Сергей Маркедонов
Артем Соколов
7 ноября представитель Народной партии Южной Осетии Таира Гаглоева заявила о том, что бывший президент республики Эдуард Кокойты планирует принять участие в президентских выборах в апреле 2017 года. Заявлений от бывшего югоосетинского лидера пока не поступало. Новый президентский срок Кокойты представляется неуместным анахронизмом в условиях, когда перед республикой стоят задачи по формированию новой парадигмы позитивного развития.
ПРЕМИУМ
17 ноября 2016 | 19:12

Возвращение Эдуарда Кокойты несвоевременно для Южной Осетии

7 ноября представитель Народной партии Южной Осетии Таира Гаглоева заявила о том, что бывший президент республики Эдуард Кокойты планирует принять участие в президентских выборах в апреле 2017 года. Заявлений, подтверждающих или опровергающих данную информацию, от самого Кокойты пока не поступало. Эксперты оценивают электоральные перспективы вероятного кандидата от 12-15% голосов до гарантированного второго тура вместе со спикером парламента Анатолием Бибиловым.

Впрочем, для возвращения Эдуарда Кокойты на президентское кресло остается ряд существенных препятствий. Во-первых, речь идет о «цензе оседлости». На данный момент господин Кокойты проживает на территории России, что формально не дает ему права баллотироваться на президентский пост. За принятие соответствующего закона в свое время активно выступал он сам, и юридическая непоследовательность со стороны бывшего югоосетинского лидера неизбежно вызовет массу неудобных вопросов.

Другой проблемой является отсутствие поддержки Кокойты со стороны Москвы. Бывший югоосетинский лидер прочно ассоциируется у российского руководства с многочисленными проблемами в ходе восстановления республики. Впрочем, наличие у кандидата покровителей в Кремле не определяет его автоматически в фавориты гонки. Так, аналитик агентства «Внешняя политика» Сергей Маркедонов выступает против переоценки российского фактора в политических реалиях Южной Осетии:

 «Данный вывод принижает самостоятельное значение югоосетинской внутриполитической повестки. Между тем, кандидаты, не имевшие поддержки Москвы, не раз преподносили политические сюрпризы. Так было с тем же Кокойты в 2001 году, и с Аллой Джиоевой в 2011 году. И хотя главная возмутительница спокойствия кампании-2011 так и не стала в итоге президентом, ее неожиданный успех был крайне важным. И не только потому, что ускорил отставку Кокойты. Он показал, что критика действующей власти вовсе не обязательно означает отказ от пророссийского выбора (а именно эту идею весьма активно продвигала команда Кокойты и ее московские кураторы)».

С точки зрения внутренней югоосетинской повестки, фигура Кокойты представляется до известной степени анахронизмом. Пик его популярности пришелся на эскалацию конфликта с Тбилиси и войну 2008 года. Президент военного времени оказался неактуален в новых условиях, когда молодое частично признанное государство получило надежную защиту со стороны армии России. Кокойты не смог проводить эффективную политику по восстановлению республики и потерял на этом политические очки. Теперь, когда процесс восстановления Южной Осетии в целом завершен, его возвращение выглядит еще более несвоевременным. По мнению Сергея Маркедонова:

«Проблемы Южной Осетии требуют системного решения. Они не могут бесконечно оставаться пиар-продуктами, а также обсуждаться почти исключительно в формате «примут - не примут в Россию». Югоосетинский проект мог бы превратиться в пример эффективности пророссийского выбора на постсоветском пространстве. Однако и сегодня, через 8 лет после событий «горячего августа» он таковым не стал, в том числе и благодаря той модели отношений между республикой и РФ, которая начала складываться при Кокойты, но, по сути, не сильно поменялась с его уходом».

Кокойты не является политиком, способным предложить южноосетинскому обществу новую конструктивную повестку и парадигму позитивного развития. Его президентство отметилось большими проблемами в вопросах освоения денежных средств из России, поступавших на восстановление республики, и едва ли вновь будет способно отвечать на новые вызовы. Кроме того, само участие в предвыборной гонке такого неоднозначного политика может внести в её ход, на данный момент относительно спокойный, элементы нестабильности.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

18 марта 2016 | 22:24

Дайджест внешней политики США за неделю (11-17 марта)

Главным объектом спекуляций и обсуждений медийных и экспертных кругов США на прошедшей неделе стало сообщение о выводе части российских сил из Сирии. Не меньше внимания привлекли к себе непоследовательные высказывания Госдепартамента в отношении проведенных в Иране испытаний баллистических ракет. В ходе слушания сенатского Комитета по международным отношениям заместитель Госсекретаря отчиталась за политику США на Украине: большинство слушателей волновал вопрос недостаточного давления на Россию, которая препятствует проведению реформ Киева.

3 октября 2017 | 17:36

Транзитные перспективы Закавказья

Несколько факторов региональной и глобальной политической конъюнктуры могут в ближайшие годы поменять ход международной дискуссии о путях развития транспортной инфраструктуры в Закавказье. Снятие санкций с Ирана, инициатива «Экономического пояса шелкового пути», снижение цен на углеводороды и продолжающееся переустройство региональной транспортной системы создают условия для пересмотра транспортной политики региона.

11 апреля 2015 | 10:00

Глубокая разморозка: Порошенко открывает «западный фронт»

Киевские власти приняли решение закрыть на приднестровско-украинской границе все пропускные пункты, через которые провозились в обе стороны промышленные товары, тем самым усилив режим экономической блокады непризнанной республики Приднестровье. Президент Украины Петр Порошенко стремится обрушить приднестровскую экономику, рассчитывая перевести замороженный региональный конфликт в горячую фазу и втянуть в него Россию с Евросоюзом.

20 августа 2014 | 15:50

Украинские олигархи и судьба избирательной реформы Украины

Все олигархи, кроме Порошенко, заинтересованы в снижении проходного барьера, чтобы повысить шансы своих малорейтинговых проектов на формирование парламентских фракций. Чем больше фракций будет в Верховной Раде – тем больше будет цена поддержки олигархами важных для власти законопроектов.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
11 сентября 2014 | 21:25
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова