После ухода в отставку премьер-министра Андруса Ансипа в марте 2014 года в Эстонии было сформировано новое правительство. Праволиберальная Партия реформ – ведущая политическая сила страны – использовала возможность разорвать альянс с теряющей популярность националистической партией «Союз Отечества и Республика», и вступила в союз с Социал-демократами.
Вновь созданное правительство стало техническим - в 2015 в стране состоятся парламентские выборы в результате которых состав министров сменится еще раз. Реформистская партия предпочла не рисковать ключевыми фигурам. Ведущий реформист Сийм Каллас, которому прочили премьерское кресло, не пожелал покидать должность Еврокомиссара и отказался возглавить кабинет. Поэтому пост главы правительства достался 34-летнему министру социальных дел реформисту Таави Рыйвасу.
Коалиционный договор Реформистов с Социал-демократами вносит незначительные поправки в курс прежнего правительства и включает ряд популистских положений социал-демократов. Тем самым последние стремятся подготовить свой успех на майских выборах в Европарламент и выборах в Государственное собрание Эстонии в 2015 году.
В 2016 году в Эстонии состоятся президентские выборы. На борьбу за должность главы государства нацелен Сийм Каллас, который отказом от премьерского кресла дал понять, что позиционирует себя выше межпартийной борьбы.
На формулирование внутри- и внешнеполитической стратегии нового правительства существенное влияние оказала ситуация вокруг Украины. Приоритетами Эстонии в сфере безопасности остались получение максимальной защиты со стороны НАТО и повышение обороноспособности государства.
После присоединения Крыма к России дискуссия о реализации Москвой «крымского сценария» на русскоязычном востоке Эстонии перешла из разряда спекуляций в плоскость практической политики. Правительству было поручено начать переговоры о покупке 44 боевых машин пехоты CV9035NL у Швеции и пересмотреть планы самообороны. Однако просьба о размещении в Нарве сил НАТО не нашла поддержки альянса. В Брюсселе по-прежнему отрицают наличие непосредственной угрозы безопасности Эстонии. Тем не менее, НАТО осуществила ряд военных маневров - усилила воздушное патрулирование над Прибалтикой, разместила четыре истребителя на авиабазе «Эмари» в Эстонии, направила группу кораблей в Балтийское море и решила принять участие в ежегодных учениях «Весенний шторм» в мае 2014 года. В Таллине эти меры считают недостаточными и добиваются постоянного присутствия сил НАТО в регионе.
Эстония нацелена на укрепление общей внешней политики ЕС, развитие «Восточного партнерства» и подписание договора об ассоциации с Украиной, Грузией, Азербайджаном и Молдавией. Для донесения этой позиции Таллин активно использует дискуссионные площадки Балтии и Северных стран. Коалиция поддерживает скорейшую ратификацию договора о границе с Россией, полагая, что разрешение территориальных вопросов сужает правовое пространство для спекуляций со стороны Москвы. В списке угроз безопасности Эстонии Россия осталась на первом месте, но Таллин дозирует критику в отношении Кремля, соблюдая баланс между стремлением доказать лояльность ЕС и НАТО и нежеланием провоцировать Москву.
С учетом прогнозируемого роста экономики Эстонии на уровне около 1% связи с Россией, особенно в сфере транзитных перевозок и туризма, имеют для Эстонии высокое значение. Россия является 3-м по обороту партнером ЭР по экспорту и 7-м по импорту. Вместе с тем Таллин последовательно поддерживает экономические санкции в отношении Кремля и готов мириться с возможными издержками. По расчетам экономистов, в случае ответных санкций Эстония может потерять до 3% ВВП, или 500 млн. евро.
Эстония проявляет интерес к укреплению торговых связей с Казахстаном и Узбекистаном, предлагая сотрудничество в освоении технологий переработки сланцев. Новая коалиция продолжит курс на снижение потребления российских энергоносителей и надеется в 2014 г. начать строительство газопровода «BalticConnector» между Эстонией и Финляндией и приступить к сооружению терминала СПГ. Таллин также призывает форсировать реализацию третьего энергопакета ЕС для ограничения свободы действий «Газпрома» в Европе.
Эстонское правительство не планирует менять основы политики в сфере гражданства. Однако с подачи социал-демократов Таллин предлагает автоматически давать гражданство Эстонии детям владельцев «серых паспортов», которых в стране насчитывается около 90 тысяч. Будет продолжен курс на полный перевод образования на эстонский язык, проводимый в русле ассимиляции русскоязычного населения. Эстонские власти в лице Полиции безопасности (контрразведки) напрямую связывают российскую политику поддержки соотечественников с событиями в Крыму и расценивают ее как ключевую угрозу конституционному порядку. Очередной ежегодник ведомства ассоциирует почти всех лидеров русскоязычного движения ЭР с «операциями влияния» Москвы.
Состав правящей коалиции, скорее всего, не изменится после парламентских выборов 2015 года, и преимущество останется за реформистами. Эстония продолжит выступать с острой критикой России, рассчитывая на заинтересованное участие в своей судьбе со стороны Брюсселя и Вашингтона. Накал антироссийской риторики Таллина может снизиться только после примирительных сигналов из стран “старой Европы”. Стабилизирующим фактором российско-эстонских отношений является подписание договора о границе. Двустороннее взаимодействие на ближайший период будет сводиться к минимизации ущерба.
Несмотря на то, что никто в серьез не рассматривает перспективу вступления республики в Альянс, возможность создания западных баз и военных объектов на суверенной территории – вполне реальна. А это существенно накаляет ситуацию в регионе и провоцирует рост военных расходов, равно обременительный для всех стран в период международных экономических сложностей.
25 лет назад прекратил свое существование СССР. На политической карте мира появилось 15 новых государств, которые начали выстраивать свой путь в национальном строительстве и международной легитимации. Этот процесс зачастую протекал неравномерно и сопровождался болезненными трансформациями.
Начало подготовки американскими военными украинской армии вызвали в очередной раз противоречивую реакцию, как внутри страны, так и за рубежом. С началом председательства США в Арктическом Совете регион рискует стать новой сферой нагнетания противоречий между Вашингтоном и Москвой. И в то время, как переговоры по ТТИП продолжают сталкиваться с непониманием со стороны Демократической партии, определенные подвижки наметились на направлении реализации проекта ТТП.
Новый виток эскалации напряженности на Корейском полуострове заставил США ускорить размещение систем ПРО в Южной Корее. Администрация американского президента, проведя работу над ошибками, опубликовала новый миграционный указ. Публикация «Викиликс» документов ЦРУ стала третьим громким скандалом в разведсообществе США за последнее время.