14-15 сентября главы дипломатических ведомств Франции и ФРГ Жан-Марк Эйро и Франк Вальтер Штайнмайер нанесли официальный визит на Украину. Целью визита стало обсуждение выполнения Минских договоренностей украинской стороной. Высокопоставленные европейские дипломаты посетили подконтрольную Киеву часть Донбасса, провели переговоры с украинскими властями и представили дорожную карту по выполнению Минских соглашений.
К большому разочарованию украинского политического истэблишмента Эйро и Штайнмайер дали понять, что в выполнении Минских соглашений мяч находится на стороне Киева и ему давно пора совершить свою подачу. О том, как и в какой последовательности это стоит сделать, европейские дипломаты прописали в своей дорожное карте. В соответствие с ней, процесс будет состоять из трёх этапов. Во-первых, необходимо развести между собой конфликтующие стороны и разработать законы, прописанные в ходе вторых минских переговоров (закон о выборах, закон об особом статусе Донбасса). Во-вторых, необходимо обеспечить принятие этих законов, расширение миссии ОБСЕ на Донбассе и расширить зоны отвода войск. Наконец, в-третьих следует принять закон о выборах, завершить реформу Конституции, провести амнистию, организовать выборы и вернуть под контроль Украины границу между непризнанными республиками и Россией.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что представленный план действий практически полностью созвучен с позицией Москвы, которая ожидает от Киева, прежде всего, выполнения политической части Минских соглашений. В свою очередь, Киев требует полного контроля над территориями ДНР и ЛНР перед организацией выборов и проведением необходимых реформ.
Впрочем, хотя план Эйро-Штайнмаера и вызвал шквал критики со стороны украинской политической элиты, президент страны Петр Порошенко имел возможность спокойно выслушать европейских гостей, благоразумно соглашаясь с их доводами. Представляя себя в качестве миротворца, он мог переложить ответственность за срыв Минских соглашений на Верховную Раду, в которой тон задают ультранационалистические депутаты и «профессиональные патриоты». Нынешний состав украинских законодателей исключает любую возможность позитивного голосования по любому из пунктов соглашений. По мнению аналитика агентства «Внешняя политика» Геворга Мирзаяна:
«Для того чтобы преодолеть негативный настрой парламента, Петру Порошенко нужно давить на своих депутатов, заниматься «тушкованием», вступать в противоестественный с майданной точки зрения союз с осколками Партии регионов – и президент объясняет европейским партнерам, что на такие шаги он пойти не может. Собственно, Запад признает сложность вопроса с Радой, иначе бы поставил принятие законов необходимым условием для выдачи третьего транша».
По мнению властей в Киеве, время работает в их пользу. Один из главных игроков на украинском геополитическом поле – США, сейчас заняты предвыборной гонкой и заинтересованы в сохранении здесь статуса-кво как минимум до января 2017 г. Ожидаемая победа Хиллари Клинтон принесет новую динамику в кризис на Украине, которая будет иметь явную антироссийскую направленность. Именно этого и ждет Киев, отчаянно сопротивляясь усилиям европейцев ускорить выполнение Минских соглашений.
Впрочем, подобные ожидания могут оказаться напрасными. Новая американская администрация едва ли захочет начать свою работу с обострения конфронтации с Россией и, скорее всего, сначала предложит Москве некий компромиссный вариант, отличный от того, что добиваются депутаты Рады. Кроме того, в первой половине 2017 г. во Франции состоятся выборы президента, а в Германии выборы депутатов Бундестага, что вероятнее всего также внесет определенные коррективы во внешнеполитический курс этих стран. С учетом результатов последних земельных выборов в ФРГ, в ходе которых в Берлине прекратила существование правящая коалиция ХДС и СДПГ, а правые популисты из «Альтернативы для Германии» набрали впечатляющие 14,2%, поражение партии Меркель на общегерманских выборах может стать реальностью. Возможно, сейчас Киев упускает последнюю возможность урегулировать кризис на Донбассе с помощью или за счет удобных европейских партнеров.
В России традиционно принято говорить о неизменном характере российско-индийских отношений вне зависимости от того, кто находится у власти в «крупнейшей демократии мира». Однако Москве выгоден приход к власти именно правительства «Индийской народной партии».
Минские переговоры – это своего рода представление, в котором Украина вынуждена торопиться не спеша. При этом, такие очевидные соображения, как важность Донбасса для целостности и энергетической состоятельности страны, ответственность перед гражданами в неконтролируемой части Донецкой и Луганской областей, – обычно игнорируются.
После визита Ангелы Меркель в Вашингтон администрация Трампа согласилась продолжить торговые переговоры с ЕС. Майк Помпео через несколько часов после своего вступления в должность уже был в штаб-квартире НАТО, где вернул на повестку дня Альянса политику открытых дверей и необходимость противостояния России. Визит президента Нигерии в Вашингтон позволил поставить точку в скандале вокруг заявлений Трампа в адрес населения африканских стран.
В центре внимания аналитиков находились сирийская операция России и встреча Владимира Путина и Барака Обамы в Нью-Йорке. Однако помимо этого в сентябре произошли несколько поворотных событий, которые повлияют на отношения России со своими соседями и международными партнерами. Агентство «Внешняя политика» представляет рейтинг ключевых событий внешней политики России в сентябре.