Недавняя кампания российских органов власти по борьбе с контрабандой из Беларуси подпавших под санкции европейский товаров – это не что иное, как новое торговое противостояние. Цель этого шага – не добиться присоединения Минска к внешнеэкономическим санкциям Москвы и не обеспечить выполнение санкционного режима. В преддверии президентской избирательной кампании 2015 года в Беларуси Россия посылает Александру Лукашенко четкий сигнал: повторения разрядки белорусско-европейских отношений образца 2010 года быть не должно. Как известно, внешнеполитическое балансирование Минска между Брюсселем и Москвой было крайне неприятным опытом для российского руководства, вынудило его пойти на излишние уступки. С точки зрения Кремля, в условиях резкого ухудшения отношений РФ и ЕС действия Беларуси по снятию напряженности с Европой будут политически нецелесообразными. Но вряд ли до проведения президентских выборов тактика Минска изменится, поскольку для действующего режима важнее воспроизводство, которое можно обеспечить в том числе за счет внешнеполитического балансирования. То есть белорусский лидер не стремится к сокращению возможностей для сохранения статус-кво.
Внешняя сторона торговых претензий такова: в октябре Россельхознадзор совместно с соответствующими службами Беларуси создал рабочую группу по выработке мер по согласованию перемещения товаров внутри Таможенного Союза. Разумеется, Беларусь никаких мер предпринимать не стала, поскольку шанс использовать ее транзитные возможности в последнее время представлялся нечасто. Более того, 25 ноября Евразийская экономическая комиссия не приняла предложенные Россией меры по внешнеэкономическим ограничениям. Так что на стороне Беларуси оказалась даже формальная правота. Впрочем, это не помешало России ввести запрет на поставки ряда категорий продовольственных товаров с отдельных белорусских предприятий. Александр Лукашенко на встрече с санкт-петербургским губернатором Георгием Полтавченко раскритиковал действия Москвы:
«У меня складывается впечатление, что на примере Беларуси в очередной раз, взявшись то за газовую трубу, то за нефтяную, а сейчас за продовольственные вопросы, хотят показать кому-то или всему миру, проучить кого-то».
За продовольственным скандалом многие не разглядели внешнеполитических маневров Минска. Согласно рассчитанному Белорусским институтом стратегических исследований Индексу развития отношений, наблюдается устойчивая тенденция к росту контактов Беларуси и стран ЕС. Более того, показатели Индекса для России и ЕС в сентябре-октябре впервые сравнялись, что означает, что нарастает не только интенсивность, но и содержательная сторона белорусско-европейских отношений. Как и в 2010 году, Минск и Брюссель обсуждают вопросы облегчения визового режима, инвестиций и более активное участи Беларуси в программе «Восточное партнерство».
Важный вопрос для режима Лукашенко – снятие европейских санкций, под действием которых сейчас находятся 201 человек и 18 предприятий. В этом направлении намечается прогресс, поскольку санкционный список 30 октября сократился на 24 фамилии и 7 предприятий.
В условиях украинского кризиса и обострения отношений Брюсселя и Москвы белорусский лидер надеется, что ЕС сместит акцент с абстрактной защиты демократии на противодействие мнимой агрессии РФ.
Поэтому Минск дистанцируется от любых действий России на Донбассе, часто выдает противоречивые комментарии по ситуации и стремится предоставить посреднические услуги сторонам конфликта. Тем самым, Лукашенко демонстрирует Европе свою непричастность, что крайне важно для ЕС и неприятно для Кремля.
