Оборонный бюджет США на 2015 фискальный год отвечает новой военной стратегии США, обозначенной в четырехлетнем Обзоре оборонной политики 2014 года. Перемены значительны по масштабу и позволяют говорить о начале нового пост-афганского периода во внешней политике США.
Основные приоритеты оборонной стратегии
В отличие от предыдущего Обзора 2010 года, в котором основной акцент делался на глобальное проецирование военной силы США, в данном документе внимание уделено наращиванию способности страны предупреждать потенциальные угрозы и производить быстрое развертывание группировки. Данной логике соответствует и заявление Чака Хейгла о необходимости достижения баланса между готовностью (способность быстрого развертывания), возможностями (уровень модернизации) и мощностью (численность армии) вооруженных сил. По его словам, долгий период участия США в боевых действиях привел к смещению приоритета в сторону последнего параметра, и сегодня необходимо посредством его сокращения высвободить средства для наращивания первых двух компонентов.
С точки зрения региональных приоритетов, военная стратегия 2014 соответствует внешней политике Барака Обамы по смещению вектора в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, который, по словам Хейгла, играет все более важную роль с точки зрения американских экономических и политических интересов. Здесь основной угрозой стабильности Пентагон считает ядерную программу КНДР и активную модернизацию вооруженных сил КНР в условиях недостаточности информации со стороны китайского руководства.
Наряду с Восточной Азией по-прежнему высокое место в числе приоритетов США занимают страны Персидского Залива, где уровень американского военного присутствия останется без изменения. Отдельно отмечена необходимость усиления сотрудничества с Россией не только в контексте поддержания региональной европейской безопасности, но и в деле решения проблем, связанных с Сирией, Ираном и Афганистаном.
Определенным нововведением стал акцент на кибербезопасность. Согласно Пентагону, именно в этой области наиболее высока возможность возникновения угроз для американского лидерства.
Сокращение оборонного бюджета 2015
В целом бюджет Пентагона на 2015 год составит 496 млрд. долл. США, что совпадает по сумме с 2014 годом. Это соответствует ограничениям, наложенным Конгрессом в Законе о сбалансированном бюджете (Budget Control Act 2011), согласно которому, к 2021 году планируется сократить оборонные расходы на 454 млрд. долл. США. В основе вынужденных сокращений военных расходов лежит принцип замены глобального присутствия США на готовность к быстрому развертыванию. Планируется модернизация военно-воздушных сил США в пользу более многофункциональных самолетов, при сокращении числа одноцелевых. Так, будет прекращено финансирование программы А-10 «Тандерболт» (бронированный одноместный штурмовик, широко применяемый в Афганистане и Ираке) и высотного самолета-разведчика U-2 в пользу БПЛА RQ-4 Global Hawk. Не менее важной остается роль военно-морского флота, который на время лишится 11 кораблей (из 283) – они будут изъяты для модернизации с целью продления их срока службы.
Наиболее радикальные сокращения коснутся сухопутных войск США. К 2019 году запланировано снизить их численность с текущих 522 тысяч до 440-450 тысяч человек - беспрецедентно низкого уровня за последние 75 лет. При этом численность резерва останется практически без изменения. Кроме этого, запланировано незначительное (5 %) сокращение национальной гвардии. Корпус морской пехоты составит 182 тысячи человек (вместо 202 тысяч), однако дополнительные силы (900 человек) будут выделены для охраны американских посольств. Увеличен будет состав сил для участия в специальных операциях, что, по мнению минобороны, необходимо для отражения ассиметричных угроз и обеспечения кибербезопасности.
По оценкам Пентагона, данный бюджет позволит обеспечить внешнеполитические интересы страны, которые после завершения длительного периода войн с участием США требуют не столько многочисленных, сколько более мобильных и современных вооруженных сил.
Сама апрельская эскалация не была чем-то неожиданным для всех, кто следил за динамикой армяно-азербайджанского этнополитического противостояния. Рост числа инцидентов и жертв (включая не только военнослужащих, но и гражданских лиц) уже не первый год является отчетливым трендом. Что же касается дипломатического формата, то ни Ереван, ни Баку не демонстрировали вчера и не демонстрируют сегодня приверженности к компромиссам и уступкам.
Прошедшая неделя ознаменовалась целым рядом сигналов к нормализации в отношениях между США и Россией, количество которых в последнее время растет. Снятие санкций с Ирана имело не столь однозначный эффект для американского бизнеса, пытающегося отстоять свои права перед собственным Конгрессом. После последних дебатов республиканских кандидатов-участников президентской гонки популярность Трампа продолжает расти, и все больше влиятельных фигур высказываются в его поддержку.
Во вторник, 28 июля, глава Луганской республики Игорь Плотницкий выступил с неожиданным заявлением о переговорах по одному щепетильному вопросу — праве получения российских паспортов гражданами самоопределившихся частей Донбасса. Эта новость, несмотря на свою принципиальность, не вызвала сколько-нибудь значимой реакции со стороны официальных лиц Москвы, Киева и Брюсселя, что само по себе можно считать очень важным сигналом.
Всю неделю основное внимание в мире привлекали события так или иначе связанные с Ближним Востоком. События в Йемене и обсуждение Иранской ядерной программы отодвинули на второй план тему результатов муниципальных выборов во Франции, в которых одержали победу правые и начало обострения британо-аргентинских отношений из-за Мальвинских (Фолклендских) островов.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.