Гор Алексанян
Перспективы экономического благополучия Армении зависят от реализации двух масштабных инфраструктурных проектов – возобновления железнодорожного сообщения по маршруту Россия-Абхазия-Грузия-Армения с выходом в Иран и начало транзитных поставок иранских энергоресурсов в Россию через территорию Армении.
ПРЕМИУМ
16 мая 2014 | 22:59

Нереализованный потенциал сотрудничества Армении и Ирана

Отношения Армении с Исламской Республикой Иран носят дружественный и нередко союзнический характер. Иран стал одним из первых государств, признавших независимость Армении после распада СССР в 1992 году. 

В своем роде армяно-иранские отношения гарантируют национальную безопасность Армении, которая находится в экономической блокаде со стороны Турции и Азербайджана. Как показала «пятидневная война» 2008 года, транзитный путь в Россию через территорию Грузии ненадежен. На этом фоне общая граница Армении с Ираном всегда была открытой и никогда не создавала угроз.  

Опорной точкой и залогом успеха двухсторонних отношений является позиция Тегерана в карабахском конфликте. В начале 1990-х годов в разгар карабахской войны единственным выходом Армении во внешний мир был полуразрушенный мост через приграничную с ИРИ реку (граница с Грузией оставалась закрытой из-за войны в Абхазии). Этот наземный путь, часто называемый «дорогой жизни», сыграл важную роль в исходе карабахской войны. По сути, Иран отказался поддержать блокаду Армении со стороны Турции и Азербайджана, пойдя на значительное ухудшение отношений с ними. 

Несмотря на давление иранской общественности, особенно значительной азербайджанской диаспоры в Иране, руководство страны заняло нейтральную позицию и стремилось стать посредником в урегулировании карабахского конфликта. Иран не оставлял попыток найти способ разрешения конфликта вплоть до 1997 года, когда была сформирована Минская группа ОБСЕ, которая стала основным механизмом урегулирования противоречий между Арменией и Азербайджаном.

В настоящее время Иран выступает за мирное урегулирование карабахского конфликта, не отдавая предпочтения ни одной из сторон. Однако в Армении полагают, что, несмотря на поддержку Ираном территориальной целостности Азербайджана на голосованиях в ООН, Тегеран негласно на стороне Еревана в карабахском конфликте из-за территориальных претензий Баку к Ирану в отношении так называемого «южного Азербайджана».

Иран – единственная из соседних стран, с которой у Армении нет гласных или негласных противоречий. Первым толчком для налаживания экономических связей между странами стало открытие автомобильного моста через приграничную реку Аракс в 1996 году. Рубежным событием стало открытие газопровода Иран-Армения в марте 2007 года. Значительно укрепила торгово-экономические связи серия совместных энергетических проектов, таких как строительство третьей высоковольтной линии электропередач Иран-Армения и Мегринской ГЭС на реке Аракс. 

Поставки энергоресурсов в Армению и связанные с ними стратегические преимущества в армянской политике стали полем конкуренции между Ираном и Россией. В 2008 году Иран, взамен на подачу электроэнергии, начал поставки природного газа в Армению. Эти поставки не вышли за рамки бартерной схемы обмена из-за дороговизны иранского газа и монополии российских интересов в экономике Армении. Впоследствии эта ситуация была закреплена российско-армянской договоренностью. В ходе визита президента России Владимира Путина в Армению в декабре 2013 года, было достигнуто соглашение, по которому в обмен на скидку на газ и в счет накопленного долга «Газпром» стал единственным собственником армянской газотранспортной системы. Армения также обязалась поставлять альтернативный газ только через принадлежащую «Газпрому» инфраструктуру. И хотя посол ИРИ в Армении Мухаммад Реиси неоднократно уверял, что Иран способен обеспечить поставки газа в Армению по ценам ниже российских, Тегеран не смог подтвердить своих намерений делом. Очевидно, что Россия будет стремиться сохранить свою энергетическую монополию и препятствовать увеличению поставок иранского газа в Армению. Однако в перспективе не исключены совместные российско-иранские инициативы по поставкам иранского газа и нефти в Европу с использованием российской трубопроводной сети через Армению или Азербайджан.

Главным инфраструктурным проектом в регионе остается соединение железнодорожных путей Армении и Ирана. Для строительства нового полотна требуется 1,8 млрд. долларов, из которых 1,4 млрд. долларов готов предоставить Иран, а оставшуюся часть средств - Китай и Азиатский Банк Развития. Одним из двигателей проекта являются также «Российские железные дороги», которые владеют армянской железнодорожной сетью. Возобновление транскавказского сообщения и выход в Иран входит в число главных приоритетов российской компании. Реализации проекта мешают международные санкции против Ирана и отсутствие прогресса в возобновлении ж/д перевозок через территорию Абхазии. 

Несмотря на отсутствие ж/д сообщения и финансовые санкции, товарооборот между Ираном и Арменией растет с каждым годом. В 2013 году он перешел рубеж в 380 млн. долл. 90% из этого объёма приходится на иранский экспорт в Армению. 

Исторически сложившиеся культурные отношения между двумя странами процветают. В Иране действуют около 40 армянских церквей; реставрация армянских христианских храмов и памятников осуществляется за счет государственного бюджета мусульманского Ирана. Тем самым Тегеран признает существование армянского культурного наследия на своей территории. 

В Иране проживает примерно 150 тыс. армян, которые интегрированы в социально-общественную жизнь страны и не испытывают притеснений со стороны мусульман. В Армении, в свою очередь, проживают 20 тыс. иранцев. Многие граждане Ирана приезжают в Ереван, чтобы посетить Голубую мечеть и отпраздновать Новруз в Армении. В Ереване проходят концерты запрещенных в Иране музыкантов, которые собирают аншлаги.

Перспективы экономического благополучия Армении зависят от реализации двух масштабных инфраструктурных проектов – возобновления железнодорожного сообщения по маршруту Россия-Абхазия-Грузия-Армения с выходом в Иран и начало транзитных поставок иранских энергоресурсов в Россию через территорию Армении. Препятствием на пути обоих являются внерегиональные факторы – экономические санкции против Ирана и российско-грузинские разногласия по вопросу о транскавказской железной дороге. Указанные проекты являются стратегическими целями российской политики в регионе до 2020 года.   

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

9 декабря 2015 | 19:04

Дайджест внешней политики России за неделю (30 ноября-7 декабря)

На прошедшей недели состоялись сразу несколько крупных международных саммитов. Первый из них прошел в Париже и помимо вопросов изменений климата в центре внимания оказались наиболее острые вопросы современной политики. Второй была встреча министров иностранных дел ОБСЕ в ходе которой состоялся ряд двусторонних встреч. Но всё же в центре внимания на этой неделе в самой России было послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию, в котором, согласно традиции, были сделаны важные заявления по вопросам внешней политики страны.

18 сентября 2014 | 23:00

Мадридская конференция по Ливии на фоне кризиса власти

В Ливии происходит процесс передела власти между конкурирующими шейхами племен, амбиции которых эффективно сдерживались до 2011 г. полковником Каддафи. Каждый из двух сформировавшихся на сегодняшний момент лагерей не обладает значительным преимуществом над соперником и не представляет внутренне цельной структуры. Что в таких условиях надеется решить Международная конференция в Мадриде – не совсем ясно.

10 ноября 2016 | 13:35

Презентация доклада о профессиональных профилях Дональда Трампа и Хиллари Клинтон

7 ноября агентство «Внешняя политика»  провело презентацию аналитического доклада «Следующий президент США: профессиональные профили Хиллари Клинтон и Дональда Трампа».

13 января 2015 | 11:25

Почему Палестина и Израиль заинтересованы в сохранении статус-кво?

Говорить об изменении реальной ситуации на палестинских территориях преждевременно. Ключевые проблемы урегулирования остаются неизменными практически с момента появления израильского государства в 1948 году. Некоторые из них только усугубились. За время существования конфликта сложился статус-кво, поддерживаемый всеми вовлеченными сторонами – палестинскими и израильскими политическими силами, а также региональными и внерегиональными акторами.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
18 апреля 2015 | 04:00
11 сентября 2014 | 21:25
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова