Исламистская группировка ИГИЛ, в конце июня провозгласившая создание халифата на отвоеванных территориях Ирака, получает серьезный отпор со стороны начавших консолидироваться внутрииракских сил. В единый лагерь по борьбе с экстремистами вступили также региональные державы и Запад, в первую очередь – США. Так, 16 августа американские ВВС нанесли 9 ударов по боевикам ИГИЛ в районе Эрбиля и крупнейшей дамбы Ирака в районе Мосула, недавно захваченных исламистами.
Реакцией на действия США в Ираке стало обвинение международного сообщества в политике «двойных стандартов» со стороны сирийской оппозиции в лице Национальной Коалиции. Сирийские повстанцы, последние два года вынужденные вести боевые действия не только против сил режима, но и боевиков ИГИЛ, призывают Вашингтон нанести удары по позициям исламистов в Сирии. Однако Барак Обама продолжает придерживаться позиции отказа от непосредственного вмешательства в сирийский конфликт. Тем временем в Сирии силы режима усилили удары по позициям исламистов на северо-востоке страны, где ИГИЛ продолжает уничтожать мирное население, пытающееся противостоять им.
На канале Al Jazeera 16 августа состоялось обсуждение вопроса о возможном влиянии последних иракских событий на развитие конфликта в Сирии. «Враг моего врага – мой друг? Является ли ИГИЛ в Сирии «другом» для Вашингтона, выступающего на стороне оппозиции?» - такой вопрос был задан участникам обсуждения. По мнению Бассама Имади, бывшего сирийского посла в Швеции, отколовшегося от режима в 2011 г., ИГИЛ пока не воспринимается США как «враг». Филлис Беннис, директор Института политических исследований в США, в свою очередь, отметила, что «у США нет друзей, у США есть интересы».
Необходимо понимать, что для исламистов – в отличие от США – не существует границ между Ираком и Сирией. Невозможно рассматривать деятельность ИГИЛ в этих странах в отрыве друг от друга. Невозможно бороться с иракскими боевиками и параллельно «в своих интересах» выступать против сил, которые действенно противостоят боевикам на сирийской территории – этот действенный отпор исходит именно со стороны «неудобного» Вашингтону режиму Башара Асада в условиях, когда «умеренная» оппозиция последовательно демонстрирует свое бессилие в противостоянии исламистам. Невозможно также поставлять вооружение этой «умеренной» оппозиции и не понимать, что оно может попасть в руки ИГИЛ, действующих как в Сирии, так и в Ираке. Однако ситуация, сложившаяся сегодня в двух странах, действительно различается для Вашингтона: Багдад является партнером США в регионе, в частности – в области безопасности, Дамаск представляется «недружественным». Сотрудничество американцев с режимом Асада в борьбе с ИГИЛ, угрожающих региональной и международной безопасности, на сегодня представляется крайне маловероятным сценарием.
Выходом из санкционной логики может стать дробление общей государственной линии России на модернизацию нестратегических отраслей на относительно небольшие проекты, которые нельзя оперативно классифицировать как отдельную и системную программу по обходу санкций.
Развитие внешней политики России в 2017-м году будет определятся открывающимися возможностями и возникающими кризисами. К некоторым из них можно приготовиться. В нашем прогнозе «Международные угрозы 2016» мы выделяем 12 ключевых международных ситуаций, которые в наибольшей степени могут повлиять на интересы России в сфере безопасности в наступившем году.
Недавно было объявлено об официальной ратификации соглашения о присоединении Кыргызстана к ЕАЭС, подписанного ранее. Теперь начинается этап реализации договоренностей, практическая работа Союза в новом составе и взаимодействие республики с другими его участниками. В настоящий момент Кыргызстан сталкивается с комплексом экономических проблем, решению которых может способствовать участие в интеграционном проекте, свободный доступ к союзным рынкам, а также финансовая помощь от России, Казахстана и союзных структур, включая ЕАБР.
В августе, после начала военно-воздушной контр-террористической операции США в Ираке, Палата выступила с призывом к международному сообществу предпринять аналогичные меры в Ливии. Не дождавшись однозначного, хотя и вполне очевидного, отказа со стороны западных партнеров, Тобрук начал искать союзников для борьбы с силами ВНК, представленнымив основном исламистами во главе с «братьями-мусульманами». Обвиняя Турцию, Катар, а также Судан, в пособничестве нелегально функционирующему в Триполи парламента, ливийское руководство в Тобруке обратилось за помощью к Египту и монархиям Залива, в последний год активно ведущим войну против «братьев».