Основными событиями прошедшей недели в регионе стали успехи боевиков Исламского государства в Ираке, визит иракского главы правительства в Россию, а также очередная попытка йеменского урегулирования на конференции в Эр-Рияде. Внимание также привлек теракт, совершенный на востоке Саудовской Аравии в шиитской мечети, ответственность за который взяло Исламское государство.
Визит иракского премьер-министра в Россию на фоне разногласий между Багдадом и Вашингтоном
Прошло уже более 8 месяцев с начала военно-воздушной операции международной коалиции во главе с Вашингтоном по борьбе с боевиками Исламского государства (ИГ) в Ираке. Кампания демонстрирует все менее обнадеживающие результаты, усиливая критику в адрес Белого дома и поднимая вопрос о необходимости смены стратегии.
Неудачи операции по борьбе с ИГ связаны не только с неэффективностью действий Вашингтона, но и со сложностями внутрииракской военно-политической организации.
Помимо национальной иракской армии и курдских отрядов Пешмерга, на которые опираются в своих действиях США, действуют также группировки Народного Ополчения (Аль-Хашд Аш-Шаабий), подчиняющиеся напрямую премьер-министру и состоящие преимущественно из иракцев-шиитов (хотя в последнее время их ряды начали пополняться также и суннитами). Сообщается, что ополчение действует значительно эффективнее, чем вооруженные силы Ирака. Кроме этого, в боях против боевиков ИГ действуют также отряды Хизбаллы и иранских сил, которые координируют свою деятельность с Багдадом, однако не подчиняются ему.
На фоне политической разобщенности в Ираке на прошедшей неделе боевики ИГ взяли под свой контроль город Рамади в иракской провинции Анбар. Багдад и Вашнгтон поспешили обвинить друг друга в неудаче. Министр обороны США Эштон Картер заявил, что иракские вооруженные силы, несмотря на численное преимущество, не смогли дать отпор боевикам ИГ.
«Иракская армия не проявила никакого желания сражаться. Они значительно превосходили противника по численности и, тем не менее, отступили».
В свою очередь, председатель комитета иракского парламента по вопросам обороны и безопасности Хаким аль-Замили ответил, что заявления главы Пентагона являются «нереалистичными и безосновательными», подчеркнув, что часть вины за неудачу в Рамади лежит на США, которые не предоставили бойцам должное «оборудование, вооружение и военно-воздушное сопровождение».
Полемика пошла дальше, когда иракский вице-президент Айад Аллауи заявил, что воздушная кампания по борьбе с ИГ просто не работает.
«Никаких хороших новостей от коалиции не поступает, стратегии нет. Поэтому я обратился к политическим лидерам страны с поручением сформулировать стратегию и представить ее коалиции. Международная коалиция действует безрезультатно, военно-воздушные удары не решают проблемы».
Задержки в поставках американского оружия в Ирак возникают уже не впервые, и это толкает Багдад на поиски других источников помощи. В свете усилившихся противоречий между Багдадом и Вашингтоном премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади 20 мая отправился с визитом в Россию, где он встретился с президентом Владимиром Путиным и премьер-министром Дмитрием Медведевым. В Москве иракский лидер, посетовав на сложности сотрудничества с США, выразил надежду на укрепление и расширение взаимодействия с Россией, в частности – в военно-технической сфере. Среди таких сложностей называются задержки в поставке военной техники и вооружения, дозированность и обусловленность этих поставок со стороны Вашингтона. Со своей стороны, Россия может предложить не только гибкие условия оплаты, но и реализацию поставок «в течение нескольких часов». Следует вспомнить, что в мае-июне 2014 года, когда проблема ИГИЛ встала для Ирака особенно остро именно Россия экстренно отреагировала на запрос Багдада о вооружении, в то время как Вашингтон в очередной раз медлил с реализацией своих военных контрактов с Ираком.
