Контртеррористическая кампания, инициированная США, против радикальных исламистов ИГ в Сирии и Ираке продолжается – как и дискуссия вокруг вопроса о ее эффективности. Бывший глава Пентагона Леон Панетта заявил, что война против террористов может затянуться на 30 лет, расширившись на территорию Ливии, Нигерии, Сомали и Йемена. Причиной сложившейся ситуации Панетта назвал просчеты и ошибки Белого Дома в принятии политических решений, главными из которых он назвал недостаточную настойчивость в переговорах с Багдадом о сохранении контингента американских ВС на иракской территории, а также безразборную поставку вооружений сирийской оппозиции.
«Мы бы сейчас не оказались в таком положении, если бы изначально разобрались, есть ли действительно умеренные элементы в рядах оппозиционеров, которые борются с Асадом».
На 7 октября осуществлено около 700 разведывательных полетов, 2000 военно-воздушных рейдов, произведено более 260 ударов в Ираке и 93 – в Сирии – по позициям боевиков стоимостью более 62 млн долл. При этом, несмотря на то, что контртеррористическая коалиция, собранная усилиями Вашингтона включает около 50 государств, основная доля реализуемых операций – около 90% - приходится на ВВС США и только около 10% - на силы их союзников, включая региональных в лице Саудовской Аравии, Катара, ОАЭ, Иордании и Бахрейна.
Между тем, в СМИ и экспертных кругах высказываются сомнения касательно целесообразности этой кампании ввиду ее неоднозначных результатов. Причем, вопросы вызывает не только расширенная после некоторых колебаний Белого Дома с территории Ирака – на Сирию - военно-воздушная операция, что, по мнению отдельных наблюдателей, особенно негативно настроенных к режиму Башара Асада и не теряющих веру в дискредитировавшую себя сирийскую Национальную Коалицию оппозиционных сил, играет на руку Дамаску. Удары по позициям боевиков ИГ представляются малорезультативными, так как последние продолжают расширять границы подконтрольных себе территорий и наращивать свой авторитет среди других исламистских группировок.
В доказательство низкой эффективности реализуемой кампании против боевиков ИГ сообщается также о том, что американские ВВС для поражения целей начали использовать в ходе операции вертолеты «Апаче», которые крайне уязвимы для ударов со стороны исламистов. По словам главы вашингтонского Центра новой американской безопасности Ричарда Фонтэйна, «решение использовать “Апаче” свидетельствует о том, что используемые до сих пор методы не принесли значимых результатов». Представители Пентагона, между тем, объясняют это решение необходимостью наносить более точечные удары в целях повышения эффективности операции.
Несмотря на то, что официальные лица в США отрицают непродуктивность своих действий, факты говорят о том, что двухмесячная военно-воздушная операция против ИГ даже не приблизилась к цели: ИГ не только сохраняют прочные боевые позиции, но и укрепляют свое влияние, активно используя реализуемую США операцию в своей пропаганде, направленной против Запада и арабских режимов, с ним сотрудничающих. Очевидно, что в сложившихся условиях контртеррористическая война действительно может затянуться на десятилетия. Выходом в данной ситуации, по мнению многих, может стать запуск наземной операции в добавок к военно-воздушной. Однако помимо того, что желающих реализовывать активное военное вовлечение в бои с боевиками в регионе не наблюдается, такая операция также не принесет желаемых результатов.
Гибкая тактика диверсионно-террористической войны, сопровождаемая активной идеологической политикой, в том числе – с использованием социальных сетей, имеет явное преимущество перед тактикой конвенционных армий.
Успех борьбы с террористами зависит от эффективности устранения предпосылок, к чему призывает ряд арабских наблюдателей, видящих, однако, «корнем зла» режим Асада. Ключевая проблема в противостоянию исламистским боевикам заключается в политизации – как причин, так и следствий радикализма. Так, отдельные монархии Залива – на государственном и частном уровнях – долгое время осуществляли финансирование исламистских группировок по всему региону с целью расшатать неугодные им режимы посредством внушения населению идеи о необходимости бороться с правителями, исповедующими «неправильный» ислам и обрекающими на несправедливость свой народ. В определенный момент эти идеи начинают жить собственной жизнью вне зависимости от воли вчерашних спонсоров, а эти группировки – реализовывать собственные цели, часто оборачиваясь против своих покровителей – захватывая гражданские и военные объекты и не нуждаясь более в финансировании извне. У вчерашних спонсоров терроризма появляется острая необходимость противостоять своим «протеже», начинающих представлять трансрегиональную угрозу, но и это противостояние приобретает характер геополитической борьбы за сферы влияния.
Политизация социально-экономических проблем и религиозных идей едва ли остановима, однако и методы исламистов далеко не всем арабским населением встречается позитивно. В момент, когда степень дискредитации этих методов достигнет максимальной точки, можно ожидать окончания горячей фазы контртеррористической борьбы и ухода остатков исламистов в подполье – до следующего кризиса.
В Вашингтоне все больше привлекает внимание ситуация в Ливии - на фоне усиления позиций ИГ в этой стране - вплоть до обсуждения вопроса о военном вмешательстве для борьбы с террористической группировкой. Не менее противоречивым вопросом, обсуждавшимся на прошедшей неделе, стала проблема отказа от использования российскихракетных двигателей при запуске американских спутников, к чему призывает ряд конгрессменов во главе с Маккейном. Помимо этого, США выразили недовольство по поводу отказа Китая ужесточить санкции в отношении Северной Кореи, однако ничего этим не добились.
Наблюдая падение режимов в странах «арабской весны», турецкая правящая элита пришла к выводу о предрешенности судьбы режима Б. Асада в Сирии. Поэтому Анкара приняла решение пожертвовать сложившимися с Дамаском связями и сделать ставку на оппозиционные силы.
В результате вместо делегирования суверенитета появляется феномен де-факто государственности, с которым в «материнских государствах» толком не знают, что делать. Пойти на «развод» нельзя в силу внутриполитических ограничителей, но и вернуть невозможно в силу отсутствие интеграционного потенциала. Ведь в случае с Грузией и Абхазией пришлось бы говорить не столько о «восстановлении юрисдикции» Тбилиси, сколько об ее «установлении». Но для такого установления нет ни внешних ресурсов, ни рычагов влияния внутри абхазского общества, то есть цели для «примирения и гражданского равноправия».
Власти Нидерландов сейчас стоят перед сложной дилеммой, так как игнорировать результаты референдума они не могут, но и пойти на срыв ратификации после волеизъявления своих сограждан (а точнее только их части) будет еще сложнее. Правительство взяло паузу и заявило, что потребуется время для того, чтобы выработать позицию внутри страны, с европейскими партнерами и с Украиной.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.