Прошедший в июле 2016 года саммит НАТО в Варшаве обозначил заметный рост интереса США и их союзников к восточноевропейскому региону. Американский курс на «сдерживание» России подразумевает помощь странам, находящимся в непосредственной близости от западных границ РФ. Так, четыре новых батальона НАТО будут усиливать оборону альянса в Прибалтике и Польше.
Вместе с тем, наряду с традиционной союзнической риторикой в адрес Польши зазвучали высказывания критического характера. 8 июля 2016 г. президент США Барак Обама заявил:
«О том, что мы являемся демократиями, свидетельствуют не только слова, записанные в конституциях, но также институты и стандарты – верховенство права, независимость судебной системы и свобода средств массовой информации. Это те ценности, на которых мы построили наш союз».
Слова американского президента предназначались польскому коллеге Анджею Дуде, которого все чаще критикуют в сползании к авторитаризму. В Польше высказывание Обамы получило широкий резонанс.
В самом деле, полякам есть на что обижаться. С момента выхода Польши из всех структур ОВД и СЭВ в её внешнеполитическом курсе однозначно доминировал проамериканский вектор. В своей поддержке США Варшава не боялась идти против мнения соседей по европейскому региону, в первую очередь, Германии и Франции. С одинаковым рвением Польша поддержала наперекор Берлину и Парижу вторжение в Ирак в 2003 году и двигалась в русле политики «перезагрузки» с Россией в 2012 году, легко соглашаясь на нормализацию отношений с Москвой.
Вполне предсказуемо, что за свою любезность Польша ожидала от США гораздо большей поддержки, чем одного батальона натовских солдат. Среди запросов польских дипломатов были и новые инвестиции в экономику (особенно активно обсуждались проекты добычи сланцевого газа), и безвизовый режим для посещения США польскими гражданами. Однако никаких существенных подвижек достигнуть не удалось.
Бывший министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский в беседе с экономистом и бывшим министром финансов Яцеком Ростовским раздраженно заявил, что польские политики «даром ублажают американцев» (были использованы более крепкие выражения). По его мнению, союз с США создает у Польши ложное ощущение безопасности и толкает к ссоре с Германией и Россией, не давая ничего взамен.
Сикорский считал ошибочной политику премьер-министра Дональда Туска и министра обороны Томаша Семоняка, а причину видел в очень низкой самооценке поляков как нации.
Безусловно, Польша была и остается важной страной для американских дипломатов. Однако они не рассматривают расширение сотрудничества с восточноевропейской страной в качестве приоритетного направления своей деятельности. Аналитик агентства «Внешняя политика» Дмитрий Офицеров-Бельский отмечает:
«Поскольку геополитические интересы Польши ограничиваются Европой и частью постсоветского пространства, а партнерство с США ограничено преимущественно вопросами безопасности, её роль в американском внешнеполитическом планировании оказывается узкой как в функциональном, так и в географическом смысле».
Иными словами, Варшава интересна Вашингтону исключительно как территория вблизи российских границ, на которой можно разместить элементы ПРО или объекты военной инфраструктуры НАТО. По словам Офицерова-Бельского:
«Отношения двух стран вращаются почти исключительно вокруг проблем безопасности, несмотря на очевидное стремление Польши расширить круг вопросов сотрудничества. Более того, выход на многие вопросы происходит через их интерпретацию в терминах безопасности. В качестве примера можно вспомнить широко обсуждавшийся в конце прошлого десятилетия вопрос добычи сланцевого газа, подававшийся в контексте проблемы энергетической безопасности».
Очевидно, что Варшава и дальше будет настаивать на особых преференциях в свой адрес со стороны Вашингтона. Представитель канцелярии президента Польши по внешним контактам Кшиштоф Щерский заявил перед июльским саммитом НАТО, что его страна готова сотрудничать с любой администрацией США, указав тем самым на полную открытость своей страны всем американским политическим силам.
Было бы наивно ожидать, что однажды передовицы газет займет новость об отказе Великобритании и США от особых отношений. Скорее всего, это будет медленный развод с постепенным сокращением уровня сотрудничества. Достаточно обратиться к истории распада Британской империи, чтобы понять: Лондон умеет делать это изящно, чтобы ни у одной из сторон не осталось горького осадка.
Этот месяц был отмечен прежде всего интенсивным российско-американским диалогом по целому ряду международных вопросов. Созданы условия для межсирийского диалога, хотя надежд на его успех очень мало. При этом, с американской стороны делается очень немало для того, чтобы инициативы позитивного развития российско-американских связей были нарушены провокационными заявлениями, наподобие безосновательных обвинений заместителя министра финансов США Адама Жубина.
Судя по всему, «добровольчество» имеет во многом социально-идеологические корни. Носители внесистемных радикальных взглядов, к которым принадлежит подавляющее большинство изученной выборки добровольцев, лишены возможности реализовать свои идеи в России, так как они не принимаются обществом и властью. Политические проекты ДНР и ЛНР являются для них шансом построить новое государство и общество в культурно близкой среде «с нуля», без груза политических традиций и сложившихся порядков.
В интересах СБУ было бы выдавать абсолютно достоверные данные, которые можно перепроверить независимым способом. Неопровержимые свидетельства создали бы качественно иную ситуацию вокруг обвинений России в поддержке ополчения. И повысили профиль СБУ как надежного источника информации.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.