17 мая министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриель прибыл в США с двухдневным визитом. Глава немецкого внешнеполитического ведомства провел рабочую встречу с госсекретарем Рексом Тиллерсоном, в ходе которой обсуждались актуальные вопросы двусторонних отношений, региональной и глобальной безопасности, украинский и сирийский кризис.
Крупной темой для обсуждения стала ситуация вокруг расположенной на территории Турции авиабазы Инджирлиик. Ранее турецкие власти запретили немецким парламентариям посещать военный объект, поскольку ФРГ предоставила политическое убежище турецким офицерам, сбежавшим из Турции после неудачной попытки переворота против правительства Р. Эрдогана. Глава немецкого МИД выразил надежду, что США смогут оказать влияние на Турцию и парламентская делегация бундестага сможет посетить авиабазу.
Зигмар Габриель подчеркнул важность экономического сотрудничества между США и ФРГ. По словам немецкого министра, немецкие инвестиции в американскую экономику привели к созданию 670 000 рабочих мест в США. Он охарактеризовал текущие американо-немецкие торговые связи как взаимовыгодные.
Визит Габриеля состоялся в контексте продолжающегося скандала вокруг мнимой передачи Дональдом Трампом секретных сведений израильской разведки главе российского МИД Сергею Лаврову. Невольно выступая в защиту Трампа, Габриель отметил, что произошедшее не является поводом для напряженности в американо-германских отношениях. Он напомнил о скандале с прослушкой телефонов Ангелы Меркель, случившимся во время правления Барака Обамы, и заявил, что даже после этого двусторонние связи смогли быстро нормализоваться.
За день до своей поездки в Вашингтон Зигмар Габриель принял участие в открытии американо-немецкой конференции в Берлине «План Маршалла и его наследие – на пути к тесному трансатлантическому партнерству», приуроченной к 70-й годовщине «плана Маршалла». Глава немецкого МИД произнес продолжительную речь, в которой подчеркнул важное значение американской помощи в послевоенные годы для восстановления экономики ФРГ и создания основ европейской интеграции. Он выделил пять основных пунктов, на которые необходимо опираться, укрепляя трансатлантическое партнерство:
- вместе США и ЕС сильнее, чем по отдельности. Трансатлантическое партнерство соответствует интересом обеих сторон.
- международный порядок, основанный на законе и защищающий свободу его участников, все чаще подвергается сомнению. Растет социально-политическая напряженность. Необходимо вместе защищать западные ценности и принципы от внешних и внутренних угроз. Без этих обязательств растет угроза столкнуться с серьезными последствиями.
- чем стабильнее, способнее и успешнее будут США и ЕС, тем эффективней они смогут действовать на международной арене. Трансатлантические отношения начинаются с «домашнего задания» для каждой из сторон.
- США и ЕС должны выработать новый баланс «твердой» и «мягкой» силы. Не должно возникнуть противоречий: ЕС должен нарастить потенциал «твердой» силы, а США не растерять потенциал силы «мягкой».
- трансатлантические отношения не являются чем-то предустановленным и постоянным. Необходимо снова и снова фиксировать то новое, что происходит в обществе и следить, чтобы издержки этих отношений распределялись справедливо.
Визит Зигмара Габриеля продолжил умеренно-настороженную линию немецкого руководства по отношению к новой американской администрации. Как и во время визита канцлера Ангелы Меркель, немецкая сторона старалась продемонстрировать приверженность политике Трансатлантического партнерства. Призывая США выступить в качестве арбитра в споре с Турцией, Берлин дает Вашингтону возможность проявить свою определяющую роль в рамках НАТО и показывает, что без активной американской внешней политики демократические ценности оказываются под угрозой.
Защищая евроатлантические принципы, немецкое руководство стремится доказать его решающее значение в категориях, приемлемых для Дональда Трампа. Наряду с традиционным ценностным подходом в риторике Берлина появляются конкретные цифры и очевидные исторические параллели. Озвученные Габриелем сотни тысяч рабочих мест для американцев, созданные немецкими бизнесменами, должны продемонстрировать, что евроатлантический проект основан не только на идеологии, но и на экономической выгоде. Оказав 70 лет назад помощь европейским странам, Джордж Маршалл обеспечил США надежного торгового партнера, к тому же разделяющего американские ценности.
Выход Великобритании из ЕС, миграционный кризис, события на Украине и предстоящие выборы канцлера заставляют немецкое руководство подтвердить собственные внешнеполитические приоритеты. Акцентируя внимание на евроатлантизме и особых отношениях с США, Берлин демонстрирует стабильность своей внешней политики. Обратной стороной такого подхода остается дефицит гибкости и прагматизма, общая растерянность немецких элит в ситуации, когда приходится доказывать старшему партнеру некогда очевидные для него вещи.
По логике Брюсселя и Вашингтона страны постсоветского пространства имеют суверенное право выбирать, в какие политические, экономические и военные союзы им входить. Однако крупные страны, которые оказались вне НАТО, задают вопрос: какова роль этой организации на континенте и против кого она намерена обороняться? В результате, в Европе между Россией и НАТО начинается игра с «нулевой суммой» - и не Москва ее начала.
Примерно с 2012 года риторика о России как опасной неосоветской автократии подхвачена государством. Элиты, Белый дом, президент Барак Обама активно ее используют. Эта риторика пришла из СМИ и во многом под влиянием прессы стала частью политического истеблишмента. Массовое же американское сознание до того не было подвержено политической русофобии.
Нынешние отношения РФ и США всё больше напоминают нормальные отношения великих держав, в рамках которых конкуренция — нормальное явление, однако им нужно научиться избегать конфронтации, особенно в области геополитики. При этом главная угроза для Америки сейчас — это не Россия или Китай, и даже не радикальный ислам, а мировой беспорядок, поскольку США не имеют опыта существования в рамках многополярного мира и продолжают руководствоваться устаревшей парадигмой в своей внешней политике.
Расхождение интересов привело к переоценке Россией своих приоритетов в отношениях с Западом. Планы по созданию равноправного мирового порядка не реализовались. США и НАТО неоднократно и в одностороннем порядке использовали силу конфликтах в обход международного права. Независимый внешний курс России по обеспечению своих интересов стал вызывать все больше нареканий на Западе, который начал указывать Москве, что именно она играет «не по правилам».
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.