Предвыборная стратегия Александра Лукашенко состоит в том, чтобы продемонстрировать его незаменимость в экономической и политической сфере. По данным сентябрьского опроса оппозиционной социологической организации НИСЭПИ, рейтинг белорусского президента демонстрирует устойчивую тенденцию к росту. Трехкратное падение курса доллара летом 2011 года резко снизило популярность Лукашенко, доверие граждан восстанавливалось медленно. Тем не менее, рейтинг президента составляет всего 45%. Существующих показателей электоральной поддержки (даже с поправкой на лояльность к действующему президенту нынешнего состава ЦИК) явно недостаточно для убедительной победы белорусского лидера в 2015 году, которая могла бы легитимизировать его в глазах населения и России. С учетом структурных дисбалансов в белорусской экономике и угрозой рецессии в России, белорусскому лидеру сложно будет показать состоятельность своей экономической стратегии. Всего 33% избирателей уверены, что с уходом Лукашенко экономическая ситуация в стране ухудшится, а 18% убеждены, что, наоборот, улучшится. Поэтому Лукашенко будет делать упор на политические достижения и преимущества нынешних властей
Для предвыборной кампании белорусскому президенту в области внешней политики необходимо показать наличие тесных связей, как с Россией, так и с ЕС. Только таким образом можно дискредитировать риторику оппозиционеров о необходимости переориентации на Европу. Вдобавок, такая линия вызывает раздражение Москвы и делает российское руководство более уступчивым в вопросе предоставления кредитов и условий евразийского интеграционного строительства.
С учетом географического положения Беларуси, симпатии населения всегда распределялись между РФ и ЕС, обычно со значительным перевесом России. Так, в сентябре по данным НИСЭПИ, при выборе между объединением с Россией и вступлением в ЕС только 32% респондентов выбрали последнее (а в 2013 году проевропейская ориентация даже превысила пророссийскую). Тем не менее, в ближайшей перспективе гипотетическое вступление в ЕС одобряют лишь 25% белорусов, а слияние с РФ – 54%. Таким образом, в Беларуси значительная часть населения связывает свои надежды с «европейским» будущим страны, что действующий президент игнорировать не может.
11 декабря в Минске прошло мероприятие, которое свидетельствует, что белорусское руководство сделало выбор в пользу внешнеполитического балансирования, в пользу угроз дипломатической переориентации на Европу. Глава белорусского МИД провел встречу с послами стран-членов ЕС, в ходе которой «состоялся обмен мнениями по проблемным вопросам в отношениях Республики Беларусь и Российской Федерации, а также развития евразийских интеграционных процессов».
Вероятно, ЕС близок к тому, чтобы принять условия белорусского руководства: невмешательство во внутренние дела страны в обмен на нейтралитет на Украине и смягчение условий политической конкуренции.
Такой шаг будет иметь и антироссийскую направленность, поскольку снизит мотивацию Беларуси в продвижении евразийской интеграции и будет призван внести раскол в существующие интеграционные структуры. Однако Брюссель отдает себе отчет, что сближение с Минском будет непродолжительным и имеет своей целью переизбрание Александра Лукашенко. Поэтому встречные шаги по отношению к Минску будут незначительными и компромиссными. Но этого будет достаточно для белорусского президента, чтобы воссоздать иллюзию выбора страны между Европой и Россией.
На этой неделе основное внимание было приковано к Давосскому экономическому форуму, делегация России на котором оказалась на удивление не представительной. В своей внешней политике Москва все чаще демонстрирует большую готовность к развитию двустороннего формата взаимоотношений с партнёрами, нежели к участию в многосторонних политических процессах. Это продемонстрировала и недавняя встреча двух лидеров российской и американской дипломатии в Цюрихе, а также визит эмира Катара Тамима аль-Тани в Москву.
Саммит в Риге показал, что страны ЕС и их восточные партнеры уже не могут дать консолидированный ответ на целый ряд вопросов. Это касается не только туманных перспектив европейской интеграции шести стран-участников «Восточного партнерства», но и украинского кризиса. Различное видение путей преодоления проблем подчеркивает как противоречия между сторонами, так и их сомнения в целесообразности политики «Восточного партнерства» в принципе.
18-20 ноября в Лиме состоялся очередной саммит АТЭС. Для президента США Барака Обамы встреча лидеров стран азиатско-тихоокеанского региона стала последней зарубежной командировкой в текущем статусе. Американскому лидеру не удалось предоставить партнерам Вашингтона о АТЭС гарантии продолжения работы над ТТП со стороны администрации Дональда Трампа.
Внешнеполитические ресурсы России всегда были скромнее ее реального международного положения. Так сложилось потому, что российская внешняя политика опирается не только и не столько на материальные ресурсы, сколько на нематериальные активы — обширную регионоведческую экспертизу, большой опыт конфликтов и компромиссов, накопленный в международном сообществе авторитет.