Иван Лошкарёв
Суть деволюции состоит в том, что парламент Великобритании делегирует некоторые полномочия Законодательным собраниям Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии и Лондона. Но формально британские депутаты вправе отменить или внести изменения в любой акт, принятый деволюционными органами управления.
ПРЕМИУМ
19 ноября 2014 | 14:00

Документ дня: Соглашение о деволюции Британии и Уэльса

Как дать региону больше полномочий и при этом не потерять его

Текст подготовлен в сотрудничестве с Lenta.ru

С юридической точки зрения Великобритания — унитарное государство. Однако это не мешает Лондону делегировать все больше полномочий регионам: Шотландии, Северной Ирландии и Уэльсу. Данный процесс называется деволюцией. Примечательно, что если в Эдинбурге и Белфасте всегда хватало тех, кто настаивал на окончательном разводе с Лондоном, то Кардифф к этому никогда не стремился. Тем не менее сейчас валлийцы стараются не отставать от соседей по Соединенному Королевству, настаивая на продолжении своего процесса деволюции.

Суть деволюции состоит в том, что парламент Великобритании делегирует некоторые полномочия Законодательным собраниям Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии и Лондона. Но формально британские депутаты вправе отменить или внести изменения в любой акт, принятый деволюционными органами управления. Более того, подобная процедура нисколько не умаляет верховенство монархов Соединенного Королевства над всей территорией, поскольку передачу полномочий осуществляют одни подданные в отношении других.

В 1979 году валлийцы отвергли возможность учреждения собственного представительного органа на местном референдуме. Если в Шотландии и Северной Ирландии всегда были негативные настроения по отношению к центральным органам власти, а точнее к их национальному или религиозному составу, то Уэльс, встав на путь деволюции в 1997 году, скорее просто стремится не отставать от других. Кроме того, в период финансовых сложностей выгоднее оставлять часть налогов на местах, поскольку центральные органы власти озабочены выравниванием социально-экономических показателей по стране. На меркантильные интересы в известной мере накладываются этнические и культурные различия: валлийцы — потомки кельтских народов, покоренных в свое время германскими племенами англов.

Подобная ситуация характерна не только для Великобритании. В Европе стремление некоторых районов к автономии характеризуют как всплеск регионализма. Среди стран в зоне риска Испания, Бельгия, Румыния и Италия. Урезанный аналог британской деволюции демонстрирует и многострадальная Украина, власти которой обещают провести децентрализацию.

Согласно «Акту об управлении Уэльсом» 2006 года, в ведение Уэльса передано 20 сфер управления — от сельского хозяйства и образования до сохранения валлийского языка и реагирования на чрезвычайные ситуации. Весной 2014 года официальные лица Уэльса потребовали передать в их ведение вопросы транспорта, энергетики, правосудия и правопорядка. Однако британское правительство сыграло на опережение и внесло законопроект, отражающий более умеренный подход к деволюции.

Представленный ниже документ — законопроект «Об Уэльсе». Этот документ уже принят в трех чтениях нижней палатой британского парламента и имеет все шансы пройти формальное утверждение в Палате лордов и получить одобрение королевы. Нововведения вступят в силу в 2016 году.

Законопроект подразумевает окончательное разделение исполнительной и законодательной властей Уэльса. Британский парламент делегирует полномочия валлийскому Национальному собранию, которое передает часть прав правительству Уэльса. В ведение представительского органа автономии переходят два налога — гербовый и утилизационный. Кроме того, Уэльс обретает право самостоятельно определять размер налога на прибыль, а также заключать кредитные соглашения с частными банковскими структурами. Однако Государственное казначейство сохранит возможность устанавливать лимит заимствований и влияние на сам процесс получения кредита.

Нынешний законопроект не последний для Уэльса. Сложный поиск баланса между суверенитетом государства и регионализацией в Европе не окончен. Лондон постарается затянуть переход ключевых полномочий в регионы, а тем не всегда хватает умения и смелости отстаивать свою точку зрения.

Британский опыт заслуживает внимания как один из примеров регулирования отношений в рамках сложносоставного общества. Проблемы децентрализации и федерализации обсуждаются не только в контексте кризиса на Украине. Они актуальны и для России, продолжающей поиск устойчивого баланса интересов и полномочий между регионами и федеральным центром.

Текст документа:

[…]
Статья 4.
1. Правительство Национальной ассамблеи Уэльса переименовывается в правительство Уэльса или Лэвандрайс Кэмри.
2. Соответственно, в Акте об управлении Уэльсом 2006 года:
а) изъять слова «Национальная ассамблея», где таковые встречаются в сочетании «правительство Национальной ассамблеи Уэльса»;

[…]
3. С учетом поправки подпункта 2, в последующих разделах Акта об Уэльсом 2006 года все указания на правительство Уэльса относятся к правительству Национальной ассамблеи Уэльса в любой период времени до вступления данной статьи в силу, включая:
а) право правительства предъявлять требования по отношению к профессиональной компетенции работников секретариата правительства;
в) право правительства выплачивать пособия бывшим или действующим работникам секретариата правительства.
4. Если ситуация не предусматривает иное толкование, в любом законодательном акте, юридическом акте или ином предписании, принятом или утвержденном до вступления в силу настоящей статьи […]:
а) любое указание на правительство Национальной ассамблеи Уэльса следует считать как указание на правительство Уэльса.

Статья 8.
1. После главы 1 части 4 пункта «а» Акта об управлении Уэльсом 2006 года вставить:
Глава 2. Налог на прибыль.
116 D. Полномочия по установлению ставки налога в Уэльсе.
2. Национальная ассамблея вправе принять резолюцию, устанавливающую ставку налога для Уэльса, чтобы начислять к оплате налогоплательщикам Уэльса налог на прибыль;
3. Резолюция Национальной ассамблеи по ставке налога на прибыль действует:
а) только в течение фискального года;
в) в течение всего фискального года.
6. Резолюция Национальной ассамблеи по ставке налога на прибыль:
а) принимается на определенный фискальный год;
в) принимается до начала этого фискального года;
с) принимается не менее чем за 12 месяцев до начала этого фискального года.

116N Утилизационный сбор
1)Налог на утилизацию мусора на свалке передается в ведение Уэльса.
2)Утилизация предполагает, что:
а) уничтожаются отходы;
в) это производится на свалке.

Статья 20.
1. Главы ведомств Уэльса вправе брать заем у министра по делам Уэльса:
а) необходимое количество средств, требующихся, чтобы выровнять объем выплат из консолидированного бюджета Уэльса с объемом поступлений;
в) необходимое количество средств, требующихся для поддержания адекватного баланса консолидированного бюджета Уэльса;
с) необходимое количество средств, направленных в соответствии с бюджетными правилами из государственной казны, для покрытия текущих расходов в связи с дефицитом доходов от переданных в ведение Уэльса налогов или в связи с тем, что прогноз от введения ставки налога на прибыль Национальным собранием Уэльса не оправдался.
1 А. Главы ведомств Уэльса вправе с одобрения Государственного казначейства брать в кредит необходимое количество средств, требующихся для капитальных вложений.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

6 мая 2016 | 19:33

Дайджест внешней политики США за неделю (29 апреля-5 мая)

Несмотря на ряд сохраняющихся противоречий, Москва и Вашингтон смогли найти общий знаменатель по сирийской проблеме, что превратило Россию в риторике США из разжигателя конфликта в партнера по его разрешению. Очередной дефолт Пуэрто-Рико послужил напоминанием о необходимости разрешения вопроса о юридическом статусе этой «неинкорпорированной территории». Во вторник Дональд Трамп стал «предполагаемым» кандидатом от республиканской партии, чье руководство взялось за непростую задачу по сплочению своих рядов для победы над Хиллари Клинтон в ноябре.

6 августа 2014 | 18:19

Первые президентские выборы в истории Турции и условия победы Эрдогана

Турция в правление «Партии справедливости и развития» перестала концентрироваться лишь на евро-атлантическом направлении, и ее внешняя политика постепенно приобрела многовекторный характер.

9 сентября 2016 | 12:52

Дайджест внешней политики США (2 – 8 сентября)

На минувшей неделе президент США Барак Обама в последний раз посетил саммит "Группы двадцати" в статусе главы государства, где подвел некоторые итоги своего внешнеполитического курса. На саммите США-АСЕАН в Лаосе американский президент подчеркнул важность организации для АТР, однако не смог полностью исключить китайский фактор из политики стран-участников. Конгресс США возобновил работу после отпуска и намерен обсудить за сентябрь множество актуальных вопросов, в том числе и скандал с "Фондом Клинтон".

28 сентября 2016 | 23:03

Предвыборные дебаты в США не стали триумфом Трампа

27 сентября в университете Хофстера состоялись первые теледебаты между кандидатами на пост президента США Хиллари Клинтон и Дональдом Трампом. Несмотря на прогнозы, Трамп не смог в полной мере реализовать свой актёрский и ораторский потенциал, позволив оппоненту отразить свои словесные атаки и нанести кандидату от республиканцев ряд чувствительных контратак. Клинтон смогла выдержать натиск миллиардера, но для перелома в симпатиях избирателей этого недостаточно.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
17 декабря 2014 | 20:00
5 декабря 2014 | 17:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова