28 марта 2014 Совет НАТО в ранге послов определился с назначением нового генерального секретаря организации – должность, которую на ближайшие 5 лет предстоит занять экс-премьер-министру Норвегии Йенсу Столтенбергу. К своим обязанностям новый глава Альянса приступит в октябре.
Впервые за 65 лет существования НАТО, альянс возглавит убежденный социал-демократ, неоднократно подвергавший критике гегемонию США, нарушения прав человека со стороны американских спецслужб и компаний, и выступавший против ядерной политики отдельных стран-членов блока.
Обладая устойчивой репутацией пацифиста и защитника окружающей среды, Столтенберг, в то же время известен как последовательный сторонник укрепления безопасности Норвегии через более прочное трансатлантическое сотрудничество в рамках НАТО.
Для самого же блока стратегические приоритеты очередного главы не являются простой формальностью. Новому генсеку придется возложить на себя обязательства, выходящие за рамки традиционных служебных инструкций высшего менеджера организации. Это обусловлено теми изменениями, с которыми НАТО неизбежно столкнется по мере сворачивания своей главной военной операции десятилетия – миссии в Афганистане.
По многим вопросам, относящимся к внутренним преобразованиям в НАТО, позиция генсека остается недостаточно определенной. Новый глава блока избегает резких заявлений, занимает нейтральную позицию по многим острым для НАТО вопросам и предпочитает не провоцировать спекуляции СМИ вокруг собственной персоны.
Тем не менее, предпочтения Столтенберга в отношении будущей политики и стратегии альянса вытекают из прошлого политического опыта норвежца, традиционно выступавшего за усиление «северного фланга» НАТО. Безопасность в Арктике и отношения Норвегии с восточными соседями – североевропейскими нейтралами и Россией – для будущего генсека могут стать естественным приоритетом.
Следует учитывать личные симпатии Йенса Столтенберга к России, проявленные им в период пребывания на посту главы норвежского правительства. Именно его деятельность привела к урегулированию затяжного спора о делимитации российско-норвежской границы в Баренцевом море и улучшению общего климата в отношениях между Москвой и Осло.
Особенностью назначения Столтенберга является тот факт, что в борьбе за кресло генсека норвежец смог обойти своего итальянского конкурента – экс-министра иностранных дел Италии Франко Фраттини – умеренного русофила и давнего соратника экс-премьер-министра Италии Сильвио Берлускони. Таким образом, выбор стоял между двумя знакомыми с Россией умеренными европейскими политиками.
Попытки лидеров ведущих стран Альянса возобновить диалог с Москвой по широкому кругу международных проблем при посредничестве нового генсека, не лишены оснований. И здесь фактор личности свидетельствовал в пользу кандидатуры Столтенберга. В отличие от Андреса фог Расмуссена, исчерпавшего лимит доверия Москвы, его преемник известен своими доверительными отношениями с действующим российским президентом и обладает большими шансами на решение переговорных задач, если таковые будут поставлены перед ним главами стран-членов НАТО.
Назначение Столтенберга, таким образом, может расцениваться с различных позиций. С одной стороны, выступив в поддержку кандидатуры Столтенберга, Вашингтон и его союзники в Европе дали понять Москве, что рассчитывают на продолжения ее диалога с Альянсом даже в условиях нарастающего кризиса отношений между Россией и Западом. С другой - выбор в пользу норвежского политика обусловлен и общим настроем администрации Белого Дома, пытающейся избежать избыточного вовлечения США в европейские проблемы.
Фигура будущего генсека, известного своими антивоенными и антинационалистическими взглядами, окажется подходящей ввиду необходимости выработки более объективных оценок протекания украинского кризиса и роли в нем ультраправых организаций.
В подобных условиях новый глава блока может сыграть роль рупора, через который власти США и стран ЕС получат возможность изменить тональность диалога с Москвой, который в свете ухудшающей ситуации в восточных областях Украины, становится все более насущным.
Ключевым для Туниса становится процесс достижения политического консенсуса. Причем этот процесс важно активизировать именно сейчас, в преддверии второго тура президентских выборов, не дав дестабилизирующим силам пространства для политического маневра.
Выступая перед конгрессом, Дональд Трамп представил старую повестку дня в более традиционном образе, сократив ряды недовольных его избранием. Предложенный президентом проект бюджета предполагает увеличение оборонных расходов и сохранение социальных программ. Скандал вокруг генпрокурора стал очередным примером успешного использования оппонентами Трампа «российского фактора».
На прошлой неделе российский министр иностранных дел России Сергей Лавров совершил визит в Италию. Накануне визита стало известно, что Рим затормозит решение о продлении санкций ЕС против России. Между тем, вопрос об отказе Украины от погашения долга России получил продолжение и стало ясно, что компромисс в этом году практически недостижим. И, конечно же, важным событием стало изменение российского законодательства, которое теперь предписывает приоритет национального права над международным.
Статья в газете «Нью-Йорк Таймз» под заголовком «США решили нанести ответный удар китайским хакерам» вызвала на этой неделе широкую дискуссию в американских экспертных кругах. Чашу терпения американского руководства переполнил скандал со взломом базы данных Управления кадрами, в результате которого хакеры получили доступ к личной информации 20 миллионов американских госслужащих. Несмотря на отсутствие официальных заявлений Белого Дома о виновниках атаки, руководство страны так или иначе дало понять, что за атакой стоит Китай. До сих пор наиболее известным (хотя и не подтвержденным официально) обменом кибер-ударами был инцидент с Северной Кореей, когда после атаки на компанию «Сони» американское правительство пообещало нанести ответный удар, после чего на несколько дней Северная Корея осталась без интернета.