийскую карту, раздувать несуществующую угрозу с Востока и «фиксировать» случаи вторжения в воздушное пространство восточных самолетов. Именно под этим предлогом правительство Швеции 23 октября 2013 года заявило об отказе продлевать совместный с Россией план действий по развитию партнерства между вооруженными силами двух стран.    

Можно констатировать, что после смены шведского политического истеблишмента в сентябре 2014 года, принятия Правительственной декларации, в которой России отводится роль агрессора, и в условиях неугасающей антироссийской риторики российско-шведские отношения продолжат развиваться по заданной предыдущим проамериканским правительством траектории. Единственное, что на данном этапе может и должна сделать Россия для улучшения отношений со своим северным соседом, – это не поддаваться на провокации и продолжать сотрудничество в тех областях, которые составляют интерес для Москвы.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

3 апреля 2014 | 15:38

Пружины внутренней политики Южной Осетии

Коллегия Счетной палаты впервые с начала финансирования Россией программы восстановления социально-экономической инфраструктуры Южной Осетии констатировала отсутствие фактов нецелевого расходования средств в 2013 году.

20 марта 2014 | 17:56

Энергетическая стратегия ЕС до 2030 года

В январе 2014 года Европейская комиссия опубликовала программу стратегии ЕС в области энергетики и борьбы с изменением климата до 2030 года. Основной вопрос, который предстоит решить Еврокомиссии - кто будет регулировать энергетическую политику стран-членов.  

29 января 2015 | 10:23

Кандидаты республиканцев на президентских выборах 2016: Марко Рубио

Марко Рубио долгое время поддерживал тесные контакты с чайной партией, с лидерами которой у Бейнера открытый конфликт. Когда сенатор Боб Коркер привлек его в комитет по международным делам, Рубио постепенно начал сжигать мосты с чайной партией и придерживаться общей линии Республиканцев. Его активность, молодость и политическая хватка все же заставили Бейнера сказать, что «Рубио – выдающийся политик, стремящийся изменить Америку к лучшему».

7 июля 2014 | 19:28

Истоки возвышения Исламского государства Ирака и Леванта на Ближнем Востоке

ИГИЛ является порождением не столько «Арабской весны», сколько ситуации, возникшей в результате недальновидной политики США и ряда региональных игроков в Сирии. Эта организация действует независимо и последствия ее действий в Сирии и Ираке коснутся всего региона.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
17 декабря 2014 | 20:00
5 декабря 2014 | 17:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова