На президентских выборах 11 декабря в Приднестровье победу одержал Спикер парламента Вадим Красносельский, набрав 62% голосов избирателей. Ранее господин Красносельский на протяжении 5 лет возглавлял МВД республики, начав службу в милиции ПМР в 1993 г. Его основной соперник – действующий президент Евгений Шевчук набрал 28% голосов.
Относительно высокая явка и большой процент голосов у победившего кандидата, представлявшего оппозиционные силы, свидетельствуют о недовольстве населения Приднестровья текущей политической динамикой. Об этом говорит и победа на парламентских выборах оппозиционной партии «Обновление», которая получила 34 из 43 мест в Верховном совете. Приднестровцы оказались явно разочарованы деятельностью Евгения Шевчука, с которым связывали надежды на коренные изменения в республике. По мнению аналитика агентства «Внешняя политика» Сергея Маркедонова:
«…за пять лет Евгений Шевчук, обещавший приднестровцам динамизм и перемены, так и не смог выработать качественной стратегии решения проблем республики, которая была бы ориентирована не только на выживание в сложных условиях, но и на развитие».
Сейчас от избранного президента также ожидают перемен, в первую очередь, вокруг решения самой приднестровской проблемы и улучшения социально-экономической ситуации в стране. До сих пор у Приднестровья отсутствует международное признание, даже со стороны России. При этом Тирасполь остается полноценной договаривающейся стороной в рамках формата 5+2 со всеми соответствующими атрибутами, о чем нельзя сказать даже применительно к Абхазии и Южной Осетии. Экономика республики испытывает известные трудности вследствие как внешних, так и внутренних факторов, и успешность политики нового президента будет напрямую зависеть от его способности решить накопившийся комплекс проблем и дать Приднестровью новые импульсы развития. По словам Сергея Маркедонова:
«Такой капитал, как критика предшествующей власти, также не будет вечно приносить дивиденды. Приднестровский же избиратель весьма требователен, если в течение пяти лет проголосовал и против одного из отцов-основателей непризнанной республики, и против его преемника, не оправдавшего доверия».
Победа на президентских выборах в Молдавии Игоря Додона, ориентированного на выстраивание прагматических отношений с Россией и диалог с Тирасполем, позволяет надеяться на появление новой динамики в переговорном процессе вокруг Приднестровья. И Додон, и Красносельский обладают значительным политическим опытом и способны действовать энергично, опираясь на поддержку своих избирателей.
Поскольку в экономической сфере евроинтеграция не дает ясных положительных перспектив, Варшава стремится искать политический выход из положения. Для Гжегожа Схетины это, прежде всего, - необходимость сплочения перед лицом внешней угрозы.
Никакой стратегии в классическом ее понимании у России на Украине просто нет. В регионе слишком много переменных, отнюдь не детерминированных и зачастую подчиненных логике еще более турбулентных внутриукраинских процессов. Любое следование стратегическому долгосрочному плану с конструированием реальности ведет к его постоянному переосмыслению в свете новых обстоятельств и, соответственно, серьезным задержкам в процессе принятия решений.
Для Европейского союза Украина превратилась из актива, инструмента для сдерживания России, в пассив, требующий немалых финансовых затрат на поддержание обанкротившегося киевского режима. В свою очередь конфликт с Москвой, оформившийся в виде войны санкций, серьезно ослабил Европу в политическом плане. Очевидно, что оптимальным выходом из ситуации стало бы прекращение конфликта, тем более что Путин согласен на компромиссы и не требует от ЕС собрать чемоданы и покинуть постсоветское пространство.
Исторический процесс самоопределения, запущенный с распадом СССР и сформированный самой советской моделью власти и управления, не закончился. До урегулирования этнополитических конфликтов на территории бывшего Советского Союза и признания новых границ легитимными его распад невозможно считать окончательно завершенным.