Помимо договоренностей по военным поставкам, стороны также подписали протокол о культурном сотрудничестве. Также сообщается, что иракский лидер пытался убедить Москву принять участие в политическом урегулировании кризиса в стране.
Едва ли следует рассматривать визит аль-Абади в Россию и его договоренности с российским руководством, как разворот внешнеполитической ориентации Ирака. Сотрудничество с Россией по военно-технической линии реализовывалось и прежде - достаточно вспомнить крупный военный контракт, заключенный в ходе визита бывшего премьер-министра Нури аль-Малики в Москву в конце 2012 года. В свою очередь, США, как и Иран, остаются влиятельными на внутрииракской политической арене силами.
Между тем, Багдад все более отчетливо проводит курс на самостоятельную, независимую политику, позволяя себе критические высказывания в адрес Вашингтона и Тегерана и развивая контакты с Москвой и Анкарой.
Более того, в нынешних кризисных военно-политических условиях для иракских властей главной задачей является борьба с ИГ и получение как можно более интенсивной помощи от тех, кто готов ее предоставить.
Конференция по урегулированию йеменского кризиса в Эр-Рияде
В условиях продолжающихся боев в Йемене и малорезультативной военно-воздушной операции международной коалиции, запущенной Саудовской Аравией в конце марта, Эр-Рияд активно ищет политическое разрешение кризиса в соседней стране.
17-20 мая в саудовской столице проходила конференция по урегулированию йеменского конфликта. Целью встречи стало подтверждение легитимности саудовской операции собравшимися в Эр-Рияде представителями разных внутриполитических групп Йемена. В основе переговоров лежали положения рекомендаций, сформулированных по итогам Общенационального Диалога в октябре 2013 года, а также резолюции СБ ООН 2216 от 14 апреля 2015 года, осуждающей действия хуситов и предусматривающей в качестве необходимых условий урегулирования конфликта вывод ими своих сил с захваченных территорий, сдачу оружия, освобождение политических заключенных и разрешение правительству президента Абд Раббо Мансура Хади вернутся к власти.
По результатам конференции было принята декларация, в которой провозглашалась трансформация Йемена в децентрализованную федерацию с эффективной системой распределения полномочий между центральной и региональной властями. Количество субъектов может варьироваться от 3 до 6. По сути, это повторение договоренностей октября 2013 года. Также были затронуты вопросы реструктуризации йеменской армии, представляющей сегодня дезорганизованные разобщенные группы.
Конференция не обещала быть сколь-либо продуктивной и способствующей урегулированию йеменского кризиса. В ней отказались принять участие представители противоборствующего лагеря – хуситы и примкнувшие к ним силы сверженного в 2011 году президента Али Абдаллы Салеха. Это объясняется тем, что Саудовская Аравия и не стремится к урегулированию конфликта: главной ее целью является стабилизация своего беспокойного приграничья и нейтрализация шиитов.
Если бы Эр-Рияд хотел пойти на создание эффективной системы государственного управления в стране, он бы сделал это еще в 2011 году, когда был отстранен Салех – это бы позволило избежать сегодняшнего кризиса.
Однако, как и 4 года назад, саудовское руководство направляет все свои усилия на формирование и укрепление лояльного режима, который в результате оказывается неспособным действовать в кризисных ситуациях.
Речь идет о президенте Хади, который подал в отставку в январе и бежал в Саудовскую Аравию.
Хуситы, не участвовавшие в Эр-Риядской встрече ввиду того, что она проводилась на территории «не-нейтральной стороны», заявляют о том, что Хади потерял свою легитимность в результате собственной отставки и поддержки саудовской интервенции в Йемене.
Йеменский кризис зашел в тупик – как на политическом, так и на военном направлении. Объявленное пятидневное гуманитарное перемирие сорвалось 17 мая. Подготовка мирных переговоров при международном посредничестве ООН, планировавшаяся на 28 мая в Женеве, сначала ознаменовалась отказом Хади присутствовать на ней, а затем – ее переносом на неопределенный срок. Военно-воздушная операция Саудовской Аравии результатов не приносит, хуситы и силы Салеха свои позиции не сдают. Йеменский конфликт сегодня – это борьба за власть между Салехом и лояльными Саудовской Аравии силами на фоне попыток Эр-Рияда не допустить усиления шиитов в своем приграничье.
Террористический акт в саудовской мечети
В пятницу 22 мая в Саудовской Аравии в деревне аль-Кадих на востоке страны был совершен теракт в шиитской мечети. В результате пострадало более ста человек, из которых по меньшей мере 81 убиты и 21 – ранены. Теракт был совершен террористом-смертником, взорвавшим себя в ходе пятничной молитвы. Последний теракт против шиитского меньшинства Саудовской Аравии был совершен в ноябре, когда вооруженный террорист расстрелял не менее 8 человек в ходе религиозного празднования. Ответственность за теракт 22 мая взяло на себя Исламское государство.
Представитель министерства внутренних дел Королевства заявил, что разжигание межконфессиональной вражды является стратегией ИГ на территории Саудовской Аравии. Боевики ИГ также нацелены на «раскол Королевства на 5 частей и убийство представителей служб безопасности страны».
Следует отметить, что восточные провинции Саудовской Аравии, где проживает шиитское меньшинство (10-15% населения), традиционно являются территорией антиправительственных выступлений и демонстраций. Причина заключается в дискриминационной политике Королевства в отношении шиитов. Они ограничены в возможностях образования, участия в политической жизни, а также терпят пренебрежительное отношение к себе, отражающееся в учебниках, высказываниях политиков и религиозных деятелей. Кроме того, существуют ограничения на празднование шиитских праздников, а провинции страны с шиитским большинством плохо финансируются из госбюджета.
Признание ответственности за теракт руководством ИГ не вносит ясности. Авторитетный источник сообщает, что у ИГ нет на территории Королевства своих структур, а значит – они не могли совершить теракт. Наиболее вероятной версией называется причастность йеменских хуситов и сил Салеха к его организации. Их целью было дестабилизировать и без того беспокойный район Саудовской Аравии и оттянуть силы Королевства от границ Йемена на восток страны.
Между тем, очевидно, что остальные игроки – помимо хуситов и Салеха – попытаются извлечь максимум из произошедшего. У Тегерана появится очередной повод обвинить Эр-Рияд в дискриминации прав саудовских шиитов, у саудовского руководства – возможность лишний раз раскритиковать иранцев за вмешательство во внутренние дела государств региона и предоставить очередной довод Вашингтону о необходимости увеличения военной помощи и предоставления письменных гарантий безопасности.
Победа Дональда Трампа на президентских выборах вызвала оживленную дискуссию о преемственности американского внешнеполитического курса при новом лидере. Безусловно, фундаментальные изменения здесь маловероятны, однако стоит отметить, что одна лишь прагматизация подходов к решению актуальных проблем способна дать некоторые результаты. Например, упорядочить российско-американские противоречия в Закавказье.
Согласие Киева сесть за стол с лидерами с лидерами ДНР и ЛНР будет означать признание их Киевом как стороны конфликта. После чего украинским властям, соответственно, придется признавать гражданский характер этого конфликта, и отказываться от мантры «Украина противостоит террористам и российским интервентам». Что, в свою очередь, станет серьезнейшим ударом как по майданной мифологии, так и в целом по имиджевой и внешней политике нынешней власти.
Современное российское государство «сочетает в себе – функционально и территориально – важные черты демократии и авторитаризма». Оно может желать развития тесных и содержательных отношений с Западом, в частности с США, и при этом стремиться сохранить свое влияние, особенно на евразийском пространстве, в странах, непосредственно соседствующих с ним.
Урегулирование конфликта вышло на новую стадию: ни Киев, ни Донецк, ни Луганск не скрывают, что полностью выполнять договоренности не собираются. Минский процесс близок к провалу, хотя еще недавно казалось, что перспектива урегулирования реальна.