Геворг Мирзаян
Введя институт комиссии и инициировав пересмотр земельных норм, Назарбаев создал некий прецедент - не исключено, что по примеру земельной комиссии будут создаваться площадки и для решения других важных моментов в жизни Казахстана. Однако президент четко заявил, что готов дискутировать с протестующими только в таком, правовом ключе и не допустит никаких “выступлений с броневиков”.
ПРЕМИУМ
9 июня 2016 | 23:05

Земельный вопрос в Казахстане и перспективы народных волнений

Протестные акции, которые прошли в мае 2016 года в Казахстане, уже успели окрестить новым майданом. Но причиной этих выступлений был страх перед возможной передачей сельхозугодий в руки китайских бизнесменов. Власти предприняли ряд мер и казалось. успешных, но ситуация продолжает развиваться по кризисному сценарию.

Это наша земля

Казахстанцы, как и многие другие народы, очень чувствительны к вопросам, связанным с использованием земли, особенно той, которая имеет сельскохозяйственное назначение. Они в большинстве своем не хотят отдавать ее в руки иностранцев. Отчасти поэтому с конца 90-х власти постепенно сокращали максимальный срок аренды земли для иностранных граждан, доведя его с 99 лет до 10.

Однако через какое-то время фобии стали противоречить национальным интересам - Астана стремится привлекать иностранных инвесторов, которые в последние годы стали интересоваться не только индустриальным и добывающим секторами республики, но и сельским хозяйством, которое стало очень привлекательным на фоне роста цен на продукты питания.

А чтобы интерес превратился в проекты, инвесторам нужно создавать необходимые условия для нормальной работы. Поэтому в конце 2014-начале 2015 годов в земельном кодексе страны произошли изменения, и предельный срок аренды земли для иностранцев увеличился с 10 до 25 лет. Тем самым власти не только дают возможность компаниям «отбить» свои вложения, но и лишают их необходимости использовать методы хищнического земледелия ради получения максимальной выгоды в кратчайшие сроки.

В тот момент население на это особого внимания не обратило - закон для них носил скорее теоретический характер. Иностранцев в стране было немного - в казахстанском агросекторе работают инвесторы из Израиля, Франции, Нидерландов, России и Китая, и у них в аренде находилось менее 0,1% от всех сельскохозяйственых земель страны. Однако весной 2016 года власти заявили о том, что собираются выставить  на аукцион около 1,7 млн га сельхозземель (около 2% всего аграрного фонда страны), и добавили, что очень заинтересованы в китайских инвестициях в сельское хозяйство. И это заявление уже стало триггером общественного протеста.

Судя по всему, население обеспокоила именно возможная передача этих земель китайцам.  Во-первых, потому, что, по мнению казахстанцев, их восточные соседи хищнически относятся к арендуемой земле в других странах, и уже доказали это в государствах Средней Азии.

«Таджики дали на семь лет, уже пользуются у них соседи-китайцы, они говорят: мы на эти поля больше вернуться не можем, потому, что там лунный ландшафт!», — сказал секретарь Центрального комитета коммунистической народной партии Казахстана Владислав Косарев.

Во-вторых, казахстанцы опасаются, что Китай просто колонизирует эту землю.

«Если на 25 лет отдадим землю в аренду, например, китайцам, тогда через 25 лет на этом месте... среди китайцев трудно будет найти казаха!», — добавил президент Союза ученых Казахстана Оразалы Сабден.

Власти призывали население трезво подойти к этой ситуации.

«Нельзя сразу опасаться, категорично относиться к китайцам. Вчера буквально глава государства провел совет иностранных инвесторов, он призывал иностранцев приезжать в нашу страну, вкладывать инвестиции», - говорит первый заместитель премьер-министра Казахстана Бакытжан Сагинтаев.

Однако недовольство быстро переросло в протесты по всей стране. К которым, судя по всему, приложили руку противники президента. Причем как из числа оппозиции, так и из числа его соратников, которым не нравится прагматичный курс Нурсултана Назарбаева на либерализацию республики. Ведь если власть поймет, что такой курс серьезно угрожает общественному порядку, и без того медленные темпы этой либерализации станут вообще черепашьими. 

Назарбаев предложил поговорить

Сами демонстрации были, естественно, разогнаны. Президент мог бы пойти дальше - закрутить гайки и начать масштабную зачистку в своем окружении. Однако Назарбаев не зря слывет самым мудрым и дальновидным из числа среднеазиатских лидеров. Вместо разгона и зачистки (по крайней мере, публичной - в администрации президента избавятся от провокаторов аппаратными средствами и без скандалов) Нурсултан Назарбаев решил  учесть требования протестующих. Он назначил крайними министров экономики и сельского хозяйства Ерболата Досаева и Асылжана Мамытбекова (которых отправили в отставку). Кроме того власти приостановили заключение новых соглашений об аренде сельхозземель и ввели мораторий на четыре нормы земельного кодекса - касающиеся аренды земель сельскохозяйственного назначения - до конца 2016 года. Причем в Астане дают понять, что мораторий может быть продлен до того момента, пока специально созданная комиссия не выработает решение всех спорных вопросов.

Речь идет отнюдь не о формальной комиссии, состоящей из каких-то чиновников.

«В комиссию вошли депутаты обеих палат парламента, члены правительства, председатели всех общественных организаций - то есть все заинтересованные лица, которые могут и хотят говорить по этой теме. Комиссия стала открытой площадкой, где обсуждаются все мнения», - говорит председатель Аграрной партии Али Бектаев.

По словам Али Бектаева, комиссия будет разбирать четыре момента, вызывающие особые споры населения. Во-первых, это продажа сельхозземель. Земля должна иметь хозяина, однако необходимы механизмы, чтобы народ знал кому эта земля продается. Второй - продажа или аренда иностранцам. Продажи судя по всему не будет, а вот долгосрочная аренда сохранится.

«Если придет реальный инвестор, который действительно будет возделывать землю на должном уровне с выгодой для себя и экономики Казахстана, а тем более привнесет сюда новую аграрную технологию, то на эти шаги нужно идти. Нам необходимо на практике применять у себя все разработанные за рубежом новые технологии, которые приносят больший урожай»,  - говорит Али Бектаев.

Третий вопрос - пастбища вокруг населенных пунктов: в стране растет поголовье скота, особенно последние 5-6 лет (государство субсидирует эту отрасль).  Четвертый же касается аренды или продажи земли предприятиям, которые частично принадлежат иностранцам. Нужно понимать, что делать с землей в случае покупки иностранцем доли в национальном предприятии, владеющим ею, или же делении долей совместного предприятия. При комиссии также открыт колл-центр для приема вопросов и предложений населения. Правда, по словам первого вице-премьера Бакытжана Сагинтаева, про земельную реформу спрашивает лишь один из 20 звонивших. Большую часть населения интересует возможности получения собственного участка земли.

Одновременно с этим казахстанские власти намерены внедрить специальные механизмы по контролю за пользованием арендованной землей, дабы арендаторы ею не злоупотребляли и не отдавали в субаренду непонятно кому. Некоторых недобросовестных, по мнению Астаны, арендаторов уже намерены наказать.

«12,3 тыс. гектаров были предоставлены предприятиям с участием Ливана и других государств. Сейчас проводятся судебные разбирательства по возврату этих земель Казахстану. Это говорит о том, что требования по предоставлению земли иностранным лицам очень жесткие», - заявил новый министр сельского хозяйства страны Аскар Мырзахметов.

По некоторым данным, эти 12 с лишним тысяч гектаров - 20% от всех сельхозземель, которые находятся в долгосрочной аренде у иностранцев.

Введя институт комиссии и инициировав пересмотр земельных норм, Назарбаев создал некий прецедент - не исключено, что по примеру земельной комиссии будут создаваться площадки и для решения других важных моментов в жизни Казахстана. Однако президент четко заявил, что готов дискутировать с протестующими только в таком, правовом ключе и не допустит никаких “выступлений с броневиков”.

«Если митинговать, мир уйдет вперед, ждать никто нас не будет, мы останемся в хвосте», - пояснил Нурсултан Назарбаев.

А для особо ретивых добавил, что попытки привнести на казахстанскую почву украинские сценарии будут жестко пресекаться действующей властью.

«Это вопрос выживаемости нации в сложных условиях в новой глобальной реальности», - резюмировал президент Казахстана.

 

Впервые опубликовано на сайте журнала "Эксперт"

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Экономика»

10 мая 2015 | 22:00

Азербайджан и ЕАЭС: параллельные курсы

Нахождение же под одной крышей Баку и Еревана ни к чему, кроме появления второго издания СНГ, не приведет. И в воссоздании на новом витке «инструмента цивилизованного развода» Москва вряд ли заинтересована. Означает ли это, что Баку не сможет взаимовыгодно сотрудничать с Москвой, Минском и Астаной? Никоим образом: в двусторонних форматах при всех имеющихся проблемах и противоречиях, такое сотрудничество уже идет и, скорее всего, будет вестись. Только вряд ли это будет иметь какое-то отношение к вступлению Азербайджана в ЕАЭС.

19 апреля 2014 | 20:03

Стагнация в урановой промышленности Узбекистана

Узбекистан обладает богатой урановой базой, но не может расширить добычу руды из-за политических, экономических и технологических причин. Зарубежным инвесторам не стоит ожидать либерализации политики Ташкента в отношении урановой промышленности. Возможность вхождения на узбекский урановый рынок оставляет только вероятный рост цен на сырье в будущем.

20 октября 2015 | 12:44

Как спасать Приднестровье? Экономическая блокада республики и российские интересы

Приднестровье является не просто региональным оплотом РФ — там живут сотни тысяч российских граждан. По сути, непризнанная республика стала тем самым слабым местом России, на которое могут давить ее недоброжелатели. Не только для того, чтобы вытеснить ее из северо-западного Причерноморья и нанести Кремлю имиджевый или экономический ущерб, но также для того, чтобы вынудить Россию на ответные агрессивные шаги. Москве необходимо спасать Приднестровье, но пока непонятно, как это сделать.

17 февраля 2015 | 15:32

Фискальный кризис США и размывание западноцентричной финансовой системы

Следующие пять лет станут показательными для способности Вашингтона приспособиться к размывающейся западноцентричной мировой экономической системы. Однако эти же пять лет покажут серьезность намерений развивающихся стран по созданию альтернативы американскому доминированию. Если американо-китайская взаимозависимость еще пока может служить мостом между этим противостоящими проектами, то российско-европейская конфронтация эти мосты сжигает.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
18 апреля 2015 | 04:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова