28 марта 2014 Совет НАТО в ранге послов определился с назначением нового генерального секретаря организации – должность, которую на ближайшие 5 лет предстоит занять экс-премьер-министру Норвегии Йенсу Столтенбергу. К своим обязанностям новый глава Альянса приступит в октябре.
Впервые за 65 лет существования НАТО, альянс возглавит убежденный социал-демократ, неоднократно подвергавший критике гегемонию США, нарушения прав человека со стороны американских спецслужб и компаний, и выступавший против ядерной политики отдельных стран-членов блока.
Обладая устойчивой репутацией пацифиста и защитника окружающей среды, Столтенберг, в то же время известен как последовательный сторонник укрепления безопасности Норвегии через более прочное трансатлантическое сотрудничество в рамках НАТО.
Для самого же блока стратегические приоритеты очередного главы не являются простой формальностью. Новому генсеку придется возложить на себя обязательства, выходящие за рамки традиционных служебных инструкций высшего менеджера организации. Это обусловлено теми изменениями, с которыми НАТО неизбежно столкнется по мере сворачивания своей главной военной операции десятилетия – миссии в Афганистане.
По многим вопросам, относящимся к внутренним преобразованиям в НАТО, позиция генсека остается недостаточно определенной. Новый глава блока избегает резких заявлений, занимает нейтральную позицию по многим острым для НАТО вопросам и предпочитает не провоцировать спекуляции СМИ вокруг собственной персоны.
Тем не менее, предпочтения Столтенберга в отношении будущей политики и стратегии альянса вытекают из прошлого политического опыта норвежца, традиционно выступавшего за усиление «северного фланга» НАТО. Безопасность в Арктике и отношения Норвегии с восточными соседями – североевропейскими нейтралами и Россией – для будущего генсека могут стать естественным приоритетом.
Следует учитывать личные симпатии Йенса Столтенберга к России, проявленные им в период пребывания на посту главы норвежского правительства. Именно его деятельность привела к урегулированию затяжного спора о делимитации российско-норвежской границы в Баренцевом море и улучшению общего климата в отношениях между Москвой и Осло.
Особенностью назначения Столтенберга является тот факт, что в борьбе за кресло генсека норвежец смог обойти своего итальянского конкурента – экс-министра иностранных дел Италии Франко Фраттини – умеренного русофила и давнего соратника экс-премьер-министра Италии Сильвио Берлускони. Таким образом, выбор стоял между двумя знакомыми с Россией умеренными европейскими политиками.
Попытки лидеров ведущих стран Альянса возобновить диалог с Москвой по широкому кругу международных проблем при посредничестве нового генсека, не лишены оснований. И здесь фактор личности свидетельствовал в пользу кандидатуры Столтенберга. В отличие от Андреса фог Расмуссена, исчерпавшего лимит доверия Москвы, его преемник известен своими доверительными отношениями с действующим российским президентом и обладает большими шансами на решение переговорных задач, если таковые будут поставлены перед ним главами стран-членов НАТО.
Назначение Столтенберга, таким образом, может расцениваться с различных позиций. С одной стороны, выступив в поддержку кандидатуры Столтенберга, Вашингтон и его союзники в Европе дали понять Москве, что рассчитывают на продолжения ее диалога с Альянсом даже в условиях нарастающего кризиса отношений между Россией и Западом. С другой - выбор в пользу норвежского политика обусловлен и общим настроем администрации Белого Дома, пытающейся избежать избыточного вовлечения США в европейские проблемы.
Фигура будущего генсека, известного своими антивоенными и антинационалистическими взглядами, окажется подходящей ввиду необходимости выработки более объективных оценок протекания украинского кризиса и роли в нем ультраправых организаций.
В подобных условиях новый глава блока может сыграть роль рупора, через который власти США и стран ЕС получат возможность изменить тональность диалога с Москвой, который в свете ухудшающей ситуации в восточных областях Украины, становится все более насущным.
Этот визит готовился очень долго, и обе стороны придавали ему достаточно большое значение. России нужен прорыв в отношениях с Японией для того, чтобы каким-то образом уравновесить российско-китайские отношения, не превращать важный и нужный «поворот на Восток» в «китайский крен».
3-4 октября 2015 года в Евразийской Экономической Комиссии (ЕЭК) прошел двухдневный консультационный семинар «Практика политического анализа: как написать аналитическую записку», организованные аналитическим агентством «Внешняя политика».
На этой неделе основное внимание было приковано к Давосскому экономическому форуму, делегация России на котором оказалась на удивление не представительной. В своей внешней политике Москва все чаще демонстрирует большую готовность к развитию двустороннего формата взаимоотношений с партнёрами, нежели к участию в многосторонних политических процессах. Это продемонстрировала и недавняя встреча двух лидеров российской и американской дипломатии в Цюрихе, а также визит эмира Катара Тамима аль-Тани в Москву.
В связи с наступлением "ИГИЛ" в Ираке Турция заинтересована в безопасности своих энергетических интересов в Курдистане и делает попытки найти взаимопонимание с Ираном, который поддерживает шиитское правительство в Багдаде.