В феврале 2017 г. Вашингтонский офис Центра Карнеги за международный мир выпустил исследование об отношениях России и США, озаглавленное «Иллюзии и реальность. Двадцать пять лет американской политике в отношении России, Украины и Евразии». Доклад подготовлен в рамках работы специальной группы политиков и аналитиков, в задачи которой входит анализ политики Запада по отношению к России с момента завершения Холодной войны. Авторами исследования выступили ведущие специалисты фонда по России – Юджин Румер, Ричард Сокольский, Пол Стронски и Эндрю Вайс.
В докладе анализируется история российско-американских отношений за последние четверть века, дается прогноз их развития в кратко- и среднесрочной перспективе, выдвигаются предложения для американского руководства по оптимизации внешней политики на российском направлении. Авторы исследования рассматривают особенности внутренней политики и экономики России, политическую ситуацию на Украине и положение дел в странах постсоветского пространства.
В тексте доклада утверждается, что российско-американские отношения находятся в системном кризисе, который невозможно разрешить быстро. Расхождения между Россией и США носят фундаментальный характер, обусловленной особенностями внешней политики и национальными интересами двух стран. Необходимы структурные перемены как со стороны России, так и со стороны США, на которые действующие лидеры пока не готовы идти.
По мнению авторов доклада, после распада СССР в 1991 году США были заинтересованы в установлении в России стабильного демократического государства с рыночной экономикой. Администрация Б. Клинтона стремилась не допустить повторения в России югославского сценария, сопровождавшегося вооруженными конфликтами, и считала нужным помочь в обеспечении реформ слабой российской экономики. Переговоры Бориса Ельцина и Билла Клинтона в Ванкувере в 1993 г. были призваны закрепить российско-американское партнерство. Однако расширение НАТО, военные операции в Боснии и Сербии, война в Чечне стали теми факторами, которые заново сформировали пространство противоречий между двумя странами. Отныне они развивались подобно маятнику и были привязаны к американским избирательным циклам.
Смена администрации президента США после очередных выборов каждый раз вызывала обоюдные надежды на нормализацию отношений. Как правило, начало срока каждого американского президента, начиная с Б. Клинтона, сопровождалось энтузиазмом со стороны Москвы. Спустя некоторое время системные противоречия вновь проявляли себя и наступал период разочарования, сменявшийся новым кризисом.
Критически важным фактором российско-американских отношений авторы доклада признают наличие хороших межличностных отношений между лидерами двух стран. Дружеские связи Билла Клинтона и Бориса Ельцина, Джорджа Буша-мл. и Владимира Путина, Барака Обамы и Дмитрия Медведева служили до известной степени тормозом в ситуации нарастания противоречий между США и Россией. Этот фактор сыграл заметную роль в 1999 и 2008 гг., когда Москва и Вашингтон сталкивались с серьезными кризисами. По мнению авторов, отсутствие дружеских отношений между Бараком Обамой и Владимиром Путиным определило драматическое падение уровня отношений между Россией и США в дни нарастания кризиса на Украине. Авторы доклада считают, что залогом конструктивного диалога с Москвой станет способность Дональда Трампа «подружиться» с российским президентом.
Анализируя внутриполитическое положение России, авторы доклада затрудняются в однозначной характеристике её политической системы. Главной её чертой признается несоответствие нормам западной демократии. Однако, по мнению авторов, Россию нельзя назвать и страной с авторитарным и, тем более, тоталитарным режимом. Российские политические институты по-прежнему находятся в переходном периоде и сложно сказать, чем завершится эта трансформация. Впрочем, авторы доклада убеждены, что в ближайшей перспективе не стоит ожидать от России демократизации по образцу 1990-х гг.
Много внимания авторы доклада уделяют развитию вооруженных сил России. Они признают, что за последние восемь лет масштабная военная реформа начала давать свой результат. Действия российских военных в Крыму и Сирии продемонстрировали высокий уровень подготовки личного состава.
Несмотря на это, российские вооруженные силы по-прежнему не соответствуют по своему потенциалу армии США и их союзникам по НАТО. Это осознают и в Кремле. В докладе утверждается, что Москва будет избегать прямых столкновений с армиями стран-участниц НАТО, отдавая предпочтение невоенным способам противостояния. При этом современное российское руководство отличается большей готовностью применять силовые методы в кризисной ситуации, чем это было ранее.
Несмотря на «реваншистскую» риторику у России не так много возможностей бросить вызов американскому лидерству в мире. Авторы доклада полагают, что единственным регионом, где Москва может на равных противостоять Вашингтону, является постсоветское пространство, остающееся центром российских стратегических интересов. В других регионах, таких как Западная Европа или АТР, Россия может лишь получать дивиденды от существующих противоречий, искусственно поддерживая отдельные деструктивные силы или процессы.
Авторы доклада призывают американское руководство к следующим стратегическим приоритетам в отношениях с Россией:
- обеспечение безусловных гарантий безопасности союзникам США;
- наращивание экономической и политической поддержки Украины;
- проведение такого внешнеполитического курса по отношению к России, который не отражался бы на её ближайших соседях.
Особого внимания заслуживает последний из тезисов. Фактически, авторы доклада призывают руководство США признать за Москвой наличие особых интересов на постсоветском пространстве. Они прямо утверждают, что формирующиеся там модели управления почти не оставляют возможности Западу продвигать свои идеи демократии и прав человека. В сложившихся условиях требуется осторожный подход, где соседям России не придется оказываться перед ситуацией однозначного выбора между пророссийской или прозападной ориентации. Исключением является Украина. Политика по отношению к этой стране, по мнению авторов, напротив, должна включать всестороннюю поддержку киевского правительства.
На фоне многочисленных посвященных России аналитических материалов западных аналитических центров, доклад Фонда Карнеги выделяется относительной умеренностью и взвешенностью оценок. Между тем, текст доклада оставляет множество концептуальных вопросов.
Рекомендации авторов доклада рассчитаны на краткосрочную перспективу развития российско-американских отношений. При этом остаются неопределенными общие принципы, согласно которым должно выстраиваться взаимодействие России и США. Нет отчетливой позиции о месте и роли России в будущей системе международных отношений. Вероятно, авторы исходят из общей платформы западной аналитики о том, что Россия является «увядающей державой» в «историческом тупике», и потому нужно просто выждать, когда она сама обратится к Западу за помощью. С другой стороны, Москва рассматривается в докладе как источник стабильности и безопасности для постсоветского пространства. При этом рекомендация о поддержке украинского правительства автоматически означает вмешательство США в российскую сферу безопасности.
Установка на увеличение поддержки официального Киева выглядит скорее идеологически мотивированной конструкцией, чем стратегически оправданным решением. Авторы доклада признают высокий уровень коррупции на Украине и её неспособность выполнять свою часть Минских соглашений. Остается непонятным, каким образом дополнительные финансовые вливания помогут решить данные проблемы.
Авторы доклада исходят из умеренно-конфронтационной парадигмы в отношении России, и не выдвигают предложений по комплексной нормализации отношений. Они убеждены, что действующая российская элита не пойдет на желаемые для США кардинальные перемены во внешней и внутренней политике. Поэтому попытки нормализации российско-американских связей будут означать для Вашингтона создание таких ситуаций, при которых возможно минимизировать или нейтрализовать негативное влияние Москвы на важные для США международные процессы.
Проводить референдумы с различными формулировками, которые не оспаривают законности волеизъявления граждан Крыма и Севастополя 16 марта 2014 года, можно хоть каждый год, однако результат будет один и тот же. Процесс интеграции полуострова в состав России идет полным ходом, население прекрасно видит, что творится на Украине, поэтому плебисцит мало что изменит. А вот сам факт таких обсуждений надо рассматривать только в одной плоскости — как попытку понять, готов ли Брюссель приступить к восстановлению отношений с Москвой.
Во время визита в США премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг продемонстрировала умение лавировать между американской «либеральной общественностью» и Дональдом Трампом. На первом раунде переговоров по пересмотру соглашения о свободной торговле между США и Южной Кореей Вашингтон занял более мягкую позицию по сравнению с НАФТА.
Европа очень медленно, но все же приходит к осознанию необходимости выстраивания новой системы на руинах старой. Системы, где постсоветское пространство признается сферой влияния России, где установлены четкие и понятные правила российско-европейской игры на этой территории. Все понимают, что если этого не сделать, то Россию и ЕС ожидает не только обострение «битвы за Украину», но и новые фронты противостояния, например, вокруг Приднестровья.
После пяти лет переговоров по соглашению о Транстихоокеанском партнерстве документ наконец был подписан, однако теперь в его отношении начались активные дебаты в Конгрессе. Не менее оживленные споры возникли в связи с недавним индидентом в Афганистане, в которых Белый дом пытается максимально сохранить лицо на фоне набирающей популярности идеи о продлении сроков вывода американских войск из этой страны. Параллельно с этим, по прошествии года после введения санкций против России в американских экспертных кругах возникли обсуждения о судьбе санкционной политики.