Основными событиями внешнеполитической повестки США стали визит госсекретаря Джона Керри в Сочи для обсуждения возможностей взаимодействия Вашингтона с Москвой по основным международным вопросам, а также встреча представителей государств Совета сотрудничества стран Персидского залива с президентом США Бараком Обамой в Кэмп-Дэвиде. Развитие полемики вокруг предстоящих в 2016 году президентских выборов в стране на этой неделе также приобрело внешнеполитический оттенок.
На этой неделе внешнеполитическое ведомство США преподнесло сюрприз, объявив в понедельник, что Джон Керри поедет в Сочи для встречи не только со своим коллегой Сергеем Лавровым, но и Владимиром Путиным. Пожалуй, наилучшим образом всеобщее удивление предал один из журналистов во время брифинга Госдепа:
«На протяжении последних 18 месяцев мы постоянно видим критику США со стороны России. Очевидно, что ничего не изменилось. Они захватили часть другой страны и говорят, что это ваша вина. Зачем встречаться сейчас? Я не понимаю почему. Что в этом разумного? Вы продолжаете говорить, что это было бы разумно. Но, по-моему, все осталось по-прежнему. Почему? Почему вы не устраивали такие встречи насколько месяцев, или даже год, назад, если это так важно?»
Реакция Госдепартамента была предсказуемо расплывчатой:
«Здесь нет никакой загадки. Просто, это было разумно с точки зрения нашего расписания зарубежных поездок, с точки зрения ситуации по множеству других вопросов. Ничего больше».
Стивен Сестанович, старший научный сотрудник Совета по международным отношениям, считает, что визит был необходим по двум причинам:
«С одной стороны, США были заинтересованы в том, чтобы продемонстрировать, что они могут, где возможно, работать вместе с Россией. С другой стороны, им было необходимо дать понять, что, если Россия будет продолжать отказываться от сотрудничества в таких вопросах, как Сирия и, что более важно, Украина, то сама возможность дальнейшего диалога не будет иметь никакого смысла».
Как бы то ни было, Госдепартамент сделал все возможное, чтобы дать понять, что повестка дня российско-американских отношений не сводится лишь к украинскому вопросу, а речь идет о прагматичном подходе: не позволять разногласиям в одном вопросе мешать сотрудничеству по остальным.
Перечисляя предстоящие темы разговора двух министров, пресс-секретарь Мари Харф поставила Украину лишь после Сирии и Ирана. Такой последовательности придерживался и представитель госдепартамента на брифинге накануне визита: Иран, Исламское государство, Сирия, Йемен, Украина.
Тем не менее, по мнению бывшего американского посла в России Майкла Макфола, не стоит надеяться на сотрудничество двух стран, в частности, по Сирии:
«Мы гонялись за ними в течение трех лет, пытаясь заручиться их поддержкой для продвижения политических перемен в Сирии, и у нас ничего не получилось. У меня мало оптимизма, что они захотят сотрудничать сейчас».
Столь же пессимистично относительно возможного сотрудничества настроен Мэттью Роджански, директор Института Кеннана в Центре Вильсона:
«Реальность наших отношений такова, что уровень взаимного доверия равен нулю, как и их содержательная часть».
Противоположного мнения придерживается профессор Джорджтаунского университета Анжела Стент:
«Визит Керри является признанием того факта, что Россия по-прежнему играет одну из основных ролей в решении международных проблем. Возможно, у нас не получится добиться полного сотрудничества, но, по крайней мере, мы хотим, чтобы Россия не мешала в этих вопросах».
Признаки потепления отношений увидел в визите Керри и старший директор консалтинговой фирмы «Киссинджер Ассошиэйтс» Томас Грэм:
«Послушайте, необходимо общаться с другими странами, даже если у вас имеются серьезные противоречия. Как можно выстраивать отношения, если вы не разговариваете с русскими, когда это делает весь остальной мир? Нормальные отношения не означают согласия по всем вопросам».
Возможно, в критический момент, когда казалось, что отношения между США и Россией снова покатились вниз, обе страны решили попробовать другой способ выяснения отношений и последовать советам некоторых экспертов: просто поговорить.
В этой связи вспоминаются слова бывшего советника по национальной безопасности Джорджа Буша-младшего Стивена Хэдли, произнесенные на конференции Аспенской группы еще в ноябре 2014 года:
«Нам надо сесть за стол переговоров и сказать: мы готовы находиться здесь сколь угодно долго и выслушать все, что вы хотите сказать, потому что мы пытаемся понять вашу позицию, потому что есть проблема, которую необходимо решить. Именно с этого надо начинать. Мы должны провести очень много времени, просто слушая».
Судя по совместной пресс-конференции по окончании визита, восемь часов общения двух министров иностранных дел и российского президента не прошли даром. Как минимум, они постарались воздержаться от взаимных обвинений, и даже показать готовность к компромиссу: Джон Керри позволил себе критическое замечание в отношении киевских властей, а Сергей Лавров – признание нарушение минских соглашений обеими сторонами конфликта.
В среду в Кэмп-Дэвиде Барак Обама принимал представителей шести арабских государств – членов Совета сотрудничества стран Персидского залива, чтобы, по словам заместителя советника президента по вопросам национальной безопасности Бена Родса, «произвести оценку политики США и членов Совета в регионе и определить возможности укрепления партнерства и сотрудничества в области безопасности».
Неофициальной же целью американской делегации на саммите было убедить арабских монархов более благосклонно отнестись к переговорам с Ираном. Тем не менее, как оказалось, убеждать было некого. Несмотря на попытки госдепартамента заверить всех, что отсутствие четырех из шести глав государств (первые лица приехали только из Катара и Кувейта) не повредит содержанию переговоров, многие СМИ и аналитики поспешили связать этот факт с утратой Вашингтоном доверия в глазах арабских партнеров.
Наиболее демонстративной в этом смысле стала причина отсутствия короля Бахрейна, который предпочел провести это время в компании королевы Елизаветы Второй, посетив скачки в Великобритании. Не менее противоречивым стало отсутствие короля Саудовской Аравии, который изменил свое решение в последнюю минуту.
Джон Альтерман, старший вице-президент Центра стратегических и международных исследований (CSIS) в этой связи отметил:
«Это является четким сигналом Белому Дому, когда близкий партнер фактически заявляет, что у него есть дела поважнее, чем поездка с президентом в Кэмп-Дэвид, всего через несколько дней после того, как Белый Дом объявил о запланированной неофициальной встрече с ним до начала саммита».
Кеннет Роллак, сотрудник Брукингского института, специализирующийся на Ближнем Востоке, считает, что основной причиной недовольства арабских монархов является именно позиция Вашингтона по Ирану:
«Страны Залива очень обеспокоены иранской ядерной сделкой. Некоторые из них полагают, что это является началом политики администрации Обамы разменять их на Иран».
Другой причиной недовольства, по мнению газеты «Нью-Йорк Таймс», могло стать интервью Барака Обамы, в котором он отметил, что некоторые союзники США в регионе должны быть обеспокоены возможностью внутриполитических беспорядков, когда у населения нет законных политических средств для выражения мнений, расходящихся с позицией властей.
Арабские монархи также настороженно относятся к нежеланию Вашингтона наращивать уровень военного сотрудничества. Здесь руки США связаны обязательством поддерживать военное превосходство Израиля.
По мнению Карима Саджадпура, эксперта по Ирану в Фонде Карнеги за международный мир, в идеале арабские союзники хотели бы всеобъемлющего договора в области безопасности, подобно недавно заключенному соглашению с Японией.
«Однако, понимая, что просить этого было бы слишком, они соглашаются на минимум – хотя бы поставки вооружений».
