Юрий Надточей
Выступив в поддержку кандидатуры Столтенберга, Вашингтон и его союзники в Европе дали понять Москве, что рассчитывают на продолжения ее диалога с Альянсом даже в условиях нарастающего кризиса отношений между Россией и Западом. 
ПРЕМИУМ
14 июня 2014 | 13:20

Йенс Столтенберг: профиль нового генерального секретаря НАТО

28 марта 2014 Совет НАТО в ранге послов определился с назначением нового генерального секретаря организации – должность, которую на ближайшие 5 лет предстоит занять экс-премьер-министру Норвегии Йенсу Столтенбергу. К своим обязанностям новый глава Альянса приступит в октябре.

Впервые за 65 лет существования НАТО, альянс возглавит убежденный социал-демократ, неоднократно подвергавший критике гегемонию США, нарушения прав человека со стороны американских спецслужб и компаний, и выступавший против ядерной политики отдельных стран-членов блока. 

Обладая устойчивой репутацией пацифиста и защитника окружающей среды, Столтенберг, в то же время известен как последовательный сторонник укрепления безопасности Норвегии через более прочное трансатлантическое сотрудничество в рамках НАТО. 

Для самого же блока стратегические приоритеты очередного главы не являются простой формальностью. Новому генсеку придется возложить на себя обязательства, выходящие за рамки традиционных служебных инструкций высшего менеджера организации. Это обусловлено теми изменениями, с которыми НАТО неизбежно столкнется по мере сворачивания своей главной военной операции десятилетия – миссии в Афганистане.

По многим вопросам, относящимся к внутренним преобразованиям в НАТО, позиция генсека остается недостаточно определенной. Новый глава блока избегает резких заявлений, занимает нейтральную позицию по многим острым для НАТО вопросам и предпочитает не провоцировать спекуляции СМИ вокруг собственной персоны.

Тем не менее, предпочтения Столтенберга в отношении будущей политики и стратегии альянса вытекают из прошлого политического опыта норвежца, традиционно выступавшего за усиление «северного фланга» НАТО. Безопасность в Арктике и отношения Норвегии с восточными соседями – североевропейскими нейтралами и Россией – для будущего генсека могут стать естественным приоритетом.

Следует учитывать личные симпатии Йенса Столтенберга к России, проявленные им в период пребывания на посту главы норвежского правительства. Именно его деятельность привела к урегулированию затяжного спора о делимитации российско-норвежской границы в Баренцевом море и улучшению общего климата в отношениях между Москвой и Осло.

Особенностью назначения Столтенберга является тот факт, что в борьбе за кресло генсека норвежец смог обойти своего итальянского конкурента – экс-министра иностранных дел Италии Франко Фраттини – умеренного русофила и давнего соратника экс-премьер-министра Италии Сильвио Берлускони. Таким образом, выбор стоял между двумя знакомыми с Россией умеренными европейскими политиками. 

Попытки лидеров ведущих стран Альянса возобновить диалог с Москвой по широкому кругу международных проблем при посредничестве нового генсека, не лишены оснований. И здесь фактор личности свидетельствовал в пользу кандидатуры Столтенберга. В отличие от Андреса фог Расмуссена, исчерпавшего лимит доверия Москвы, его преемник известен своими доверительными отношениями с действующим российским президентом и обладает большими шансами на решение переговорных задач, если таковые будут поставлены перед ним главами стран-членов НАТО.

Назначение Столтенберга, таким образом, может расцениваться с различных позиций. С одной стороны, выступив в поддержку кандидатуры Столтенберга, Вашингтон и его союзники в Европе дали понять Москве, что рассчитывают на продолжения ее диалога с Альянсом даже в условиях нарастающего кризиса отношений между Россией и Западом. С другой - выбор в пользу норвежского политика обусловлен и общим настроем администрации Белого Дома, пытающейся избежать избыточного вовлечения США в европейские проблемы. 

Фигура будущего генсека, известного своими антивоенными и антинационалистическими взглядами, окажется подходящей ввиду необходимости выработки более объективных оценок протекания украинского кризиса и роли в нем ультраправых организаций.
В подобных условиях новый глава блока может сыграть роль рупора, через который власти США и стран ЕС получат возможность изменить тональность диалога с Москвой, который в свете ухудшающей ситуации в восточных областях Украины, становится все более насущным. 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «»

23 сентября 2014 | 23:44

Политические цели международного терроризма на Ближнем Востоке

Очевидно, что международный терроризм не мог бы быть столь успешен без финансовой и политической поддержки ряда государств. Несмотря на провал американских «контролеров», некоторые элиты в других странах до сих пор полагают, что способны справиться лучше американцев и успешно использовать международных террористов в своих целях.

4 мая 2015 | 23:00

О чем теперь говорить в Минске

Новая встреча в Минске состоится в течение 10 дней. Однако вряд ли на ней будут обсуждать меры по реинтеграции ДНР и ЛНР в состав Украины. На это не готовы ни сами республики, ни даже официальный Киев. Петр Порошенко продолжает отказываться от выполнения политической части Минских соглашений и вести предметный диалог с лидерами ополченцев по конституционной реформе.

8 сентября 2014 | 09:00

Генри Киссинджер: «ИГИЛ представляют меньшую угрозу, чем Иран»

Характерно, что борьба с ИГ для Запада, способного повлиять на ситуацию, - не является жизненным интересом, для отдельных региональных сил, кровно заинтересованных в победе над исламистами, – эта борьба осложнена внутренними проблемами (как в случае с Египтом) или военной слабостью (как для Саудовской Аравии), а реально способные противостоять этой угрозе Тегеран и Дамаск находятся под напором критики и обвинений в попытке извлечь политическую выгоду.

23 февраля 2018 | 15:26

Дайджест внешней политики США (16-22 февраля)

Турция и США на этой неделе продолжили взаимные упреки по целому ряду накопившихся проблем. Новый Обзор ядерной политики берет курс на модернизацию ядерного арсенала, смещает акцент на развитие тактического ядерного оружия малой мощности. Оставшиеся 11 участников Транстихоокеанского партнерства опубликовали окончательный текст соглашения, вычеркнув из него все положения, отвечающие исключительно американским интересам.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
9 декабря 2014 | 08:00
11 сентября 2014 | 21:25
13 января 2015 | 11:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова