Из Афганистана приходят сообщения о важных перестановках в политической элите. Абдул Каюм Карзай – брат действующего президента и его вероятный преемник отказался от участия в президентской кампании и вступил в блок с другим кандидатом Залмаем Расулом. Расул также известен как человека из окружения Хамида Карзая, он 8 лет был советником президента, а также занимал посты министра авиации и министра иностранных дел. Кроме того, он является одним из наиболее авторитетных в силу возраста афганских политиков. Ему 71 год, он успел поучаствовать в Боннской конференции 2001 года, определившей политическое устройство Афганистана и участвовал во взятии Кабула вместе с отрядами Карзая.
Эти перемены означают, что роль клана Карзаев в управлении страной – будет сокращаться, даже если Расул сохранит лояльность своему патрону после выборов. Что же заставило Хамида Карзая пойти на такие уступки? С точки зрения опросов общественного мнения блок Карзай-Расул достаточно странен. Рейтинг Абдул Каюм Карзая, благодаря наличию административного ресурса – составляет, по имеющимся данным 8%, у Расула не многим меньше – около 6%.
Видимо, причиной для образования блоков стала сверхпопулярность двух вероятных кандидатов-конкурентов - бывшего главы МИД Абдуллы Абдуллы и Ашраф Гани Ахмадзая, руководителя программы по передаче ответственности за безопасность Афганистана от иностранных сил в руки афганцев. Кандидаты от оппозиции, по последним данным, имеют поддержку более 20-30% избирателей каждый, и являются наиболее вероятными участниками второго тура избирательной кампании.
Скорее всего, рост рейтинга А. К. Карзая столкнулся с проблемой предубеждения против его клана со стороны общества. Деятельность Хамида Карзая сопровождали обвинения в коррупции и непрофессионализме. За 13 лет своего правления он не смог решить проблему вооруженной оппозиции и сделать национальную экономику самодостаточной. Кроме того, он считается слишком тесно связанным с западными элитами, что ударяет по позициям его брата с учетом растущих в стране антиамериканских настроений.
Фигура Расула более выигрышна, во всяком случае она вызывает однозначного отторжения у большей части электората. Кроме того, Расул является приемлемым кандидатом и с точки зрения Запада, где он имеет крепкие связи благодаря опыту дипломатической работы и блестящему знанию языков.
Однако пока его самостоятельная победа, даже с учетом поддержки Карзаев остается маловероятной. Вероятнее всего, участникам блока все же придется идти на переговоры с Ахмадзаем, наиболее сильным кандидатом, представляющим пуштунское большинство.
Его победа будет меньшим злом для Карзаев и пуштунских элит, чем избрание Абдуллы, сторонника федеративного устройства Афганистана, тесно связанного с национальными меньшинствами севера страны.
Следует подчеркнуть, что для избранного президента будет крайне важна поддержка большей части избирателей и однозначная легитимность, так как вероятны попытки оппозиции отказаться от признания выборов, что в непростых условиях вывода войск может привести страну на грань серьезного политического кризиса. Именно поэтому у победителя, кем бы он ни был, каждый голос будет на счету.
Через месяц после инаугурации неразбериха, свойственная начальному периоду президентства, продолжает набирать обороты. Поступают сигналы о разногласиях внутри самой администрации. Несмотря на скандалы внутри страны, за неделю Дональд Трамп принял в Белом доме сразу трех близких союзников США: премьер-министров Японии, Канады и Израиля.
Сирийская оппозиция и ее региональные патроны в лице, прежде всего, Саудовской Аравии и Катара, объективно слабые с военной точки зрения, настаивают на большем вовлечении США, в частности – в сирийском конфликте. Это противоречит намерениям Белого дома сокращать свое непосредственное участие в делах региона, сохраняя свое присутствие в нем за счет переложения ответственности на своих союзников. Однако эти союзники (речь, в первую очередь, идет о Саудовской Аравии и Катаре), которые, что принципиально, претендуют на роль лидеров на Ближнем Востоке, к такой ответственности, очевидно, не готовы и по-прежнему предпочитают решать возникающие конфликты руками США.
С конца 2013 года в Южном Судане продолжается гражданская война, ставшая отражением противоречий – как внутри страны, так и между крупными державами. По мере приближения срока проведения всеобщих выборов, которые, согласно переходной конституции, должны состояться не позднее 9 июня, стороны конфликта будут стремиться укрепить свои позиции. Гарантированный путь для этого – эскалация напряженности, в том числе активные боевые действия.
Не следует ожидать от официального Вашингтона ослабления хватки. Приоритетом номер один заявлена борьба против Исламского государства и недопущения появления на территории Ирака отдельных суннитских, шиитских и курдских очагов.