Присоединение Крыма к России стало серьезным вызовом для внешней политики Армении, которая оказалась перед необходимостью обозначить свою позицию относительно происходящих событий. В ходе развития украинского кризиса официальный Ереван хранил молчание, несмотря на позитивно складывающиеся двухсторонние отношения с Украиной и большое число украинских армян, участвующих в акциях протеста.
Долгое молчание Армении можно объяснить несколькими обстоятельствами. Со дня независимости внешняя политика Армении строится исходя из существования непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. Любой шаг Еревана напрямую влияет на судьбу НКР. В этом смысле, логика внешней политики Армении подразумевает приоритет права народов на самоопределение над принципом территориальной целостности государства. Из этого следует, что Ереван должен был поддержать самоопределение населения в Крыму. В аналогичной ситуации в 2008 году, когда албанцы в Косово отделились от Сербии, Армения вслед за Россией не поддержала Косово.
Решение Сержа Саргсяна вступить в Таможенный союз сузило возможности Еревана по лавированию между Западом и Россией. Хотя ТС и считается экономической организацией, фактически страны-участницы ведут и согласованную внешнюю политику. В разных политических процессах Армения следует линии России, однако у Еревана есть специфические интересы, которые неудобны Москве. Ереван стремится к созданию условий для международного признания НКР. Пока Армения не видит для этого возможностей и сама не признает республику. Армения находится на грани войны с Азербайджаном и в экономической блокаде со стороны Турции. Единственная твердая гарантия безопасности Армении и НКР – военный союз Еревана с Москвой.
Россия так же является основным торговым партнером Армении и поставщиком жизненно важных товаров, включая энергоресурсы. Единственной реальной альтернативой для Еревана в этой ситуации остаются контакты с Ираном, который сам находится в непростом положении. В совокупности это определяет курс Армении на партнерство с Россией. В Ереване рассчитывают, что в случае осложнения отношений России с Азербайджаном, Москва вспомнит и про референдум 1991 года, проведенный в НКР. Однако это маловероятно, поскольку Россия заинтересована в сохранении статус-кво между Арменией и Азербайджаном, слом которого неизбежно приведет к самому крупному военному конфликту на российских границах, в который Москва будет вынуждена вовлечься.
Политическая пауза, который взял официальный Ереван в связи с украинским кризисом, была нарушена концертом в столице НКР Степанакерте в честь самоопределения Крыма. За ним последовало заявление главы МИД Армении Эдварда Налбандяна о том, что страна выступает за урегулирование украинского кризиса путем мирных переговоров. Кульминацией стал телефонный разговор между Сержем Саргсяном и Владимиром Путиным, во время которого лидеры согласились, что референдум в Крыму является примером реализации права народов на самоопределение путем свободного волеизъявления.
В результате переговоров стороны опубликовали официальные сообщения, которые существенно отличались друг от друга. В российском сообщении не уточнялась позиция Армении, и говорилось только про обмен мнениями в связи с воссоединением Крыма и России. В сообщении армянской стороны обозначалась четкая поддержка политики России в крымском вопросе. Хотя Москва нуждалась в союзниках в связи с конфронтацией с Западом, Кремль не уточнил позицию Армении, давая шанс Еревану сохранить нейтралитет в сложной ситуации. Ереван, однако, предпочел публично поддержать Москву.
Новые власти Украины выразили недовольство позицией Армении и отозвали своего посла для консультаций. С критикой оценки крымского референдума Ереваном выступили послы США и Великобритании в Армении. Отношение армянских оппозиционеров к позиции правительства, напротив, положительное. Многие непримиримые противники президента и правящей партии поддержали эту позицию.
Вряд ли лица принимающие решения, не смогли правильно сориентироваться в этой ситуации и не воспользоваться шансом, предоставленным Москвой. Исключен также вариант ситуационного реагирования на происходящее событие.
Ереван отказался от сохранения нейтралитета и поддержал Москву в крымском вопросе. При этом Армения настроила против себя Украину и вызвала недоумение на Западе. Это станет для Еревана проблемой в случае, если его ставка на союз с Россией и курс на экономическую интеграцию с Таможенным союзом не даст скорого результата, который может быть зафиксирован в виде интенсивного роста экономики Армении или международного признания НКР. В Ереване опасаются, что западные страны будут оказывать на него давление и перейдут к поддержке Азербайджана. Оценив все риски, руководители Армении сделали выбор, который подтвердил курс на союз с Россией в критическое для нее время. В Ереване не без основания рассчитывают, что и Москва не забудет о своем союзнике во время, которое станет критическим для него.
Тактика действий российских войск в Крыму в марте 2014 года вызвала в западной прессе и среди профессиональных наблюдателей дискуссию о «новой стратегии гибридной войны», которую якобы освоила и применяет Россия. Наблюдатели указывали на «размывание» очертаний военного конфликта и вовлечение в него невоенных средств, которые не имеют прямого отношения к классическому военному противостоянию. Однако похоже, что зарубежные эксперты поспешили выдать российским войскам авансы, которые те пока не заслужили.
Для латиноамериканских стран, имеющих хороший совокупный экономический и интеллектуальный потенциал, космическая деятельность сравнительно недавно стала одним из приоритетов развития. Однако Россия плохо представляет, что действительно она может предложить государствам Латинской Америки в космической сфере. С другой стороны, те страны региона, которые развивают свою космическую деятельность, не понимают, как сотрудничество с Россией можно использовать наилучшим образом.
Очень важно в разговоре с Западом подчеркивать, что российская политика не идеологически направлена, это не возврат империи, это не советский строй какой-то, который Россия якобы несет, а прагматические интересы, интересы российского бизнеса, интересы ближнего зарубежья, которые связаны с проблемами, выходящими, собственно, за приграничные проблемы России.
Проект европейской Украины теоретически не противоречит прозрачным границам с Россией, однако проект националистической, антироссийской Украины противоречит не только границам, но и существованию Украины.