По мере интенсификации переговоров о подготовке соглашения по строительству «Турецкого потока», в западных СМИ все активнее муссируется тематика отхода Турции от принципов демократии и солидарности со странами НАТО. Подобные соображения связаны, в первую очередь, с трансформации режима в Турецкой Республике и ее взаимодействием с Россией.
Турция вступила в НАТО в 1952 году. После установления дружеских отношений с Советским Союзом наступило их охлаждение ближе к началу Второй мировой войны. Не забыв про то, что большинство частей и подразделений Турецкой Республики накануне Сталинградской битвы были стянуты к Кавказу, Сталин после окончания войны предъявил ультиматум турецкому правительству, тем самым подтолкнув ее к поиску своего места в НАТО.
После вступления в НАТО Турция на долгие годы оказалась «правой рукой» США в регионе, форпостом в борьбе с «советской угрозой». Лишь с распадом СССР возник вопрос, в том числе и в турецком обществе, о необходимости сохранения союзнических отношений с Америкой в рамках Североатлантического альянса. Однако тогда Турция стала своего рода «проводником» расширения «демократии» на постсоветском пространстве, прежде всего – в тюркских странах и регионах. Приобретя новую роль, она быстро осознала ее иллюзорность и стала активнее взаимодействовать с Россией.
Пришедший в начале ХХI века к власти режим «Партии справедливости и развития» имел далеко идущие планы по изменению основ внутренней политики и трансформации роли Турции в регионе и мире.
Обладая большими амбициями, лидеры страны стали придерживаться более взвешенной политики, стараясь балансировать между интересами крупнейших игроков мира и стремясь попасть в их состав.
Для Турции сегодня крайне важны экономические отношения с Россией. Она зависит от крупнейших проектов, которые включают в том числе «Голубой поток», АЭС в «Аккую», а теперь и «Турецкий поток». В рамках западной политики санкций Турция потеряла бы огромные доходы, лишилась бы статуса транзитера энергоресурсов. Предложение России о строительстве через Турцию газопровода в Европу дает режиму Реджепа Тайипа Эрдогана козырь в виде вентиля, за счет которого он мог бы оказывать воздействие на ЕС, которые блокирует вступление в свой состав Турции уже многие годы.
При всех геополитических разногласиях – в том числе и по Сирии и Крыму – России и Турции удавалось их замораживать. Однако это явно не входит в интересы США, которым выгоднее столкнуть две державы с имперским прошлым и тем самым их ослабить.
В июне в Турции грядут парламентские выборы, в канун которых публично начался конфликт различных субъектов власти, прежде всего по линии Гюлен – Эрдоган. Пережить еще один удар со стороны ЕС и США правящему режиму было бы нелегко, и именно этим объясняется стремление президента Р.Т. Эрдогана маневрировать. В один день под натиском западных СМИ с их идеей «неверности» Турции принципам НАТО, он заявляет, что все беды страны происходят из-за Запада, что «Западу не нужна сильная Турция». В другой день он едет в Киев, где договаривается о финансовой поддержке украинских властей, демонстрируя трансатлантическую солидарность.
Очевидно, что разговоры об отходе от НАТО не имели бы под собой почвы, если бы в турецком тендере на покупку систем ПВО победили бы не китайцы, а европейцы. И – если бы Турция не разрабатывала свои мощные новейшие вооружения и не вела переговоры о закупке российского оружия.
При этом очевидно, что сегодня Турция не обладает необходимыми силами и потенциалом для выхода из Североатлантического альянса и ведения собственной, независимой оборонной политики.
Соединенные Штаты накануне парламентских выборов в Турци могут повлиять на правящий режим. Политические маневры вокруг «Турецкого потока», Украины и НАТО – попытка Турции усилить свои позиции как перед лицом России, так и перед Западом. Кроме того, это – попытка сохранить хрупкий имеющийся баланс сил в руководстве государством.
Успехи российской политики будут связаны с гибким отстаиванием национальных интересов, а не фронтальным столкновением с агрессивными и сильными державами, главной из которых являются сегодня Соединенные Штаты.
Уже в среднесрочной перспективе конфликт может быть разрешен одним из двух вариантов - либо Россия перенапряжется и под грузом санкций согласится вернуться на свое предыдущее место, либо Запад признает ее новую роль. И второй вариант видится куда более вероятным, особенно если Москва продемонстрирует, что в своей новой ипостаси она будет проводить конструктивную политику.
Слова посла США в Чехии Эндрю Шапиро о том, что президенту этой страны Милошу Земану не стоит ехать на празднование Победы в Москве, вызвали настоящий скандал. Земан заявил, что двери его резиденции отныне закрыты для Шапиро. Это уже далеко не первый за последнее время случай, когда американские посланцы ведут себя неподобающим образом.
Для еще недостаточно искушенного в дипломатических тонкостях Мааса поездка в Москву стала первым по-настоящему серьезным испытанием. Впервые ему пришлось выйти за зону комфорта – переговоры пришлось вести не с ближайшими союзниками, а со сложным и неуступчивым партнером. Значительно осложнили задачу антироссийские высказывания Мааса накануне визита. В меру своих сил министр стремился сохранять конструктивный подход во время поездки.