Своеобразное резюме текущей позиции стран Персидского залива подвел Эмиль ель Хокаем, аналитик Международного института стратегических исследований:
«Они надеются, что проблема заключается не в самих США, а только в Обаме. Они с нетерпением ждут 2016 года».
На этой неделе сразу несколько участников президентской гонки были вынуждены держать ответ за события, оставшиеся, казалось, в прошлом американской внешней политики. В случае с республиканцем Джебом Бушем, это стали решения его брата – Джорджа Буша, которого он назвал своим советником по внешней политике. За последние несколько дней он несколько раз пытался объяснить свою позицию по вторжению в Ирак в 2003 году. В понедельник Джеб Буш заявил, что, даже обладая всей информацией, которая находится сегодня в распоряжении американских разведывательных служб, находясь на месте своего брата он принял бы решение ввести войска. Это утверждение вызвало массу возмущения в США. После нескольких попыток, он, наконец, исправился и сказал:
«Зная то, что я знаю сейчас, я бы не пошел в Ирак».
По мнению большинства политтехнологов, подобная неподготовленность Джеба Буша удивляет. Стив Шмидт, помогавший во время предвыборной компании 2008 года Джону МакКейну, отметил:
«Это самый очевидный вопрос, на который такой кандидат, как Джеб Буш, должен быть готов отвечать. Его же реакция показывает, насколько сложно ему будет справиться с внешнеполитическим наследием своего брата, чтобы атаковать политику Клинтон-Обамы и предложить более жесткую позицию в области безопасности».
Тем не менее, и его основному оппоненту – Хиллари Клинтон – пришлось на этой неделе непросто. Ее «призрак прошлого» - это ситуация с нападением на американское посольство в Бенгази в 2012 году. Созданный для расследования этого инцидента специальный комитет, состоящий преимущественно из республиканцев, в пятницу выпустил очередной промежуточный доклад. Проблема заключается в том, что существует подозрение, что нападавшие на посольство обладали внутренней информацией, что послужило причиной успеха нападения. Хиллари Клинтон же обвиняют в том, что она использовала личную почту для ведения служебной переписки, откуда информация могла попасть в руки злоумышленников.
С тех пор, как бывшая госсекретарь заявила о своем желании баллотироваться в президенты, комитет по Бенгази превратился в Комитет по Хиллари Клинтон. Уже неоднократно переносилась дата, когда Клинтон должна предстать перед комитетом для «дачи показаний» по этому делу. Точно также продлевались и сроки подготовки заключительного доклада комиссии. Вполне вероятно, что республиканцы решили подождать до октября 2016 года, чтобы нанести удар своему основному конкуренту в самый неподходящий для Клинтон момент.
Споры в экспертном сообществе США ведутся в отношении допустимой степени давления на Москву. Тем не менее, никто не подвергает сомнению ряд утверждений, положенных в основу санкционной политики в отношении России.
Российско-американские отношения осложнены последствиями украинского кризиса, жесткой риторикой Вашингтона и политикой санкций. В какой мере кризис в отношениях на одном направлении будет создавать препятствия для развития нормального диалога на других? 24 апреля 2015 года начнется двухгодичный срок председательства США в Арктическом Совете. Арктика может стать еще одной сферой противоборства Москвы и Вашингтона.
Выступая по национальному телевидению Афганистана 30 ноября, новоизбранный президент страны Ашраф Гани объявил о том, что отныне функции почти всех министров будут исполнять их заместители. Даже президент и премьер-министр Абдулла Абдулла в скором времени смогут прийти к консенсусу, новое правительство будет крайне слабым.
На саммите АТЭС в Перу Барак Обама безуспешно пытался доказать, что предвыборная риторика Дональда Трампа не будет реализована в полном объеме и проект ТТП еще рано списывать со счетов. Сам Трамп огласил список инициатив на первые сто дней своего президентства. Уже сейчас становится ясно, что его стремление наладить отношения с Россией встретит жесткое противодействие в Конгрессе.