Бишкек, Кыргызстан - Иран, выйдя из-под международных санкций, пытается быстро расширить экономическое и политическое сотрудничество с соседями в Евразии.
В конце декабря президент Ирана Хасан Роухани совершил ряд официальных визитов в страны СНГ. В ходе поездок в Армению, Казахстан и Кыргызстан его сопровождало большое количество иранских предпринимателей.
В ходе визита в Астану Х. Роухани и Н. Назарбаев обсудили реализацию проектов, которым дали старт весной 2016 года во время визита президента Казахстана в Иран. Тогда стороны подписали договоров на 1 млрд. долларов в сфере транзита и логистики (открытие прямых авиарейсов между странами, строительство логистических центров, зерновых и контейнерных терминалов), банковских проектов, геологоразведки и сельского хозяйства, развития туризма.
Во время визита в Бишкек президенты Ирана и Кыргызстана впервые подписали «Программу долгосрочного сотрудничества между Кыргызстаном и Ираном на 2016-2026 годы». Стороны обсудили получение статуса Ирана в ШОС, строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан-Туркменистан-Иран, взаимную отмену виз, введение преференций в банковской системе и оплате таможенных пошлин, иранские инвестиции в гидроэнергетику Кыргызской Республики, проекты в сфере сельского хозяйства и строительства водозаборных объектов на территории Кыргызстана, борьбу с терроризмом. На экспертном уровне стороны ведут переговоры о взаимном обмене участками в рамках свободных экономических зон, в частности участке иранского порта Бендерабас на одну из свободных экономических зон в Кыргызстане.
Реализация некоторых из заявленных экономических и торговых проектов вполне возможна. На данный момент Казахстан и Кыргызстан активно ищут ресурсы для развития в условиях кризиса. Особенно важны для них ресурсы некитайского происхождения, так как местные элиты боятся быстро растущей односторонней зависимости от КНР.
Среди прочего, Центральная Азия является для Ирана площадкой, где он продвигает не только свои проекты, но и может подключиться на взаимовыгодных условиях к проектам КНР и России.
Евразийская экономическая комиссия рассматривает возможность создания на границе Армении и Ирана зоны свободной торговли, что имеет особое значение не только для Армении, но и для ЕАЭС, так как Армения – единственная страна экономического союза, имеющая сухопутную границу с ИРИ.
Проект по созданию единой сети железных дорог между странами Центральной Азии и Ираном, давно продвигаемый иранской стороной, сложен для реализации по целому ряду причин. Однако появление подобного инфраструктурного решения будет выгодно для стран Центральной Азии и Закавказья, которые получат выход через иранские порты в Азиатско-Тихоокеанский регион. Реализация этого проекта может заинтересовать и Китай, которые может вписать его в продвигаемую Пекином стратегию «одного пояса и одного пути».
Иран заинтересован в загрузке своей логистико-транспортной системы, привязке своих северных и северо-восточных соседей к ней, подключению к китайским проектам в рамках «Экономического пояса Шелкового пути» и участии в транзите потоков китайских товаров, идущих через Центральную Азию в Европу.
Расширение политического и культурного сотрудничества Ирана с Центральной Азией может ослабить влияние его геополитических конкурентов, имеющих сильные позиции в регионе (арабские страны и Турция). Хотя сейчас политическое сотрудничество Ирана с регионом носит ограниченный характер из-за наличия серьезных культурных и религиозных различий, беспокойства региональных элит по поводу исламского характера государственного устройства ИРИ, памятью о сложной истории взаимоотношений и конфликтах между народами региона и Ираном.
Также развитие связей с Арменией, Казахстаном и Кыргызстаном полезно для Ирана улучшением его отношений с блоками, в которые входят перечисленные государства – ЕАЭС и ОДКБ. Также можно назвать и ШОС, куда входят Казахстан и Кыргызстан, а Армения является партнером по диалогу.
Большое значение для Ирана имеет антитеррористическое сотрудничество со странами Центральной Азии и Кавказа. Заинтересованность обеих сторон во взаимодействии состоит в том, что среди боевиков, воюющих в рядах террористических организаций в Сирии, Ираке и Афганистане достаточно много выходцев из стран Центральной Азии. Возможно, оно идет в двустороннем формате и через ШОС.
Сама апрельская эскалация не была чем-то неожиданным для всех, кто следил за динамикой армяно-азербайджанского этнополитического противостояния. Рост числа инцидентов и жертв (включая не только военнослужащих, но и гражданских лиц) уже не первый год является отчетливым трендом. Что же касается дипломатического формата, то ни Ереван, ни Баку не демонстрировали вчера и не демонстрируют сегодня приверженности к компромиссам и уступкам.
7 апреля США нанесли ракетный удар по базе сирийских правительственных ВВС. Акция стала ответом на химическую атаку в провинции Идлиб, ответственность за которую США возложили на Дамаск. Руководитель аналитического агентства "Внешняя политика" Андрей Сушенцов представил экспертный комментарий о причинах и последствиях американского удара по Сирии.
Си Цзиньпин пришел к власти в непростой для КНР момент. Темп экономического развития страны замедляется, коррупционные скандалы подтачивают авторитет Компартии, а США объявили о начале реализации концепции «возвращения в Азию», что многие в Китае восприняли как намерение Вашингтона сдержать его рост. Ответить на все эти вызовы предстояло молодому по меркам китайской элиты и харизматичному лидеру.
Арсений Яценюк может снять с себя ответственность и нацелиться на досрочные выборы в качестве оппозиции президенту или согласиться на уговоры остаться, с тем пониманием, что именно нынешнее правительство будет нести ответственность за возможный провал военной операции.