Даниил Зубов
Наименее подготовленным к обострению афганского кризиса выглядит Таджикистан. Несмотря на недавние заявления министра обороны республики Шерали Хайруллоева о высоком уровне оснащенности и боеготовности вооруженных сил, их состояние неудовлетворительно.
ПРЕМИУМ
12 апреля 2014 | 21:42

Вооруженные силы Таджикистана: оценка боеспособности

В 2014 году войска НАТО начинают покидать Афганистан. До сих пор Международные силы содействия безопасности были главным залогом относительной стабильности во взрывоопасном регионе. С их уходом ситуация в Центральной Азии грозит серьезно обострится. Особую опасность дестабилизация представляет для пограничных с Афганистаном Узбекистана, Туркменистана и Таджикистана. Здесь ожидают всплеск радикального исламизма, что повлечет за собой угрозу сохранению власти в руках нынешних руководителей.

Наименее подготовленным к обострению афганского кризиса выглядит Таджикистан. Несмотря на недавние заявления министра обороны республики Шерали Хайруллоева о высоком уровне оснащенности и боеготовности вооруженных сил, их состояние неудовлетворительно. Армия Таджикистана является одной из наиболее слабых в регионе. На вооружении находится устаревшая техника советского образца, практически отсутствует материально-техническая база, ощущается нехватка профессиональных военных кадров.

После распада СССР Таджикистану повезло меньше других: на его территории практически не было частей Советской армии и республика ничего не получила в качестве военного наследия. 201-я Гатчинская мотострелковая дивизия, дислоцированная в Душанбе, была взята под контроль Министерством обороны России, а ее командование перенесено в Москву. На территории Таджикистана, где началась гражданская война, долгое время присутствовали миротворческие силы СНГ. В 1990-е годы таджикская армия больше походила на незаконные вооруженные формирования, чем на регулярные вооруженные силы. Имели место силовое противоборство между частями, массовое дезертирство и отсутствие воинской дисциплины. Попытки руководства страны сделать армию управляемой и навести в ней порядок, не приносили ожидаемого результата. В итоге, к моменту нарастания напряженности в Центрально-азиатском регионе вооруженные силы Таджикистана оказались не способными выполнять свои прямые задачи по обеспечению безопасности государства.

Вооруженные силы республики Таджикистан состоят из сухопутных войск (2 моторизованных и одна артиллерийская бригада), военно-воздушных сил и частей противовоздушной обороны (вертолетная эскадрилья, радиотехнический и зенитный полки) и мобильных войск. Последние являются наиболее боеспособными. В их составе одна десантно-штурмовая бригада, отдельная мотострелковая бригада быстрого реагирования. Три батальона Мобильных войск состоят в Коллективных силах быстрого развертывания (КСБР) ОДКБ. На вооружении таджикской армии чуть более 80 единиц бронетехники, 12 реактивных систем залпового огня (РЗСО), 27 орудий и минометов, около 600 зенитных ракетных комплексов разных конструкций и 21 вертолет.

Ежегодно в армию призывается около 16 000 военнослужащих на срок службы в два года. Закон «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» в Таджикистане не соблюдается. Опасаясь дедовщины, процветающей в армии, таджикская молодежь старается избежать призыва. По некоторым данным, оборот взяток приносит сотрудникам Минобороны более миллиона долларов в год. Таким образом, на воинскую службу призываются наименее обеспеченные слои населения. Материальное и санитарное состояние воинских частей удручающее. Часто солдаты живут в неотапливаемых бараках, испытывают недостаток в продуктах питания, подвержены болезням. Комплект обмундирования выдается один раз, и когда он изнашивается обладатель должен самостоятельно платить за новый. Из-за нехватки денег, военные иногда вынуждены выполнять работы в домах местного населения за символическую плату. Безденежье в пограничных войсках приводит к потворствованию наркотрафику.  

Воинская подготовка офицеров осуществляется в двух военно-учебных заведениях Таджикистана – Военном институте и военном лицее при Министерстве обороны. Уровень образования там низкий и поэтому офицеры проходят обучение в военных заведениях Казахстана и России, а также в учебном центре Вооруженных сил США в Турсунзаде в 45-км от столицы Душанбе.

Главным фактором стабильности в республике остается 201-я российская военная база, сформированная в 2004 году на основе 201-й дважды Краснознаменной Гатчинской мотострелковой дивизии. Контингент Вооруженных сил России в Таджикистане является самым многочисленным за пределами страны. В 2013 году между Россией и Таджикистаном были достигнуты договоренности о продлении пребывания российских военных в республике до 2042 года. Кроме наличия хорошо оснащенной военной базы вблизи афганской границы Таджикистан получил скидку на российское вооружение, а командный состав может проходить обучение в военных образовательных учреждениях России. Части 201-й базы развернуты в трех городах Таджикистана: Душанбе, Кулябе и Курган-Тюбе. Численность личного состава – 7500 тысяч военнослужащих. В составе базы мотострелковые, танковые части, роты снайперов и связи, инженерные подразделения, зенитно-ракетный дивизион, дивизионы самоходной артиллерии.

Кроме того, в Нуреке располагается оптико-электронный комплекс «Окно» системы контроля космического пространства (СККП), который подчиняется командованию войск Воздушно-космической обороны Вооруженных сил РФ.

Москва берет на себя большую ответственность за стабильность и поддержание мира в Таджикистане. Эксцессы в относительной близости к границам России - рост исламизма, появление террористических группировок или крушение режимов в постсоветских республиках - способны нанести урон национальной безопасности и интересам России. Задачей Москвы также является модернизация Вооруженных сил Таджикистана, повышение их способности противостоять военным угрозам после вывода сил западной коалиции из Афганистана. До 2025 года Россия обещала инвестировать в модернизацию таджикской армии около 200 млн. долларов. По словам Министра обороны РФ Сергея Шойгу программа модернизации таджикской армии рассчитана на три этапа - первый пройдет с 2013 по 2015 год, остальные займут по пять лет до 2025 года.

Укреплению афгано-таджикской границы со стороны Афганистана с 2005 года содействуют США. Возвращение в Таджикистан российских пограничников, которые несли здесь службу до 2005 года, пока не предусматривается. Кроме афганской проблемы в Таджикистане существуют и внутренние нерешенные вопросы. В Горном Бадахшане сильна таджикская оппозиция и радикальные исламисты. Всплеск радикальных настроений возможен во всем регионе Центральной Азии после вывода контингента МССБ из Афганистана. Это побуждает Душанбе к усилению сотрудничества с Россией и странами ОДКБ.  

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

13 апреля 2018 | 08:16

Дайджест внешней политики США (6-12 апреля)

Призывы «либеральной общественности» нанести удар по Сирии встретили отпор со стороны консервативных СМИ. Майк Помпео обнадежил законодателей обещаниями повернуть вспять реформу министерства, заняться «распространением демократии», а также противостоять России «на всех направлениях». Решение спикера Палаты представителей о завершении своей политической карьеры продолжило «массовое бегство» представителей республиканского истеблишмента.

10 августа 2015 | 20:54

Атомная бомбардировка 1945 года и причины капитуляции Японии

Долгие годы нанесение ядерных ударов по японским городам Хиросима и Нагасаки оправдывалось стремлением скорее покончить с войной. Широко распространено мнение, что именно они заставили Японию вскоре объявить о готовности капитулировать. Особые гуманисты в этой связи даже говорят о том, что продолжение противостояния традиционными методами не имело бы присущего применению ядерного оружия шокового эффекта и, таким образом, жертв «обычной» войны могло бы быть намного больше. Если это так, то аналогичным образом можно оправдать и новые ядерные удары.

26 декабря 2014 | 16:07

В преддверии необъявленных президентских выборов в Италии

Ждать от грядущих президентских выборов сенсаций вряд ли стоит. Скорее это будет некоей лакмусовой бумажкой для определения способности Ренци и Берлускони договариваться на ранних стадиях, не доводя дело до политического кризиса.

21 октября 2016 | 16:45

Медленный прогресс урегулирования конфликта на Донбассе

Несмотря на все имеющиеся трудности и противоречия, Минские соглашения приводят к определенным подвижкам в процессе урегулирования конфликта на востоке Украины. Будущая "Дорожная карта" может стать важным этапом в нормализации мирной жизни на Донбассе. Однако для её разработки и реализации потребуется согласованная работа всех стран "Нормандской четверки".

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
20 февраля 2015 | 15:00
23 декабря 2014 | 09:00
17 марта 2014 | 19:00
2 апреля 2014 | 01:00
2 апреля 2014 | 01:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова