Международное соперничество стало новой нормой международных отношений. Многие считают, что центральный процесс в мире сейчас – это борьба США с «ревизионистскими державами» – Россией и Китаем. Об этом недвусмысленно сказано в новой версии американской Стратегии национальной обороны, провозгласившей возврат соперничества великих держав в международные отношения.
Но это соперничество не ограничивается только Россией, Китаем и США. И другие великие державы хотят держать свою судьбу в своих руках: Германия, Франция, Япония, Индия, Бразилия, Турция, Иран. Хотя условий для войны нет и все державы по-своему стремятся к миру, напряжение накапливается. Никто не хочет быть вторым.
Если соперничество стало нормой, то как быть России? Пришло время определиться с долгосрочными стратегическими приоритетами внешней политики. Попробуем представить, как будет выглядеть мир в 2050 году и каково может быть в нём место России.
Даже в одиночестве России не грозит уход в небытие. Структурные основания для роста её экономики и демографии существенны и полностью пока не раскрыты. По данным аналитиков PriceWaterhouseCoopers (PwC), Россия останется на 6-м месте в мире по размеру экономики к 2050 году. На этом же месте наша страна находится и сейчас. Стабильность – признак мастерства. Этот масштаб экономики и демографического потенциала позволит России поддерживать в модернизированном состоянии её вооружённые силы и продолжать играть одну из ведущих ролей в мировой политике.
Но помимо армии и флота России нужны союзники. Уже сейчас Москва вкладывает значительные средства в развитие добрососедских отношений со странами СНГ и – особенно – странами Евразийского экономического союза. Магистральным процессом на Евразийском континенте в ближайшие десятилетия станет сопряжение ЕАЭС и китайской программы Экономического пояса Шёлкового пути.
Это сопряжение стало результатом долгого процесса, заложенного ещё в середине 1990-х годов, который постепенно начинает давать свои плоды. В 1997 году Россия и Китай подписали Совместную декларацию о многополярном мире и формировании нового международного порядка, где заложили основу для своих отношений, которые были определены как «долговременные межгосударственные отношения нового типа, не направленные против третьих стран». Россия и Китай предложили строить мировой порядок на основе сети таких уникальных двухсторонних отношений, способных в последующем превратиться в многостороннюю сеть равноправных государств. Их сотрудничество друг с другом будет строиться на основе равноправия, доверия и отказа от использования силы как инструмента внешней политики.
Наиболее заметные результаты российско-китайское сближение демонстрирует в Центральной Азии. В той же декларации 1997 года Россия и Китай приняли решение демилитаризовать общую границу и дать совместные гарантии безопасности находящимся между ними малым странам Центральной Азии и Монголии. Это в конечном счёте привело к тому, что между Россией и Китаем не возник фронтир безопасности, который, например, существует между Россией и НАТО в Европе и проходит по территории ряда малых стран Восточной Европы.
Можно утверждать, что российско-китайские отношения находятся в одном шаге от формального союза. В совокупности потенциал России, стран ЕАЭС и Китая составляет внушительную силу. К этому объединению в будущем, вероятно, присоединятся Иран, Пакистан и, возможно, Турция, Индонезия и Вьетнам. Однако долгосрочной целью российской политики должно быть достижение такого положения, при котором в первой десятке мировых экономик к середине века больше стран было на стороне конструктивных сил Евразии, включая Россию, а не на стороне оффшорных балансиров, в первую очередь – США.
Главная возможность и главный вызов состоят в выборе, который сделает Индия. Её выбор может укрепить стабильность в Евразии путём формирования континентального режима безопасности с участием России и Китая. Либо наоборот – Индия станет прочным союзником США и основным плацдармом для деструктивных действий для континентальной интеграции и безопасности Евразии.
Современная Индия видит себя прежде всего как океаническая держава. Её основная торговля осуществляется по морю, а на континенте она сталкивается с застарелым конфликтом с Пакистаном и напряжёнными отношениями с Китаем. Если действия США по сути толкают Россию и Китай к партнёрству друг с другом, то в случае Индии Вашингтон ведёт себя обратным образом, создавая условия, чтобы Индия к этому партнёрству никогда не присоединилась.
После прихода правительства Нарендры Моди в Индии последняя всё больше идентифицирует себя как индо-тихоокеанская держава, находящаяся в особых отношениях с США и их союзниками из числа морских держав: Японией, Южной Кореей, Новой Зеландией, Австралией и другими. Индия с большим подозрением относится к мотивам и целям Китая в Южной Азии и видит китайскую поддержку Пакистана как недружественный шаг. Недавнее противостояние вооружённых сил Индии и Китая на плато Доклам иллюстрирует эти опасения.
Очевидно, что российская дипломатия осознаёт негативные последствия обострения индийско-китайских отношений для стабильности в Евразии. Также ясно, что нормализация этих отношений должна затрагивать давнего партнёра Китая – Пакистан. В формулу урегулирования придётся включить и Афганистан, на котором сфокусирован Исламабад и стабильность которого влияет на безопасность России и Китая. Таким образом стабилизация Афганистана – одна из самых труднодостижимых задач в мире – становится ключом к миру на всём континенте.
По инициативе России в 2017 году Пакистан и Индия одновременно вступили в ШОС. Со временем этот шаг может привести к постепенной нормализации ситуации и создания атмосферы доверия между Индией и Китаем. При этом для Москвы важно не создать у партнёров в Пекине впечатление, что Россия пытается играть роль балансира. Нужно уверить Китай в том, что цели России исключительно конструктивные и она стремится к миру и добрососедству на континенте.
По данным PwC, первая десятка стран мира по экономике к 2050 году будет выглядеть так: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Россия, Мексика, Япония, Германия, Великобритания. Выбор, который сделают Индия и Китай, судьбоносен. Задачей российской политики должно стать достижение положения, при котором отношения наших трёх стран между собой должны быть лучше, чем у каждой по отдельности с США. На Индию должны распространиться российско-китайские «долговременные межгосударственные отношения нового типа, не направленные против третьих стран».
Основания для оптимизма в этом направлении существуют. Россия и Индия многие десятилетия развивают долгосрочное партнёрство. Индия остаётся ключевым покупателем российского вооружения. Две страны связывает продолжительная совместная история, отношения доброжелательности и дружбы. Важно использовать эти российские активы для того, чтобы нивелировать напряжённость и нормализовать отношения в треугольнике «Китай – Индия – Пакистан». В конечном счёте именно в этом нужно искать основания стабильности Евразии на горизонте до 2050 года.
Впервые опубликовано на ru.valdaiclub.com
Остывание региона как одного из узлов противоречий между Россией, США и ЕС связано с последствиями глобального финансового кризиса и изменениями в структуре интересов крупнейших мировых игроков.
Прошедший год мог придать импульс нормализации связей России с Прибалтикой, но стал поистине периодом упущенных возможностей. Литва, Латвия и Эстония не заинтересованы в разморозке отношений с Москвой, поскольку паразитирование на конфликте между Россией и Западом приносит им гораздо большую выгоду сегодня и сейчас.
Обострение между КСА и Ираном означает, что прокси-войны двух стран могут стать все менее опосредованными. В условиях внутренней слабости и недостаточно твердых позиций в арабском мире обострение может обернуться для Саудовской Аравии неблагоприятным образом.
Став одним из ключевых факторов внутрирегиональных процессов, ИГ, тем не менее, не изменил логику ближневосточной политики. Для одних ИГ стало проблемой внутренней безопасности в контексте традиционного противостояния исламистских и светских сил, для других – вопросом регионального баланса сил или предлогом для вмешательства в дела соседей.