Оборонный бюджет США на 2015 фискальный год отвечает новой военной стратегии США, обозначенной в четырехлетнем Обзоре оборонной политики 2014 года. Перемены значительны по масштабу и позволяют говорить о начале нового пост-афганского периода во внешней политике США.
Основные приоритеты оборонной стратегии
В отличие от предыдущего Обзора 2010 года, в котором основной акцент делался на глобальное проецирование военной силы США, в данном документе внимание уделено наращиванию способности страны предупреждать потенциальные угрозы и производить быстрое развертывание группировки. Данной логике соответствует и заявление Чака Хейгла о необходимости достижения баланса между готовностью (способность быстрого развертывания), возможностями (уровень модернизации) и мощностью (численность армии) вооруженных сил. По его словам, долгий период участия США в боевых действиях привел к смещению приоритета в сторону последнего параметра, и сегодня необходимо посредством его сокращения высвободить средства для наращивания первых двух компонентов.
С точки зрения региональных приоритетов, военная стратегия 2014 соответствует внешней политике Барака Обамы по смещению вектора в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, который, по словам Хейгла, играет все более важную роль с точки зрения американских экономических и политических интересов. Здесь основной угрозой стабильности Пентагон считает ядерную программу КНДР и активную модернизацию вооруженных сил КНР в условиях недостаточности информации со стороны китайского руководства.
Наряду с Восточной Азией по-прежнему высокое место в числе приоритетов США занимают страны Персидского Залива, где уровень американского военного присутствия останется без изменения. Отдельно отмечена необходимость усиления сотрудничества с Россией не только в контексте поддержания региональной европейской безопасности, но и в деле решения проблем, связанных с Сирией, Ираном и Афганистаном.
Определенным нововведением стал акцент на кибербезопасность. Согласно Пентагону, именно в этой области наиболее высока возможность возникновения угроз для американского лидерства.
Сокращение оборонного бюджета 2015
В целом бюджет Пентагона на 2015 год составит 496 млрд. долл. США, что совпадает по сумме с 2014 годом. Это соответствует ограничениям, наложенным Конгрессом в Законе о сбалансированном бюджете (Budget Control Act 2011), согласно которому, к 2021 году планируется сократить оборонные расходы на 454 млрд. долл. США. В основе вынужденных сокращений военных расходов лежит принцип замены глобального присутствия США на готовность к быстрому развертыванию. Планируется модернизация военно-воздушных сил США в пользу более многофункциональных самолетов, при сокращении числа одноцелевых. Так, будет прекращено финансирование программы А-10 «Тандерболт» (бронированный одноместный штурмовик, широко применяемый в Афганистане и Ираке) и высотного самолета-разведчика U-2 в пользу БПЛА RQ-4 Global Hawk. Не менее важной остается роль военно-морского флота, который на время лишится 11 кораблей (из 283) – они будут изъяты для модернизации с целью продления их срока службы.
Наиболее радикальные сокращения коснутся сухопутных войск США. К 2019 году запланировано снизить их численность с текущих 522 тысяч до 440-450 тысяч человек - беспрецедентно низкого уровня за последние 75 лет. При этом численность резерва останется практически без изменения. Кроме этого, запланировано незначительное (5 %) сокращение национальной гвардии. Корпус морской пехоты составит 182 тысячи человек (вместо 202 тысяч), однако дополнительные силы (900 человек) будут выделены для охраны американских посольств. Увеличен будет состав сил для участия в специальных операциях, что, по мнению минобороны, необходимо для отражения ассиметричных угроз и обеспечения кибербезопасности.
По оценкам Пентагона, данный бюджет позволит обеспечить внешнеполитические интересы страны, которые после завершения длительного периода войн с участием США требуют не столько многочисленных, сколько более мобильных и современных вооруженных сил.
Москва и Брюссель продолжают активные дипломатические маневры вокруг выстраивания новой архитектуры безопасности в Европе. Украинский кризис продемонстрировал, что старая, полуразвалившаяся система уже не работает. И Москва настаивает на создании новой, которая учитывала бы не только реалии Европы после холодной войны, но и реалии «мира после Майдана».
Судя по всему, «добровольчество» имеет во многом социально-идеологические корни. Носители внесистемных радикальных взглядов, к которым принадлежит подавляющее большинство изученной выборки добровольцев, лишены возможности реализовать свои идеи в России, так как они не принимаются обществом и властью. Политические проекты ДНР и ЛНР являются для них шансом построить новое государство и общество в культурно близкой среде «с нуля», без груза политических традиций и сложившихся порядков.
Новичок в международных делах Никки Хейли во время слушания по номинации на пост постпреда в ООН заручилась поддержкой со стороны сенаторов, озвучив традиционные для вашингтонского истеблишмента внешнеполитические взгляды. Барак Обама принял последние политические решения, отложенные на конец президентского срока. Подготовка инаугурации Дональда Трампа сопровождается новыми скандалами вокруг миллиардера.
Амбициозная антироссийская законодательная инициатива - «О предупреждении российской агрессии» - позволяет республиканцам выглядеть убедительно в глазах избирателей, однако не просчитывает долгосрочные международные последствия ее принятия.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.