Внешнюю политику США ждут перемены. Их повлекут качественные изменения в оценках американцами роли своей страны в международных делах. В 2012 году статистика зафиксировала тенденцию - более половины жителей США впервые за 50 лет высказались против активной внешней политики.
Международное положение страны глазами американцев
Согласно результатам социологического опроса “Место Америки в мире”, впервые с 1964 года большинство американцев высказалось против вовлечения США в решение международных проблем (52%). По данным опроса агентства «PewResearch», в начале 2000-х годов так считали около 30% респондентов. Еще большее число опрошенных (80%) поддержало смещение фокуса внимания правительства с внешней политики на внутреннюю. Эти изменения социологи связывают с двумя факторами: сложной экономической ситуацией в США и усталостью общества от активной и безрезультатной внешней политики.
Американцы осознают, что международному имиджу страны нанесен урон - 70% опрошенных отмечают, что США стали меньше уважать в мире. Но это не говорит о готовности общества вернуться к изоляционизму. Граждане США хотят, чтобы их страна продолжала играть ведущую роль в мире, разделяя ответственность с основными союзниками по НАТО (72%). Американцы также выступают за более активное вовлечение страны в мировую экономику, считая, что это позволит открыть новые рынки для товаров из США. 68% опрошенных признают Америку ведущей военной державой, но лишь 31% считают, что страна является лидером в экономике.
Казалось бы, политический курс администрации Барака Обамы соответствует общественным ожиданиям. Белый дом при демократах отказался от односторонних действий, сделал акцент на сотрудничество с партнерами и активное развитие экономической политики. Тем не менее, в обществе сохраняется недовольство внешней политикой США (53%). Показательно, что американцы обвиняют Белый дом в нерешительности (51%).
Сокращение глобального присутствия США
Снижение поддержки внешней политики не удивительно. Лейтмотивом первого президентского срока Б. Обамы было исправление ошибок администрации Дж. Буша-младшего. От второго президентства Обамы американцы ждут конкретных результатов. В качестве решения Белый дом предложил программу сокращения глобального присутствия США при сохранении приоритета на продвижение демократических ценностей. В решении этой задачи американское руководство стало более прагматично подходить к поиску партнеров, и настойчивее привлекать союзников.
В сентябре 2013 года в ходе выступления на Генеральной ассамблее ООН Б. Обама выдвинул три новых принципа внешней политики США. Первый - демократизация требует времени, и Америка не будет торопиться. Второй - США будут сотрудничать со всеми государствами на базе взаимного интереса, вне зависимости от степени их демократичности. Третий - Америка не будет в одиночку нести бремя поддержания мирового порядка.
Делегирование части ответственности на союзников неизбежно приведет к сокращению глобального присутствия США. Отказ Белого дома от участия в наземной операции в Ливии, стремление к дипломатическому решению иранской ядерной проблемы, воздержание от интервенции в Сирию, непоследовательность в связи с ситуацией на Украине - все это дает повод упрекать Б. Обаму в нерешительности. Однако развитие каждой из названных ситуаций в заметной степени зависит от участия США. Новый курс Обамы - это не символ упадка страны, но способ избежать этого упадка.
Американским президентам на протяжении истории не раз приходилось сталкиваться с проблемой восстановления страны после затяжного военного конфликта за рубежом. На месте Б. Обамы оказывались Д. Эйзенхауэр после войны в Корее, Р. Никсон после войны во Вьетнаме и Дж. Буш-старший после окончания холодной войны. Каждому из них приходилось искать пути управляемого сокращения международной роли США.
Основная проблема внешней политики США остается прежней - неверная оценка интересов и переоценка возможностей. США вмешиваются в региональные дела вдали от своих границ чтобы выяснить, что они не способны их уладить. За прошедшие десятилетия мир привык к американскому активизму и научился ему противостоять. Но нужно признать, что действия Вашингтона сдерживают больше угроз мировой безопасности, чем производят. Отказ Америки от глобального лидерства повлечет за собой появление политического вакуума, который пока не готово занять ни одно государство.
Внешнеполитический курс Б. Обамы все чаще подвергается критике как среди населения страны, так и в правительственных кругах. У президента есть два с половиной года, чтобы попытаться изменить ситуацию. На президентских выборах в 2016 году кандидаты должны будут предложить американцам стратегию внешней политики, которая сделает страну сильным, активным и командным участником международных отношений.
Грузия является местом не только столкновения глобальных игроков, но и точкой, где сходятся линии сотрудничества региональных держав. Мы причисляем к ним Россию, Турцию и Иран. По очевидным причинам Грузия всегда находилась внутри треугольника трёх великих государств. Её территория, этнический состав и внутренний уклад зачастую зависели оттого, к какому полюсу, российскому, турецкому или персидскому тяготели грузинские княжества.
Партии активно пытаются разыграть «русскую карту». Правые силы (Партия реформ, Союз Отечества и Республика) и социал-демократы приняли на вооружение вопросы интеграции и гражданства. Впервые за долгие годы «русская» проблематика вошла в предвыборный дискурс не как точка консолидации центристского электората, а как один из важных пунктов предвыборной программы значимых политических сил.
Протестный избиратель Армении готов поддерживать не столько конструктивную программу, сколько кандидата-критика власти. Это придает всей конструкции армянской политической системы неустойчивый характер. Недовольство политикой властей может вынести на поверхность случайных персонажей, не обладающих достаточным уровнем компетенции и подготовки для управления страной. Этому сценарию способствует и пополнение рядов недовольной молодежью.
2 сентября руководитель аналитического агентства "Внешняя политика" Андрей Сушенцов дал большое интервью интернет-газете «ZNAK», приуроченное к саммиту "Большой двадцатки" в китайском Ханчжоу. В ходе интервью обсуждались ситуация на Украине, позиция ЕС по Минским соглашениям и санкциям в отношении РФ, перспективы сотрудничества России и США в Сирии и политика Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе.